Мастер-класс «Оценочная деятельность: содержание, средства и результат»  

- 18:50Мастер-класс, Методичка

 

Наталья СОЛДАТЕНКОВА,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область

 

 

 

Цель: расширение компетентности педагогов учреждения образования по организации оценочной деятельности в образовательном процессе.

Задачи:

1 Сформировать общее представление о новых веяниях в системе оценивания.
2 Создать мотивацию к самостоятельному детальному изучению темы.
3 Познакомить с суммативным, формативным и критериальным оцениванием.
4 Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания.

Ожидаемый результат: педагоги познакомятся с видами оценивания, их характеристиками и методами использования каждого вида оценивания на учебных занятиях и средствами фиксации.

Ресурсы: маркеры, бумага, карточки, видеоролики, презентация «КОД».

 

Ход мастер-класса

 

I Организационно-мотивационный этап

 

Психологический настрой на работу

Клип «Учителя и оценки» 

 https://drive.google.com/file/d/10r9rP6nZLpXSRcHudD5e180gu6YdcWSH/view?usp=sharing

 

СЛАЙД 1 

 

Ссылка на презентацию:
https://drive.google.com/file/d/1IveVPwUr491ffIG8q2bSK1Plt9HlrTXZ/view?usp=sharing

– Узнали ли Вы себя в роли какого-либо учителя? Повторю слова, завершающие клип и предлагаю их взять девизом не только работы на мастер-классе, но и в жизни: «Давайте будем лучшими!»

 

Введение в деятельность

Предлагаю участникам мастер-класса выбрать место за одним из шести столов, где лежат шляпы различных цветов: красного, жёлтого, чёрного, зелёного, белого, синего.

Нескольким участникам из команды зелёной шляпы, не комментируя, предлагается за 2 минуты нарисовать цветок.

 

Работа с участниками команды белой шляпы (Определение текущего уровня достижений).

 

– Уважаемые участники, назовите факты, теоретические сведения о том, что вы знаете об оценке, оценивании. (Карточка-подсказка с вопросами. Приложение 1)

Ссылка на приложения:
https://drive.google.com/file/d/1WMo7UxJSACyyEdfknkqyWFhyH-Cu989u/view?usp=sharing

Вывод: с оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то отметка или слово, но все оно одинаково влияет на наше сознание, оставляет отпечаток. Вопрос «Как правильно оценивать?» остаётся пока открытым.

Предлагаю посмотреть видеоролик «Оценка по контрольной» 

https://drive.google.com/file/d/1kYIEA3uTHP-7Y6kdWgTNTsZQj8LiWQ-S/view?usp=sharing

 

СЛАЙД 2 

 

Обсуждение видеоролика, обращаюсь к команде красной шляпы, но, если есть желающие высказаться, передаю на время красную шляпу выступающему. (Приблизительные вопросы – Приложение 2).

 

Вывод: Большинство неудач педагогов бывает от того, что забывают о чувствах и эмоциях учащегося.

 

СЛАЙД 3 

 

– Коллеги, ориентируясь на своё эмоциональное восприятие, настроение, вы выбрали место за столом, где лежала шляпа определённого цвета. Итак, те, кто выбрал зеленую шляпу, – вы хотите быть успешными на сегодняшнем мероприятии, те, кто выбрал красную – желаете пообщаться, те, кто выбрал желтую – планируете быть активными, белую – теоретически подкованы, готовы оперировать фактами, чёрную – вы критически относитесь ко всему увиденному и услышанному, и мастер-класс не станет исключением, а выбравшие синюю шляпу будут настойчивы, активно отстаивать свою точку зрения и даже готовы поспорить.

 

Постановка проблемы

Итак, необходимо оценить работу представителей команды зелёной шляпы, которые рисовали цветок. Выставляю отметки от 1 до 10. При этом участники видят, что тщательно нарисованные цветки оцениваются хуже, чем небрежные наброски.

Предлагаю задать вопросы или высказать своё мнение относительно выставленных мною отметок представителям команды чёрной шляпы.

Возникает вопрос: «А почему такая отметка?». Отвечаю на возражения (например, что хотела увидеть лилию на длинном стебле, с тремя листьями с желтыми тычинками).

 

СЛАЙД 4

 

Предполагается возражение: «Так вы же нам об этом не сказали».

Таким образом, мы обозначили проблему, которую будем сегодня обсуждать и находить пути решения. Веяния времени ставят перед нами задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учащихся и расширению оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты учащегося.

 

Итак, тема мастер-класса – «Оценочная деятельность: содержание, средства и результат».

 

СЛАЙД 5 

 

Целеполагание

Целью моей работы на мастер-классе является расширение компетентности педагогов по организации оценочной деятельности в образовательном процессе.

 

СЛАЙД 6 

 

–  Хочу задать вопрос и в первую очередь адресовать его команде синей шляпы: что вы ожидаете от мастер-класса? Ваши цели, прогнозы? На какие вопросы вы хотите найти ответы? (Ответы коллег)

–  Надеюсь, что сегодня вы найдете ответы на свои вопросы (определение желаемого уровня достижений). Предположу, что к концу мастер-класса вы сможете:

– различать суммативное, формативное и критериальное оценивание;

– определять критерии успеха;

– разрабатывать критерии для оценивания задания;

– организовывать обратную связь, которая влияет на процесс обучения

 

СЛАЙД 7 

 

II Актуализация субъектного опыта участников, работа с понятиями 

 

Задание членам команды зелёной шляпы: нарисовать дом.

Задание команде чёрной шляпы: разработать и записать критерии оценивания рисунка дома.

(Задание команде зелёной шляпы озвучиваю, задание команде чёрной шляпы – нет, предлагаю его выполнить на листе бумаги, где и сформулировано задание – Приложение 3).

 

Одновременно фронтально работаем над определением понятий.

Что такое деятельность? (приём «Мозговой штурм». Одному представителю команды белой шляпы предлагаю составить определение деятельности из заготовленных слов и словосочетаний. После высказываний участников семинара формулируется понятие «Деятельность» и сравнивается с определением понятия, составленным из отдельных слов.

 

СЛАЙД 8 

 

Когда мы говорим о контрольно-оценочной деятельности, то в первую очередь имеем в виду деятельность педагога.

Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса: Что оценивать? Как оценивать? С какой целью оценивать работу учащегося на учебном занятии? .

 

СЛАЙД 9 

 

Итак, команда зелёной шляпы справилась с заданием, им необходимо было нарисовать дом.

 

СЛАЙД 10 

 

Команда чёрной шляпы тоже справилась с предложенным заданием и составила критерии для оценивания рисунка дома. Оцените, команда красной шляпы, рисунок, используя эти критерии.

 

СЛАЙД 11 

 

Рефлексия по заданию

 

СЛАЙД 12 

 

Вывод: Оценивание должно быть критериальным.

 

III Информационно-деятельностный этап

 

При традиционном подходе оценивания учащемуся сообщается окончательный результат в виде отметки, которая комментируется с приведением аргументов, что именно не позволило получить ему более высокий балл. При таком подходе отсутствует стимул для развития учащегося. Учащийся часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить время на обсуждение причин выставления именно этой отметки. Родители получают информацию от учащихся, которые объясняют свои неудачи предвзятым отношением учителя. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и взаимодействии семьи и школы.

Решить эти проблемы помогает критериальное оценивание.

Что же такое критериальное оценивание?

 

СЛАЙД 13 

 

При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании сравниваются с эталоном – планируемым результатом обучения, представленными критериями.

 

Что необходимо для критериального оценивания?

 

СЛАЙД 14

 

На слайде представлен алгоритм критериального оценивания.

 

СЛАЙД 15

 

Прошу участников команды синей шляпы проанализировать таблицу и сделать вывод.

 

СЛАЙД 16 

 

– Итак, оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения.

 

При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая – поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.

 

На протяжении многих лет нас так оценивали, и мы так оцениваем: используем метод вычитания. Т.е., когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим десять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Значит, мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из десятибалльной отметки. Может быть, оценивание должно осуществляться методом сложения? Т.е. к базовому уровню приплюсовываются достижения. И это принципиально новый подход.

 

СЛАЙДЫ 17, 18 

 

На чём же строится критериальное оценивание? Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами (на слайде).

 

СЛАЙД 19 

 

Критерии составляют основу любой оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. Критериальное оценивание – личностно-ориентированное – за счет тщательно отобранных, коллективно прописанных и заранее известных всем участникам образовательного процесса критериев, соответствующих целям и задачам учебных предметов. Критерии – это признаки, на основании которых производится оценка. Наличие критериев при оценке учебных достижений, учащихся очень важно по следующим причинам (на слайде).

 

СЛАЙДЫ 20, 21

 

Пример для уроков русского языка, географии, математики.

 

СЛАЙДЫ 22–25 

 

IV Моделирование

 

Работа в группах

Составить критерий, рубрикатор и дескрипторы по темам учебных предметов, команда чёрной шляпы – критерии для оценки работы групп. (Пример составления критериев, рубрикатора и дескрипторов – Приложение 4).

Представление работы групп, обсуждение.

 

Подведение итогов этапа

 

СЛАЙД 26 

 

Обращаю внимание, что на мастер-классе для изучения проблемы был использован приём «Шесть шляп». Давайте назовём словами-определителями все шляпы, проанализировав ту деятельность, которую выполняла каждая группа (представлена в таблице).

 

СЛАЙД 27 

 

Раздаю информационный листовки «Шесть шляп» (Приложение 5).

 

V Рефлексия. Подведение итогов  

 

СЛАЙДЫ 28, 29 

 

Итак, уважаемые коллеги! Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они, нашли ли вы ответы на свои вопросы, что оказалось для вас самым неожиданным? (выслушиваются ответы коллег).

 

Продолжите фразы  

СЛАЙД 30 

 

Спасибо за внимание. Удачи вам, коллеги, новых творческих находок! В подарок вам техники формативного оценивания.

 

СЛАЙД 31 

 

Техники формативного оценивания:

 https://drive.google.com/file/d/1JuLxhbVE2HsiSWuIYlqaxtrhvbUXlSxT/view?usp=sharing

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий