Цветы. Рисование в технике эбру

- 22:53Авторские проекты, Авторский проект Натальи БОЙКО "Веселая палитра"

Занятие можно посвятить Всемирному дню водных ресурсов/Дню воды, который ежегодно отмечается 22 марта.

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»

 

 

 

 

Тема: «Цветы»

Цель: Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционной техники рисования эбру

Задачи:

– формировать умение использовать новую технику эбру;
– продолжать формировать умение отображать  характерные признаки цветов, их форму, пропорции;
– продолжать формировать умение  самостоятельно использовать сочетания разных цветов красок;
– способствовать развитию фантазии в процессе рисования цветов, придуманных самим ребенком;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать  позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками, с лотком с водой.

 

Оборудование:

– образцы рисунков, выполненных в технике эбру,       
– магнитная доска, 
– магниты.

 

Материалы:

– 2 плотных альбомных листа формата А5;
– лоток с низкими бортиками с водой, заваренной крахмалом;
– кисть № 3;
– баночка-непроливайка с водой;
– акварельные краски;
– деревянная палочка;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.

 

Ход занятия

 

 I   Вводная часть

 1 Познавательная беседа

Содержание беседы с детьми включает информацию о жизненно важном значении воды для природы и человека, разнообразных ее состояниях и свойствах, необходимости бережного отношения к ней. Нужно подвести ребят к согласию о том, что процесс рисования без использования воды невозможен, так как рисование гуашью или акварельной краской (“аква” в переводе – вода) включает ее обязательное применение. Художник промывает свои кисти в воде, чтобы почистить их от предыдущих красок, которыми он рисовал, смачивает полотно водой при рисовании в технике акварель “по-сырому”.

Интересным и удивительным является тот факт, что воду можно использовать вместо полотна, то есть рисунки создаются на воде, благодаря добавлению уплотняющих специальных веществ. Такая техника рисования называется эбру. Краски держатся на поверхности воды, не смешиваются с ней, что позволяет  рисовать на прозрачном «холсте». Например, пищевой загуститель картофельный крахмал, который добавляется для приготовления киселя, хорошо знакомого детям напитка, можно использовать с целью уплотнения воды с последующим рисованием на ней. Особенность техники рисования эбру заключается в том, что невозможно создать два одинаковых рисунка. Все изображения и получаемые картины всегда разные. Процесс рисования невероятно увлекателен, загадочен и по-своему волшебен.

          2 Пальчиковая гимнастика «Морские обитатели»

Жил да был один дельфин.  
  (ладони сложены перед грудью, плавные движения влево-вправо)
Два конька дружили с ним.
    (ладони развёрнуты вертикально, поочерёдные движения вверх-вниз.
Приплывали к ним киты и акулы, и моржи. 
    (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
Те учили их считать 
    (сжимаем- разжимаем кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять. 
     (загибаем пальчики, начиная с большого)

Повторить 3 раза.

 

II Основная часть

Рассматривание образцов рисунков с цветами.

    

1 Рисование цветов

1 Рассматривание рисунков-образцов с объяснением новой техники. Предлагаем ребятам рисовать любые цветы разной формы любимыми и (или) желаемыми цветами красок. То есть, не придерживаясь обычного образца, предоставляем детям возможность для проявления безграничной фантазии, индивидуальности, отражения внутреннего состояния и чувств с выплеском эмоций.

 

2 На кисточку, смоченную водой, набираем акварельную краску выбранного цвета и произвольно рисуем цветы. Обращаем внимание на то, чтобы кисточка не погружалась в воду. Необходимо рисовать, едва касаясь водной поверхности. В противном случае, краска опустится в толщу воды, что осложнит процесс переноса рисунка на бумагу или сделает его невозможным. Предлагаю воспользоваться деревянными палочками, с помощью которых удобно выполнять различные разводы, завитки, волны.

       
  

2 Физкультурная минутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
     (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда
     (потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.
     (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох

И садимся на песок.
     (дети садятся)

3 Перенос рисунков на бумагу

Половину альбомного листа кладем на водную поверхность с рисунком. Слегка прижимаем, затем аккуратно приподнимаем за уголки левого (правого) края и постепенно снимаем весь лист. Этот процесс выполняется один раз. Если что-то  пошло не так, повторять это действие не имеет смысла. Придется нарисовать другой рисунок, причем на совершенно чистой поверхности. Предыдущую воду необходимо заменить.

Перенос рисунка требует осторожности и аккуратности, поэтому детям на этом этапе необходима помощь.

 

 

III Заключительная часть

Еще не просохшие рисунки выкладываются на стол. Ребята подходят к столу, рассматривают «водные рисунки» (рисунки на воде), высказывают своё оценочное мнение.

Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать в технике эбру, было ли им интересно, сложно; что понравилось на занятии больше всего и почему; хотели бы они порисовать в этой технике дома.

Рисунки собираются, просушиваются, затем помещаются в личные портфолио кружковцев. Желательно их прогладить утюгом, так как рисунки в этой технике имеют несколько деформированный вид.

 

Примечание автора.   В случае проявления желания детьми порисовать в технике эбру дома, можно предложить им другие варианты «жидких» поверхностей для рисования, например, молоко, кефир. А чтобы еще больше удивить и порадовать ребят, можно рассказать им о следующем  способе. В воду (молоко) необходимо добавить распущенный желатин, немного сахара, любой пищевой ароматизатор и нарисовать пищевыми красками то, что хочется. Затем лоток поставить в холодильник. Рисунок застынет, приобретет форму. Но, самое интересное и удивительное – это то, что маленький шедевр после застывания окажется не только красивым, но и съедобным!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий