Материал будет интересен тем педагогам, которые, понимая значимость развития связной речи детей, ищут новые подходы в работе по формированию грамматического строя речи, звуковой культуры, обогащению словаря.
Светлана СКОК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область
Одним из основных показателей развития личности ребенка является уровень развития речи. Осмысление детьми окружающего мира осуществляется через словесную форму. Поэтому развитие связной речи является важнейшей задачей.
Понимая значимость развития связной речи детей, уделяю большое внимание использованию метода наглядного моделирования на занятиях и в нерегламентированной деятельности, так как всегда в группе есть дети, которым нужна помощь в области грамматического строя речи, формирования звуковой культуры, в обогащении словаря.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Это важно, так как на дошкольном этапе обучения дети лишены возможности что-то себе записать, отметить. А опорные схемы-модели – это попытка задействовать для решения познавательных задач и развития связной речи зрительную, двигательную и ассоциативную память.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Применение графической аналогии активизирует внимание и мышление детей, они учатся видеть главное, систематизировать и анализировать полученные знания.
В своей работе по развитию у воспитанников связной речи столкнулась со следующими трудностями:
– детям трудно описать предмет, объект;
– дети отвлекаются, им неинтересно слушать собеседника;
– детям нелегко составить целостный рассказ, пересказать художественное произведение, выучить наизусть;
– детям постоянно необходима помощь взрослого.
На начальном этапе с детьми трех-четырех лет использую игровое замещение. Оно основано на употреблении заместителей реальных предметов, а также знаков и символов. В младшем дошкольном возрасте замещение осуществляется по внешним признакам (цвету, форме, размеру). Прием помогает при описании овощей, фруктов, игрушек, одежды, посуды и т. д., а также при пересказе сказок и описании картин. Например, пересказывая сказку «Три медведя», медведя-папу можно заменить большим коричневым кружком, медведицу-маму – средним, а медвежонка – маленьким, а девочку Машу – красным треугольником.
Второй этап работы включает использование самих моделей. Готовую модель дает взрослый, а задача воспитанников с ее помощью решить познавательную задачу. С возрастом дети переходят к использованию моделей, отображающих все более сложные содержания (предметов, объектов, картин, художественных произведений). Особое внимание необходимо уделить разнообразию моделей для составления рассказов – описаний, повествований и рассуждений.
На третьем этапе я предоставляю возможность воспитанникам самим выстраивать модели. Вначале модель строится по готовой ситуации (по содержанию какого-либо известного детям произведения), а далее ребенок сам решает, какими будут действия героев, как будут развиваться события и т. д. Таким образом, при обследовании и выделении признаков предметов, необходимо научить воспитанников называть их точными словами, планомерно анализировать и сравнивать объекты.
На занятиях использую следующие виды моделей:
– предметная модель (набор предметных картинок);
– схематическая модель (схематическое изображение предмета);
– цветовая модель (красная карточка – помидор и т. д.);
– модели на развитие образной, тактильной памяти;
– модели-рисунки (самостоятельное творчество детей).
По мере того, как дети овладевают всеми возможными способами работы с моделями разного вида, у них закладывается фундамент знаний, умений и навыков по развитию связной речи. А конечным результатом является связная речь, как логически и грамматически единое целое, которое обладает относительной самостоятельностью, законченностью и может разделяться на части, связанные между собой.