- Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников старшего дошкольного возраста «Путешествие в город профессий»

  

Светлана ГРИЩЕНКО,
воспитатель дошкольного образования

ГУО «Ясли-сад №5 г.п. Корма»,
Гомельская область

 

 

 

Тема: «Путешествие в город профессий».

Программные задачи: Продолжать формировать представления о профессиях людей, орудиях их труда, личностных качествах человека труженика (старательный, мастер на все руки, трудолюбивый, ответственный). Закрепить представления детей о средствах, месте работы, одежде и результатах труда той или иной профессии. Развивать умение участвовать в ремонте книг. Развивать связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, наблюдательность. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, посылка с письмом, подносы с материалами и инструментом на каждого ребенка для ремонта книг (клей, кисточка, ножницы, клеенка, салфетка, бумага), набор карточек для игры «Угадай, кто я?», презентация «Четвертый лишний», игра «Выбери нужное», игра «Найди профессии людей, связанные с использованием ручного, умственного труда», микрофон.

Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”, чтение стихов: «Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова; просмотр мультфильма «Кем быть?»; рассматривание инструментов разных профессий; сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Автобус», «Поликлиника», дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Угадай по одежде», «Кто где работает?»

Методы и приемы: 

– информационно-рецептивные: беседа, вопросы, объяснение;

– репродуктивные: упражнение, показ, выполнение трудовых действий по ремонту книг, физкультурная минутка;

– наглядные: демонстрационный материал по теме «Профессии», презентация «Город профессий», презентация «Четвертый лишний»;

– игровые: словесные игры: «Угадай, кто я?», «Назови профессию», дидактические игры «Выбери нужное», «Найди профессии, связанные с использованием ручного, умственного труда», проблемные и игровые ситуации.

Тип занятия: закрепляющий.

Развивающие технологии: метод наглядного моделирования, метод ОТСМ – РТВ – ТРИЗ-технологии

 

Ход занятия

 

1 этап – вводный (организационный)

Воспитатель дошкольного образования (ВДО): Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их:

 

Игра «Приветствие» (фронтальная форма работы)

       Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!

ВДО: Все готовы заниматься?

Дети: Будем очень мы стараться!

 

Сюрпризный момент «Посылка от жителей Города Профессий» (фронтальная форма работы)

       Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

 

2 этап основной

ВДО: Ребята, сегодня утром нам в группу принесли посылку. Скажите, человек какой профессии принес нам посылку? (почтальон) Давайте посмотрим, что в ней находится. Здесь письмо.

Проблемная ситуация «У жителей города злой волшебник забрал профессии».

       Цель: продолжать формировать представления о профессиях людей.

«Здравствуйте, ребята! К вам обращаются за помощью жители Города Профессий». В нашем городе было много разных профессий. Каждый человек работал и занимался своим любимым делом. Но злому волшебнику это не понравилось и он решил избавиться от всех профессий. Все жители города забыли, чем они занимались и перестали трудиться. Помогите нам вернуть наши профессии».

ВДО: Ребята, отправимся на помощь? Но прежде чем отправиться, скажите мне, пожалуйста, что такое профессия? 

ВДО: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Какие профессии вы знаете? Назовите их. 

 

Игра с мячом «Назови профессию»

       Цель: Продолжать формировать представления о профессиях людей. 

ВДО: Молодцы, много знаете профессий! (да) Готовы отравиться на помощь? Тогда закрывайте глаза, сейчас волшебный веер в одно мгновение перенесет нас в Город Профессий.

ВДО: Вот мы и в Городе Профессий.

ВДО: Чтобы помочь жителям этого города нужно выполнить первое задание.

 

Развивающая игра “Угадай, кто я?” (подгрупповая форма работы)

       Цель: Продолжать формировать представления о профессиях людей, развивать связную речь, мышление.

На столе лежат карточки с изображением профессии. Ребенок подходит, берет карточкуи не показывая детям говорит:

– Я лечу людей. Кто я? (ты врач)

– Я тушу пожар. Кто я? (пожарный)

 

ВДО: В Городе Профессий злой волшебник перепутал все предметы и инструменты, которые нужны для той или иной профессии. Давайте поможем разобраться, какой предмет лишний и выполним следующее задание, которое называется “Четвертый лишний” (презентация)

Дидактическая игра “Четвертый лишний” (фронтальная форма работы)

       Цель: закрепление представлений об орудиях труда людей разных профессий.

Картинки к дидактической игре «Четвёртый лишний» по ссылке:

https://drive.google.com/drive/folders/1CIN7P8RS04NcDrauc6Yyti_JuijXezVL?usp=sharing

 

Дидактическая игра “Выбери нужное”

       Цель: закрепить представления детей о средствах, месте работы, одежде и результатах труда представителей той или иной профессии.

На стол вперемешку высыпаются несколько наборов карточек с изображением профессии, одежды, места работы, средств и результата труда. Каждый выбирает себе одну картинку с изображением професси, а затем все карточки, имеющие отношение к этой професси, обосновывая свой выбор.

 

Дидактические задания: “Найди профессии людей, связанные с использованием ручного труда”, “Найди профессии людей умственного труда”, “Найди профессии людей, которым понадобиться транспорт и техника”

     Цель: закрепление представлений детей о профессиях.

Перед ребенком – синие карточки со схематическим изображением:

рука – ручной труд (строитель, рабочий, повар, кондитер, парикмахер)

голова человека – умственный труд (учитель, бухгалтер, писатель, юрист, дипломат, ученый, библиотекарь, журналист)

автомобиль – профессии людей, которым понадобится транспорт и техника (шофер, летчик, тракторист, спасатель, космонавт, военнослужащий).

ВДО:  Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и помогли жителям города профессий. 

 

Физкультминутка «Мир профессий»

       Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Трактор водит – тракторист  (крутят руль)
Электричку – машинист (руки на поясе, пружинка)
Стены выкрасил – маляр (красят)
Доску выстрогал – столяр (ладошки друг с другом)
В доме свет провел – монтер (фонарики)
В шахте трудится – шахтер  (топают ногами)
В жаркой кузнице – кузнец (перед собой ударяют кулаками)
Кто все знает – молодец! (хлопки)

 

ВДО: Ну, что пора возвращаться домой. Ой, но кто-то еще просит нас о помощи. Посмотрите, пожайлуста, на экран. Как вы думаете, кто это? Как называется эта профессия? (библиотекарь)

ВДО: Ребята, библиотекарь просит помочь отремонтировать книги.

 

Организация трудовой деятельности ((фронтальная форма работы)

       Цель: формирование позитивного отношения детей к трудовой деятельности.

ВДО:  Ребята, давайте определим, что нам необходимо для этого сделать. (Взять порванные книжки, бумагу, ножницы, клей, подставки для работы и заклеить порванные книги).

ВДО: Предлагаю Вам занять места за столами. Ребята, сначала мы будем готовить полосочки бумаги для подклеивания книг. Что нам для этого понадобится? Правильно, бумага и ножницы. Напоминаю, что полосочки не должны быть слишком узкие и слишком широкие.

Потом нам нужно сделать полосочку нужной длины. И затем приклеиваем. Ну что же, приступайте к работе.

Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки какие? (трудолюбивые, старательные, умелые) Вот и ваши руки тоже золотые, умелые.

ВДО: Молодцы, положим наши отремонтированные книги. Злого волшебника мы победили, все профессии вернули жителям. И нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. Веер поможет нам вернуться обратно.

И вот мы в группе.

 

3 этап – заключительный

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

       Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

ВДО: Где мы сегодня с вами побывали? Кому мы помогли? О каких профессиях вы узнали? Какие задания понравилось выполнять? Скажите, а, несмотря на то что вы еще маленькие, вы тоже мечтаете кем-то стать? Расскажите.

 

Игра «Кем ты будешь?» (с микрофоном)

 

ВДО: Замечательно, что у каждого есть мечта. Хорошие профессии вы выбрали. Но у вас еще очень много времени, и я думаю, вы пойдете в школу, будете хорошо учиться, а потом в будущем станете мастерами своего дела и хорошими, добрыми, честными людьми.

 

Литература

1 Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. Национальный институт образования. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 463 с.
2 Литвина, Н.В. Знакомим дошкольников с профессиями ̸ Н.В.Литвина, Е.И.Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2016. – 16 с.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий