- Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Роль техники оригами в развитии пространственного интеллекта у детей дошкольного возраста

 

Маргарита ГОРБУНОВА,
заместитель заведующего
ГУО «Ясли-сад № 49  г.Могилева»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

Пространственный интеллект является одним из самых сложных типов для развития человека.

Первой возрастной ступенью в организованном развитии у детей пространственного интеллекта является дошкольный возраст. [1]

Психолого-педагогические исследования и опыт учреждения дошкольного образования свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте дети способны усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.

Первоначально ребенок овладевает ориентировкой на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». 

Дети овладевают ориентировкой «на себя» уже в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица. В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей формируют умения использовать данную систему отсчёта при выполнении задач на ориентировку в пространстве, что является первым обобщённым способом пространственной ориентации, которым овладевает ребёнок в дошкольном возрасте.

На основании этого появляются различные системы знаний о пространственных отношениях объектов.

Следующая задача-ориентировка на внешних объектах.

Большинство предметов занимают в пространстве вертикальное положение, имеют лицевую и тыльную стороны, что позволяет дошкольникам вычленять их. [2]

Так, для успешного овладения детьми пространственными отношениями в работе с воспитанниками используются элементы техники оригами. Данный вид работы с бумагой даёт возможность обобщить и систематизировать представления детей о различных вариантах пространственных отношений.

Я разработала для воспитанников карточки для индивидуальной работы. На каждой карточке схематически изображены этапы (шаги) работы с бумагой.

Ребенок, глядя на изображения, выполняет задания. Данный вид работы уместен с воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста.

Так же на карточке изображен результат работы (что должно получиться).

Воспитанники раннего возраста работают пошагово с педагогом. Педагог демонстрирует выполнение элементов, проговаривает вслух. При необходимости выполняет с воспитанником совместно.

Для работы в технике «Оригами» необходимо использовать бумагу, окрашенную с лицевой и тыльной стороны в разные цвета: белый-зеленый, желтый-белый и т.д. Это дает возможность ребенку быстрее ориентироваться на листе бумаги при складывании.

Основная форма, которая используется в оригами – квадрат. Детям представляется возможность воспринимать квадрат не только как геометрическую фигуру, но и как эталон (базовую форму), имеющий постоянные характеристики.

На интегрированных занятиях по образовательной области «Изобразительное искусство: конструирование» [3] у дошкольников увеличивается объём конкретных представлений о различных вариантах пространственных отношений предметов. Дети осваивают приёмы складывания квадрата по диагонали, по середине. Овладевают практическими навыками извлечения новых геометрических форм из квадрата: треугольника, прямоугольника, ромба. Техника оригами даёт возможность детям работать в нескольких плоскостях: горизонтальной, вертикальными, тем самым создавая объёмные тела.

На интегрированных занятиях образовательных областей «Ребёнок и природа» и «Изобразительное искусство: конструирование» [3] дети создают макеты экологических природных систем: лес, водоём, поле. Таким образом они закрепляют знания о природе, формируют представления о флоре и фауне.

На интегрированных занятиях образовательных областей «Речевое развитие и культура речевого общения» и «Изобразительное искусство: конструирование» [3] педагогом проводится работа над словарным запасом дошкольников по пространственному ориентированию. Важной задачей становится понимание смыслового значения пространственных обозначений и самостоятельное их использование детьми. Дети осваивают специальные слова и грамматические формы, обозначающие пространственные признаки. Пространственными предлогами там, здесь, на дети овладевают достаточно быстро. Однако, предлоги справа, слева, между часто неизвестны детям. Использование оригами на занятиях по развитию речи даёт возможность совершенствовать пространственное восприятие, понять смысл пространственных терминов.

С помощью оригами дети способны самостоятельно создавать игрушки-герои сказок.

Дети придумывают сюжет и создают сказочных неповторимых персонажей. Персонажи сказок индивидуальны и уникальны для каждого ребёнка, так как одного и того же героя в технике оригами можно выполнить разными способами. Дети дают имена игрушкам-персонажам, проживают их роли. Усваивают морально-этические нормы поведения.

Таким образом, можно сделать вывод о значительной роли техники оригами в развитии пространственного интеллекта у детей дошкольного возраста. Данная техника работы с бумагой позволяет детям усвоить «пространственное» содержание. Способствует пониманию смыслового значения употребляемых детьми пространственных терминов.

Использование техники оригами даёт возможность воспитывать такие психологические качества у детей как усидчивость, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, последовательность, умение создавать план действий. Формирует уверенность в себе и развивает творческие способности.

 

 

Список литературы

1.Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°»; Ростов н/Д: Академцентр, 2008.-496-5

2.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман и др.; Сост. В.В. Данилова.- М.: Просвещение, 1987.-175 с.: ил.

3.Учебная программа дошкольного образования. Мн.: «Национальный институт образования», 2019.- 479с.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий