Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи  

- 17:33Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Наталья ГУРИНА,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 40 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень «хрупкий», так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Это достаточно длительный процесс.

В практике работы в пункте коррекционно-педагогической помощи с детьми, имеющими речевые нарушения, проводя традиционные занятия с воспитанниками, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание детей. Для воспитанников коррекционные занятия по формированию произносительной стороны речи бывают утомительны и трудны, так как требуют эмоциональных затрат и усилия.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны творческие задания, новые игровые приемы к упражнениям по автоматизации звуков и по закреплению правильного звукопроизношения. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Игры дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной четкости в произношении слов с заданным звуком.

При коррекции звукопроизношения совмещаю проговаривание речевого материала (звука, слова, предложения, фразы) с каким-либо действием. Например: говорить и топать, говорить и хлопать, говорить и выкладывать мелкие предметы, говорить и рисовать, говорить и катать мяч. Предлагаю задания, которые направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста.

 

Игра «Звуковые дорожки»

 

Ребенку предлагается провести пальчиком по дорожке, произнося определенный звук, слог, слово.

Перетаскивая машинки на шнурке, ребенок называет заданный звук (слог, слово).

 

 

 

 

Игра «Веселые кнопочки»

 

Ребенок произносит правильно слог, получает бонстик, и им закрывает слоговое окошко.

 

 

 

 

Игра «Страна чудес»

 

1-й вариант. Учитель-дефектолог просит ребенка нарисовать круг, квадрат, овал (или прямую линию, волнистую) пальчиком.

Затем на нарисованную фигуру выложить цветные камешки, произнося определенный звук, слог, слово.

 

2-й вариант. Ребенку предлагается поиграть в игру «Археолог», нужно раскопать предметные картинки на заданный звук и назвать четко каждый предмет.

Потом можно предложить заполнить букву (макет) данными предметами.

 

 

Игра «Звук и буква»

 

1-й вариант. Ребенок вставляет в прорези буквы цветные колечки, произнося слова.

2-й вариант. Ребенок вставляет колечко в букву, если есть в слове звук «Р».

 

 

 

Игра «Сосчитайка»

Ребенок бросает кубик и произносит слог (слово) столько раз, сколько выпало точек на грани кубика.

Выпавшее число укажет, сколько раз повторить слог, слово.

На счетах абакус можно предложить ребенку отложить количество произнесенных им слов.

 

 

Игра «Логокуб»

 

Учитель-дефектолог предлагает ребенку повторить необходимый речевой материал.

При верном повторении, или верном выполнении задания ребенку выдается прищепка, которой он украшает логокуб.

 

 

 

Игра «Собери подарки»

 

Учитель-дефектолог называет существительное в единственном числе.

Ребёнок должен положить в коробку предмет, назвав при этом множественное число.  (У Алеши лягушка, а у Маши…).

 

 

 

Игра «Жираф»

1-й вариант. Ребенку предлагается выбрать предметы со звуком «Р» для жирафа, произнося фразу: «У жирафа …».

2-й вариант. Ребенку нужно отобрать картинки для большого жирафа со звуком «Р», а для маленького со звуком «Рь» («Л»).

 

 

Игра «Подарки для лягушонка»

Лягушонок мечтал увидеть кувшинки.

Ребенок закрывает фишкой картинку и называет слово в направлении, указанном стрелкой.

Затем можно предложить проговаривание фразы: «У лягушонка на пруду…».

 

 

 

Игра «Золотая рыбка»

 

Ребенок выкладывает «чешуйки» на рыбку, произнося фразу: «На рыбке…».

 

 

 

 

Игра «Определи место звука в слове»

  

1-й вариант. Ребенок определяет место звука в слове. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д.

2-й вариант. Ребенок перетаскивает пластиковое окошко на тот вагон, где стоит звук в слове.

 

 

Игра «Собери предметы со звуком Р»

Ребенок отбирает те предметы, в которых есть звук «Р», проговаривая четко каждое слово.

 

 

 

 

 

Работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий