Метод учебного познания на уроках русского языка. Приём «Шифровка»

- 10:21Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

 

Александра МАРУШЕВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Использование на уроках методов учебного познания позволяет сделать процесс обучения не только живее, интереснее для детей, но и создаёт познавательную мотивацию, стремление к поиску, сотрудничеству в решении проблем; ставит каждого ребёнка на уроке в активную позицию, позволяет почувствовать себя субъектом вне зависимости от уровня обученности и успеваемости.

Достаточно широко можно использовать на уроках русского языка приём «Шифровки». Он позволяет не только закрепить и повторить изученный материал, но и развивает внимание, образное мышление.

Например, по теме «Части речи» учащиеся получают карточку с набором букв. Это ряд первых букв зашифрованного правила. Необходимо правило расшифровать, то есть рассказать.

 

И С Э Ч Р К О П И О Н В К Ч – «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?»

И П Э Ч Р К О П П И О Н В К К К К – «Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?»

М Э Ч Р К У Н П Н Н Н Е – «Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его».

 

Используя в своей работе методы учебного познания, в частности приём «Шифровки», необходимо принять самостоятельность учащихся, их выводы и идеи. Педагог должен отказаться от доминирования, чтобы не заглушить ученическую интуицию. Только тогда учащиеся будут не только получать твёрдые знания, но и самовыражаться, саморазвиваться.

 

 

ПРИМЕРЫ ШИФРОВОК


ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

«Шифровка» характеристик звуков (первой буквой слова)

СЗМ – согласный, звонкий, мягкий;
СГМ – согласный, глухой, мягкий;
СЗТ – согласный, звонкий, твёрдый;
СГТ – согласный, глухой, твёрдый;
СЗМП – согласный, звонкий, мягкий, парный;
СГМП – согласный, глухой, мягкий, парный;
СЗТП – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
СГТП – согласный, глухой, твёрдый, парный;
ГУ – гласный, ударный;
ГБ – гласный, безударный;

 

Используя приём «шифровки», звуко-буквенный разбор слова «яма» выглядит так:

Я́-ма – 2 слога.

[й] – СЗМ                  я
[а] – ГУ
[м] – СЗТ                  м
[а] – ГБ                     а
_____________________
4 зв.                         3б.

Очень удобно, используя «карточки-шифровки», выполнять данный вид разбора на уроке как дополнительное задание для высокомотивированных учащихся.

 

ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ («шифровка» согласными)

Фразеологизмы со словом «ухо»

ТГ Н Х – туг на ухо
П Ш – по уши
Х РЖТ – ухо режет
З ШМ ТРЩТ – за ушами трещит
Ш ВНТ – уши вянут
ХМ Н ВДТ – ухом не ведёт
ТЩТЬ З Ш – тащить за уши
ДХДТЬ Д ШЙ – доходить до ушей
ПРТГВТЬ З Ш – притягивать за уши
Н ВДТЬ КК СВХ ШЙ – не видать как своих ушей
НВСТРТЬ Ш – навострить уши

В ДН УХ ВЛТТ, В ДРГ ВЛТТ – в одно ухо влетает, в другое вылетает
ПРПСТТ ММ УШЙ – пропустить мимо ушей

 

Фразеологизмы со словом «язык»

ПРКСТЬ ЗК – прикусить язык
ДЛННЙ ЗК – длинный язык
СТРЙ ЗЧК – острый язычок
ППДТЬ Н ЗК – попадать на язык
ПРГЛТТЬ ЗК – проглотить язык
ПДВШН ЗК – подвешен язык
ВРТТС Н ЗК – вертится на языке

 

ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛОВИЦ («шифровка» первым слогом слова)

Пословицы о дружбе

ДРУГ ЗА ДРУ ДЕР НИ НЕ БО – Друг за друга держаться – ничего не бояться.
НЕТ ДРУ – И, А НА – БЕ – Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
ДРУ МНО, А ДРУ НЕТ – Друзей много, а друга нет.
ДРУ НА ДЕНЬ НЕ КУ – Друга на деньги не купишь.
ДРУЖ ЧТО СТЕК: СЛО – НЕ ПО – Дружба, что стекло: сломаешь не починишь.
НЕ И СТО РУБ, А И СТО ДРУ – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
НО ДРУ НА, А СТА НЕ ТЕ – Новых друзей наживай, а старых не теряй.
У ДРУЖ ДО – Умей дружбой дорожить.

 

Пословицы о матери

МА ЛАС КОН НЕ ЗНА – Материнская ласка конца не знает.
МА МО СО ДНА МО ВЫ – Материнская молитва со дна моря вынимает.
МА ГНЕВ, ЧТО ВЕ СНЕГ, И МНО ВЫ, ДА БЫСТ РАС – Материнский гнев, что весенний снег, и много выпадает да скоро растает.
МА ГЛА СЛЕ – Материны глаза слепы.
МАТЬ ХВА ДИ, А СВИ ПО – Мать хвалит дитя, а свинья поросёнка.
СЛЕ ЩЕ И ТОТ К МА ЛЕ – Слепой щенок и тот к матери лезет.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий