Применение музыкальной терапии для формирования функционального речевого базиса у детей с ОНР

- 9:13Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Автор показывает, как учитель музыки может влиять на ход коррекционного процесса в развитии речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, став незаменимым партнёром, учителя-дефектолога.

 

Ирина АРТЕМЬЕВА,
учитель-дефектолог 

ГУО «Средняя школа № 18 Гродно»

 

 

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей является одной из основных логопедических проблем, исключительно распространённое и стойкое нарушение. При этом оно отличается своей сложностью и проблематичностью в достижении устойчивого, качественного результата за относительно небольшой промежуток времени. К сожалению, пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждениях образования переполнены детьми с нарушениями речевого развития. Это не всегда позволяет качественно оказывать помощь таким детям.

В решении задачи улучшения качества речевой активности детей младшего школьного возраста учитель-дефектолог применяет нестандартный речевой подход и индивидуальную программу. Эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможности.

Инновационные приёмы и методы являются эффективными в коррекционной работе, т.к. оптимизируют процесс коррекции речи у детей и способствуют оздоровлению всего организма. Это направление в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (диагностике, звукопостановке, формированию речевого дыхания при различных нарушениях звукопроизносительной стороны речи и др.)

У детей с ОНР страдают не столько сугубо речевые языковые процессы, которые имеют системное нарушение так называемого базиса речи, но и всего спектра психических функций. Именно эти функции у детей каждый специалист учреждения образования смог бы эффективно развивать. То есть, каждый педагог может осуществить «ремонт поломки на стадии заготовки». Само «здание» речи оказывается неполноценным из-за того, что его фундамент оказывается недоформированным. И после выполнения определённых действий произойдёт сборка целого механизма нормативной речи.

Предлагаю рассмотреть, как конкретно и фундаментально учителя музыки средней школы № 18 Гродно влияют на ход коррекционного процесса в развитии речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Именно музыкальный работник является тем незаменимым партнёром, который помогает формировать акустические процессы.

 

Объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения является примером проведения совместного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и учителя музыки. Кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует устранению эмоциональных зажимов и приобретению речевой активности у детей.

 

Выстраивая свою работу, учитель-дефектолог и учитель музыки должны учитывать:

– структуру речевого дефекта;

– осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

– закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых на логопедических занятиях;

– всестороннее развитие личности ребёнка.

 

Основные задачи проведения таких занятий

   1 Коррекционная: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти, воспитание просодических компонентов речи.

   2 Оздоровительная: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, развитие ловкости и силы, воспитание правильной осанки.

   3 Образовательная: формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений, координации движений.

   4 Воспитательная: развитие чувства ритма, способность ощущать ритмическую выразительность, проявление художественно-творческих способностей, умение соблюдать правила выполнения упражнений.

Задачи Учитель-дефектолог Учитель музыки
Развитие мелкой моторики

– упражнения с различным дидактическим материалом;                  
– пальчиковые игры;

упражнения выполняются на фоне релаксирующей музыки

– игра на музыкальных инструментах;
– танцевальные движения;
– театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики – самомассаж скулолицевой области;
– гимнастика мимических мышц;
– произвольное формирование определённых мимических поз;

Связь мимики с интонацией;


упражнения выполняются на фоне релаксирующей музыки
– развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания – выработка четырёхфазного диафрагмального дыхания;
– дифференциация носового/ротового дыхания;
– воспроизведение скороговорок
– использование музыкальных духовых инструментов;
– распевки;
– упражнения на дыхание в танце;
– игра на губной гармошке
Развитие голоса – упражнения на развитие гибкости мягкого нёба;
– звуковая гимнастика
– хоровое пение;
– движение с речью под музыку;
– использование характерных ролей
Развитие фонематического слуха – чтение стихотворений с выделением фонем;
– различие фонем, близких по способу, месту образования и акустическим признакам;
– воспитание акустико-артикуляционного образа звука;
– формирование контроля за речью через акустический контроль
– использование попевок;
– хоровое или индивидуальное пение;
– музыкально-ритмические движения
Развитие артикуляции

– артикуляционная гимнастика (упр. с зеркалом);
– чистоговорки;
– самомассаж артикуляционного аппарата (индивидуально);

упражнения выполняются на фоне релаксирующей музыки

– разучивание и пение песен;
– пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи – формирование навыков словообразования и словоизменения;
– преодоление аграмматизмов
– разучивание текстов песен;
– драматизация;
– музыкальные спектакли, инсценировки;
– кукольный театр
Развитие словаря – развитие понимания различных слуховых структур и грамматических форм;
– развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря
– пополнение словаря музыкальной терминологией;
– обогащение словаря в процессе занятия
Развитие диалогической речи – формирование навыков составления диалога – драматизация;
– кукольные театры;
– музыкальные спектакли
Развитие монологической речи – развитие у ребёнка желания говорить – разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков – психологические этюды и коммуникативные игры – участие детей в музыкальных представлениях

 

Применение музыкальной терапии учителем-дефектологом на коррекционных занятиях расширяет диапазон положительной саморегуляции, обладает успокаивающим эффектом, гармонизирует и улучшает работу памяти, мышления, концентрации внимания и других психических функций.

 

Список использованных источников

1 Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – М.,1985.
2 Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПБ, 1997.
3 Чиркина, Т.Б. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. ин-ов по специальности «Педагогика и психология (дошк) / Т.Б.Чиркина, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
4 Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы VI Международной научно-практической конференции (12 марта 2015) / Вестник. – Костромской гос. университет. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий