Образовательный туризм – источник изучения исторического наследия. Из опыта работы средней школы № 37 Гродно

- 15:46Воспитательная работа, Опыт

 

Ольга ЧЕРЕПАНОВА, 
заместитель директора по воспитательной работе 
ГУО «Средняя школа № 37 г. Гродно» 

 

 

 

 

 

Воспитание патриотизма является сегодня основным заказом общества, важным направлением работы системы образования в целом. Наиболее эффективным средством формирования патриотических чувств, развития духовного мира школьника, его идейно-нравственных убеждений, формирования сознательного гуманного отношения к культуре белорусского народа и интенсивного включения молодых людей в общественную жизнь является работа клубов, кружков краеведческой направленности. Эта деятельность получила новые возможности после Указов Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, объявивших 2018–2020 годы Годом Малой Родины, 2021 год – Годом народного единства, 2022 – Годом исторической памяти.

С целью формирования у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, активной гражданской позиции, ответственности и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством в начале 2020/2021 учебного года в нашем учреждениям образования был разработан план образовательных экскурсий, туристских походов на год. Следует отметить, что план учитывает сроки изучения разделов учебных программ, юбилейные и праздничные даты, возрастные особенности учащихся, интересы и возможности учащихся и их законных представителей. План был включен в годовой план воспитательной и идеологической работы школы. На протяжении всего учебного года классными руководителями при проведении родительских собраний также акцентируется внимание на привитие у детей интереса к познанию окружающего мира, его истории, культуры, традиций; на классных и информационных часах обращается внимание детей на ценность и важность знания истории, культуры и географии своего региона и своей страны.

Одним из важных направлений в реализации плана образовательных экскурсий, туристских походов является работа на базе средней школы № 37 Гродно объединений по интересам «Юный гарадзенец» (руководитель Л.Н.Кулик) и «Туризм и спортивное ориентирование» (руководитель А.Ю.Мацкевич), целью которых является формирование у учащихся любви и уважения к своей малой родине, к ее историко-культурному и природному наследию средствами краеведческой деятельности.

Для сбора краеведческого материала в рамках работы «Юнага гарадзенца» проводятся образовательные экскурсии:

  – к белорусским умельцам (Дукорский маёнтак (д. Дукора), агротуристический комплекс «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы», музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки»), на выставки-ярмарки мастеров народного творчества и художников на ул. Советская, в музеи истории Городницы, выставочные залы в Новом замке.

  – на промышленные предприятия (ОАО «БЕЛАЗ» г. Жодино, ОАО «Минский часовой завод «Луч»);

   – на природные объекты (в Румлевский парк и парк Жилибера, по улицам города).

Результатом деятельности стали краеведческие исследования. Среди самых интересных научно-исследовательских работ: «Честь и слава моей родины (об Иване Тихоне)», «Мой род, моя семья», «Улицы города Гродно в XVI–XVIII вв.», «Прошлое и настоящее Румлевского парка», «История автомобильного транспорта на Гродненщине», «Неизвестная часовня (о часовне-усыпальнице графа А.Яблоновского в д. Щечицы Мостовского района)», «Великая Отечественная война в исторической памяти старшеклассников».

Об эффективности работы объединения по интересам «Юный гарадзенец» свидетельствуют победы на областных этапах республиканских конкурсов «Падарожжа па малой радзіме» ( 2-е место), «Нататкі юнага вандроўніка» (1-е и 2-е места), с предоставлением «Дневника путешественника».

В рамках плана действий по эффективному развитию образовательного туризма в Республике Беларусь, утвержденного министром образования от 14.01.2020 г., в период с октября 2020 года по март 2021 года проводится республиканский конкурс по разработке справочников региональных экскурсионных маршрутов образовательной направленности «Дорогами знаний». Для участия в этом конкурсе учащимися нашей школы было представлено два справочника: «Литературный Гродно» («Юны гарадзенец») и «Водяные мельницы Кунштата» (руководители Елена Волынец и Алексей Мацкевич). Оба из разработанных маршрутов экскурсий не только сопровождаются подробными описаниями (карты-схемы, фото), но и QR-кодами. Остановимся более детально на упомянутых справочниках.

Представленный в справочнике экскурсионный маршрут «Литературный Гродно» содержит информацию об экскурсионных объектах Гродно, связанных с жизнью и творческой деятельностью знаменитых русских и белорусских писателей и поэтов, а также методические и организационные указания по проведению экскурсии. Маршрут является зрительным продолжением логического ряда в изучении русской и белорусской литературы, истории, способствует развитию у молодежи интереса к богатому историко-культурному наследию нашей страны.

Теперь перейдем к экскурсионному маршруту «Водяные мельницы Кунштата», который знакомит с микрорайоном Фолюш, где располагается наша школа. Отправная точка маршрута, место встречи и знакомства – автобусная остановка «Воинская часть» по улице Советских Пограничников. Отправившись в увлекательное путешествие вдоль реки Лососянка, мы оказываемся у первой точки маршрута – руин водяной мельницы XVIII века. В случае запланированной остановки в средней школе № 37 нам рекомендуется посетить школьный музей. По мере продвижения по маршруту авторы справочника отвечают на все вопросы, которые поставили перед собой в начале путешествия.

Экспедиционный отряд обучающихся средней школы № 37 Гродно (руководители Алексей Мацкевич, учитель биологии, Елена Волынец, учитель истории) за участие в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» по итогам оценки республиканским жюри творческих проектов «Туристическая мозаика Беларуси» награжден дипломом Республиканского центра экологии и краеведения.

Еще одним важным направлением в реализации плана образовательных экскурсий нашего учреждения образования следует отметить работу школьного музея «История Фолюша» под руководством Кирилла Сенаторова. Для участия в областном гражданско-патриотический проекте «Маршруты Победы!», посвященном 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, была представлена работа Мартина Ярмолика, учащегося 9 «В» класса (руководитель К.И.Сенаторов) «Шталаг 324». Экскурсия посвящена событиям 1941–1943 годов, которые происходили на территории Гродно и Гродненской области. Маршрут экскурсии включает посещение учащимися мемориала, посвящённого советским пограничникам, которые бесстрашно встретили врага в первые дни войны. Также во время экскурсии учащиеся узнают о героизме Ольги Соломовой, в честь которой названа улица Гродно. Посетят памятник узникам лагеря для советских военнопленных Шталаг 324. Смогут увидеть личные вещи солдат, найденные в ходе раскопок на территории военной части в микрорайоне Фолюш.

Из представленного опыта видно, что через изучение родного края происходит накопление у молодых людей знаний, которые постепенно складываются в систему, и, как следствие этого, возникают патриотические чувства и убеждения, любовь к Родине. Образовательный туризм является тем элементом, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданских понятий и навыков. Он раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и стать достойным наследником лучших традиций родного края. Образовательный туризм открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий