Ночной город. Рисование в технике граттаж (процарапывание) 

- 8:01Авторские проекты, Авторский проект Натальи БОЙКО "Веселая палитра"

 

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»

 

 

 

Тема: «Ночной город»

Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования

Задачи:

– формировать умение рисовать в технике граттаж, используя для этого апельсиновую палочку для маникюра;
– формировать умение грунтовать альбомный лист восковыми мелками и гуашью;
– формировать умение отображать в рисунке характерные признаки ночного города (темное пространство, свет, исходящий от окон, фонарей, фар машин, луны и звезд)
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками.

 

Предварительная работа:

– рассматривание с детьми картинок с изображением города в дневное время и ночью, находить отличия и характерные черты;
– рассматривание репродукций картин современной художницы Кристины Виверс «Ночной город», «Город. Ночной блюз авто № 2».

Оборудование:

– образец рисунка,
– магнитная доска,
– магниты.

Материалы:

– альбомный лист формата А4;
– стаканчик-непроливайка с водой;
–  широкая плоская кисточка;
– гуашь черного цвета;
– восковой мелок желтого цвета;
– гель для мытья посуды (или жидкое мыло, шампунь);
– апельсиновая палочка для маникюра (или палочка для барбекю, зубочистка, шариковая ручка с отработанным стержнем);
– небольшая емкость для смешивания гуаши и мыльной жидкости;
– ложечка для перемешивания вышеперечисленных компанентов;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.

             

 

Ход занятия

 I   Вводная часть

1 Познавательная беседа

Загадать детям загадку:

Дом уснул, игрушки спят,
Только фонари горят,
Отгадаешь ты точь-в-точь —
Это наступила… (ночь).

Когда мы рисуем день, то используем яркие, теплые, нежные краски. Все цветное и светлое вокруг. Краски должны быть легкими и воздушными. Ночью же все приобретает темные тона, синеватые оттенки. Ночью отчетливо видны горящие огни вокруг – фонари, окна, силуэты домов, свет от автомобильных фар.  А на небе вместо любимого нами солнышка – звезды и луна. Это основные отличительные черты ночи. Осталось только выбрать, что именно будет изображено на рисунке. Предлагаю нарисовать ночной город, используя очень интересную новую технику – граттаж. Это способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники — воскография. Это название появилось благодаря тому факту, что бумага сперва натирается восковой свечой, а затем покрывается гуашью. Но мы будем использовать при грунтовке альбомного листа восковые мелки. А также гуашь, смешанную с гелем для мытья посуды. Гель добавляется к гуаши для того, чтобы она не скатывалась по восковым мелкам.

 

2 Пальчиковая гимнастика «В нашем городе»

Город-это улицы, проспекты и дома.
   (дети кладут ладонь правой руки и постукивают поочередно пальцами по столу)
Площади, музеи, парков тишина.
   (тоже самое левой ладонью)
Блеск огромных стекол, праздничных витрин.
   (разводят пальцы в стороны и соединяют их)
Быстрое движенье
   (круговые движения кулаками)
Прохожих и машин
   (указательные пальцы бегут по столу)

 

II Основная часть

    1 Рассматривание образца рисунка.

Обращаем внимание воспитанников, что рисунок нарисован не кисточкой или карандашом, а процарапан палочкой. Если мы обычно используем гуашь для того, чтобы получить изображение чего-либо, то в граттаже мы наоборот гуашь снимаем, удаляем с альбомного листа и тем самым получаем изображение предметов, за счет процарапанных линий, пятен, точек, штрихов. Процарапанные фрагменты имеют желтый цвет. Ведь первый слой нашей грунтовки – это восковой мелок. При процарапывании он остается на альбомной листе и создает иллюзию света в окнах, фонарей, автомобильных фар, луны и звезд.

 

2 Тонировка альбомного листа

   1 Альбомный лист тщательно заштриховываем восковым мелком желтого цвета. Следим, чтобы не было пробелов.

   2 Покрываем альбомный лист вторым слоем – гуашью, смешанной с гелем. Смесь необходимо дать детям в готовом виде, подготовив ее предварительно. Внимание! Учитывая, что дети будут работать с бытовой химией, напоминаем им правила безопасности и осторожного обращения с этим материалом, внимательно контролируем действия воспитанников на данном этапе.

   3 После покрытия альбомных листов гуашью даем им возможность полностью высохнуть (это займет несколько минут).

   4 Обязательно вытереть руки влажной салфеткой.

    

3 Физкультминутка «Город»

Это город. Как высок он!
   (взявшись за руки, поднимаем их вверх)
Сколько крыш и сколько окон.
   (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой!
  (руки в стороны)
Он уютный и живой.
   (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет.
   (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается.
   (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится!
   (знак кистями рук «класс»)

 

4 Рисование ночного города

   1 На просохшем альбомном листе острым кончиком апельсиновой палочки делаем легкий набросок домов, луны, звезд, фонаря. На этом этапе необходимо быть очень аккуратным и не спешить. Ошибочно нанесенные линии сложно будет исправить. (Если такая ситуация все же случится, то можно аккуратно подкорректировать ошибку повторной грунтовкой гуашью.)

   2 После того, как набросок будет готов, начинаем выполнять процарапывание более глубокими линиями, используя скошенный плоский кончик.

   3 Выполняем острым кончиком палочки набросок переднего плана городского пейзажа – дорогу с движущимися по ней автомобилями. На данном этапе, скорее всего, понадобится помощь детям при наброске изображений машин. Настройте детей на то, что машины могут быть разные, необязательно как на образце. Можно придумать свою модель. Главное условие: горящие фары, свет от которых необходимо нарисовать тоненькими лучиками.

   4 Процарапываем набросок переднего плана пейзажа более глубокими линиями и штрихами.

   5 Салфеткой (кисточкой) смахнуть с рисунка мелкую стружку, оставшуюся от процарапывания грунта.

 

III Заключительная часть

Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.

Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать в технике граттаж, было ли им интересно получать изображения путем процарапывания грунтовки палочкой, сложно ли это было, хотели бы они еще рисовать, используя новую технику. Если ребятам понравилось, и они захотят нарисовать что-либо дома, используя технику граттаж, то им будет необходимо обратиться за помощью к родителям, чтобы те помогли выполнить грунтовку альбомного листа. Настроить ребят на то, что, если родители по причине занятости не смогут оказать им помощь, то в рамках кружка еще будут занятия, на которых мы будем рисовать в этой технике. Например, можно нарисовать чудесные зимние пейзажи. При этом альбомный лист натирается свечой и покрывается гуашью, смешанной с гелем. При процарапывании на листе появляются белые линии, штрихи, пятна, что удачно способствует созданию атмосферы зимнего, снежного пейзажа. Так же можно заштриховать альбомный лист восковыми мелками разных цветов и покрыть гуашью. Тогда процарапанные рисунки будут очень яркими и даже «волшебными». На листах с такой грунтовкой получаются чудесные рисунки на тему «Космос», «Праздничный салют», «Новый год» и другие.

Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий