Воспитатель дошкольного образования делится своим опытом использования игр в формировании у детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН) знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни.
Наталья СУГАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО “Мозырскій районный ЦКРОиР”,
Гомельская область
Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими ухаживать за собой самостоятельно, либо принимать помощь взрослого.
Жизненные компетенции детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН) – это определенные знания, умения и навыки, необходимые ребенку в повседневной жизни. Вся деятельность по организации занятий с детьми с ТМН предполагает ознакомление воспитанников с предметами ближайшего окружения. Главной опорой для детей при выполнении заданий и упражнений с предметами быта служат средства наглядности и практическая деятельность.
Учитывая ограниченные возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями, предлагаю малышам небольшой объем материала и использую многократное повторение. Поэтому свою работу я стараюсь организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для этого использую элементарные игры с различными видами застежек. Например, сначала в присутствии детей делаю горку из пуговиц, раскладываю пуговицы по цветным стаканчикам, выкладываю дорожку. Детей привлекают предметы, и они охотно повторяют действия вначале в совместной деятельности, затем самостоятельно. Ищем спрятанную бабочку за застегнутой молнией, прикрепляем и открепляем цветные шарики на липучке и т.д.
Постепенно задания и виды деятельности усложняются: одеваю кукол на прогулку, раздеваю их, укладываю спать, показываю способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагаю ему выполнить то или иное действие. Зачастую можно наблюдать, что дети быстро утомляются, сталкиваясь с решением задач. Но при переносе задачи в игровое действие детям становится интересно, они стараются выполнить упражнение правильно, красиво, самостоятельно.
Важно отметить, что применение развивающих игр с различными видами застежек для детей с ТМН повышает эффективность занятия и способствует формированию навыков по социальной адаптации, так как используются знакомые, простые предметы: пуговицы, липучки, молнии. Во время формирования навыков использую различные виды помощи: побуждение, стимулирование деятельности, совместную деятельность, «рука в руке», указательный жест, демонстрацию способа решения.
При этом важно каждый успех ребенка, даже самый маленький, сопровождать похвалой, одобрением. Создавать при игре чувство спокойствия, комфорта, эмоционального благополучия.