Эффективность метода анкетирования в преподавании педагогики

- 13:49Методичка, Педагогическое образование, Профессиональное образование

 

Наталья ЗАМЯТИНА,
преподаватель
УО «Гомельский государственный
педагогический колледж имени Л.С. Выготского»

 

 

 

Чем может помочь метод анкетирования учащихся в работе преподавателя? В чём преимущества тематического анкетирования, как метода сбора определённой информации? Как сформулировать закрытые и открытые вопросы для учащихся?

 

Анкетирование как метод имеет право, по моему мнению, на самостоятельное существование в преподавании педагогики учащимся педагогического колледжа.

Применение анкеты по конкретной теме, накануне её изучения позволит:

– провести мини-исследование в рамках имеющегося у учащихся кругозора;
– выявить степень осведомлённости по новой теме контрольно-тематического плана;
– в дальнейшем стать инструментом-опросником для последующей систематизации и обобщения знаний (Приложения 1–3).

Разрабатывая анкету, преподаватель может использовать как открытые, так и закрытые вопросы. (Справочно: открытый вопрос начинается с вопросительного слова и требует развёрнутого ответа; закрытый вопрос предполагает однозначный ответ «да» или «нет»). Открытые вопросы разумно будет сформулировать так, чтобы учащемуся хотелось на них отвечать. Закрытые вопросы помогут подвести черту в мини-исследовании, ещё раз уточнить значимость информации. Составляя вопросы анкеты, следует помнить, что у нас одна тема мини-исследования. Не лишне повторить: анкетирование служит для сбора информации по конкретной теме (своего рода диагностический срез) и использования её в обобщённом виде. Обработав анкету и получив данные об информированности учащихся по предложенной теме, мы выявляем степень осведомлённости (неосведомлённости).

Как это должно повлиять на выбор типа урока, форму подачи материала, его содержание? В зависимости от уровня осведомлённости и представлений учащихся в дальнейшем определяется тип урока: комбинированный, формирования новых знаний, обобщения и систематизации.

Например, анкетирование перед прохождением темы «Игры» показало слабую осведомлённость учащихся в вопросах о методах руководства игрой, отсутствие знаний терминологии, неуверенность при анализе практических ситуаций, но вместе с тем и большую заинтересованность в овладении методикой игры дошкольников. (См. публикацию «Методика игры как отдельный предмет в педагогическом колледже: предложение о введении курса в учебный план» (https://ng-press.by/2021/03/01/metodika-igry-kak-otdelnyj-predmet-v-pedagogicheskom-kolledzhe-predlozhenie-o-vvedenii-kursa-v-uchebnyj-plan/). В связи с этим по данной теме выбираем комбинированные уроки, которые построены в интерактивной форме с использованием деловых игр, игр-драматизаций, элементов интеллектуальных игр.

Для современных учащихся стало повседневностью заполнение различных анкет в соцсетях, в гипермаркетах, онлайн-опросах и прочих ситуациях. Одно из достоинств метода анкетирования в том, что за минимальный период времени есть возможность собрать требующуюся информацию; немаловажно, что такое тематическое анкетирование проводится анонимно, что предполагает искренность, полноту ответов, возможность получить реалистичную картину. Кроме того, метод анкетирования – эффективный способ для активизации умственной деятельности учащихся.

Проанализировав полученные результаты, преподаватель может планировать свою дальнейшую деятельность с учетом потребностей аудитории. В одном случае можно дать больше теоретических материалов, общеразвивающих, расширяющих кругозор. В другом случае – акцентировать своё внимание на практико-ориентированных методах. В третьем – полезнее всего использовать интерактивные формы обучения. Следует помнить, что предмет «Педагогика» – один из самых догматичных, схоластичных и малоинтересных для современных учащихся. Таким образом, использование метода анкетирования в преподавании педагогики может существенно повысить качество усвоения этого предмета.

 

 

Приложение 1

Анкета «Воспитание ребёнка дошкольного возраста в игре»

1 Перечислите виды игр, которыми должен владеть воспитатель в работе с дошкольниками.
2 В какие игры вы играли в детстве?
3 В какие игры играют дети старшей группы?
4 Какие роли воспитатель может взять на себя в игре ребёнка-дошкольника?
5 Какие условия для игры должны быть в группе детского сада?
6 Игра и возраст: назовите сюжетно-ролевые игры, начиная с раннего возраста.
7 Вы чувствуете себя уверенно (неуверенно) в роли организатора игры ребёнка?
8 Знаком ли вам термин «антиигрушка»?
9 Перечислите модные игрушки для дошкольников.
10 Назовите методы руководства сюжетно-ролевой игрой.
11 Что такое квест-игра?
12 Поставьте себе оценку (по пятибалльной системе) в области: «Мир игры дошкольника».

 

 

Приложение 2

Анкета «Труд в жизни ребенка дошкольного возраста»

1 Дайте формулировку (поясните понятие) «элементарная трудовая деятельность».
2 В каких видах своей деятельности ребёнок использует ручной труд?
3 Что такое, по вашему мнению, «облагораживающая сила труда» (В.Сухомлинский)?
4 Какие, по вашему мнению, трудовые обязанности в быту доступны ребёнку пяти лет?
5 Труд по самообслуживанию – это умение …(продолжить).
6 В чём польза трудового воспитания с раннего возраста?

Ответ: развивает физику тела, координацию движений, наблюдательность, сообразительность, память, внимание, творчество и т. д.

7 Труд в природе: каковы возможности детей старшего дошкольного возраста?
8 Какие вы знаете пословицы о труде?

 

 

Приложение 3

Анкета «Познавательно-практическая деятельность дошкольника»

1 Имеете ли Вы представление, что такое «познавательная активность ребёнка»? Сформулируйте.
2 Как, по вашему мнению, воспитатель может поддержать познавательное развитие детей?
3 Что такое «экспериментирование» в детском саду?
4 Как вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?
5 Какие условия созданы в старшей группе детского сада для познавательно-практической деятельности детей?
6 Назовите приборы-помощники для организации исследовательской деятельности ребёнка?
7 Предложите опыты, которые педагог сможет провести совместно с ребёнком.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий