О половом воспитании в школе. Программа психологического сопровождения становления полового самосознания и поведения старшеклассников

- 19:22Психологическая помощь

 

Автор рассуждает о необходимости изменения отношения школы к вопросам полового воспитания подростков. Педагог-психолог предлагает программу тренингов для старшеклассников, цель которых – формирование у молодых людей ответственного отношения к здоровью, половой жизни, навыков достойного поведения в отношениях полов.

 

Юлия РОЖКО, 
педагог-психолог 
ГУО «Средняя школа № 3 г. Островца»
Гродненская область 

 

 

 

 

 

 

Половое воспитание подростков… Достаточно долго я не рисковала касаться этой темы в школе, т. к. данный вопрос до сих пор носит неоднозначный характер. А вдруг эта тема спровоцирует всплеск заинтересованности… А вдруг ребята начнут проверять и экспериментировать… В интернете также много самых противоположных мнений по этому вопросу.

И все же! Длительная практика и опыт убеждают меня, что обсуждение этой темы с подростками просто АРХИНЕОБХОДИМО. И сами ребята это подтверждают.

Секс – такая же встроенная функция нашего организма, как и питание, сон, физическая активность. Так что же происходит, откуда столько страха перед этой неотъемлемой частью нашей жизни?!

Нас, взрослых, можно понять: из соображений безопасности мы пытаемся удержать контроль в неподконтрольной нам сфере. Страх перед всепобеждающей силой влечения – это страх перед спонтанностью, неконтролируемостью, жизненной силой.

Пока еще нет школьного курса, называющего все своими именами, а есть различные факультативы. Однако до сих пор существует табу на разговоры о сексе не только в школе, но и в семье.

Обсуждение данной темы с родителями в рамках клуба «Живое воспитание» подтверждает существующие сложности. Две трети родителей хотели бы, чтобы половое воспитание осуществлялось в школе, большинство педагогов считает, что половое воспитание должно вестись в семье.

А я тем временем провожу работу. Моя цель – психологическое сопровождение, поддержка и формирование навыков достойного поведения в отношениях полов.

На своих тренингах я не рассказываю ребятам о строении половых органов, позах и т. д. Я стараюсь в комфортной и доверительной обстановке инициировать честный разговор об этических и психологических аспектах отношений – уважении личных границ, согласии, удовольствии, сексуальной ориентации и представлениях о представителях не своего пола.

Глубоко убеждена, что сначала надо говорить о сексуальном благополучии и уже потом – как избежать неприятностей: венерических заболеваний, нежелательной беременности, сексуальных домогательств, в том числе в интернете.

Ошибочно связывать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего, в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к здоровью, половой жизни, включая воздержание, умение принимать осознанные решения и умение сказать «нет».

Задача тренингов – научить контролировать собственную сексуальность, понимать и уважать природу противоположного пола.

Важно понимать: не зная и не понимая себя, человек не управляет собой и своей жизнью, истерзан сомнениями («настоящий» ли он мужчина, «настоящая» ли женщина), разочарованиями, отчаяньем.

Чувствуя влечение к острейшему из возможных типов удовольствия – сексуальному – интуитивно ощущая себя способным дарить и получать ласку, тепло, иметь взаимную близость, любить и быть любимым, подросток переживает внутренний раскол между своими мыслями, чувствами и желаниями, приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни другой пол.

Подросток нуждается в беседах о своих чувствах и в обратной связи со стороны сверстников, дающей ему возможность узнать на собственном опыте, как можно выражать чувства не только не нарушая мира в душе тех, на кого они направлены, но и вызывая ответную симпатию. Важно не заучивание чужих слов, а подбор самим подростком наиболее подходящих слов для описания своего состояния. На это и направлены мои тренинги.

Современным подросткам доступно намного больше порнографии, чем предыдущим поколениям, и они часто воспринимают порнофильмы как учебное пособие.

Убеждена! Лучше возглавить эту стихию возрастного интереса, чем пустить все на самотек и передоверить сексуальное просвещение непристойным сайтам.

И еще! Крайне важными, на мой взгляд, являются требования к ведущему тренингов: специалист должен иметь опыт успешного взаимодействия с противоположным полом и опыт групповой работы в разных тренинговых группах как в качестве участника, так и в качестве ведущего, должен уметь называть вещи своими именами, игнорировать неуместные шутки подростков, говорить о том, что действительно волнует ребят.

 

 

Программа психологического сопровождения
становления полового самосознания и поведения
учащихся 9
11 классов

Программа рассчитана на учебный год с периодичностью по 2 тренинга в четверти.

 

Тема 1. Кто такие «настоящий мужчина»/«настоящая женщина». Я и моя внешность

Формирование навыка осознавания своеобразия ощущений юноши и девушки в соответствии со «схемой тела». Сопоставление ощущений мужских и женских. Эталон мужественности/женственности.

 

Тема 2. Мы разные… Как быть?

Рациональный анализ предубеждений, предрассудков, страхов, сомнений, связанных с полом. Умение распознавать состояния других людей, в том числе иного пола, эмоционально сопереживать и строить с ними конструктивные взаимоотношения. Создание условий для расшатывания установок и предубеждений подростков в отношении другого пола. Совместное выявление и анализ факторов, являющихся причиной враждебности и напряженности в отношениях между юношами и девушками. Обсуждение некоторых особенностей мужского и женского пола и попытка их переформулирования позитивным языком.

 

Тема 3. Прикосновение к тайне пола

Осознание различий системы значений жизненного мира юноши и девушки и экспериментальное исследование средств коммуникации миров. Формирование навыков вербального и невербального взаимодействия с человеком другого пола. Помощь в осознании особенностей своего пола и неосознанного глубинного недоверия и подозрительности в отношении другого пола.

 

Тема 4. Любовь. Она какая? 

Осознание представлений о любви. Формирование навыка понимания своих чувств, их словесного выражения. Проблема выбора подростком любимого человека.

 

Тема 5. Сексуальность. Осознанные решения

Понятие «сексуальность». Формирование навыков управления своими состояниями в качестве внутренне свободного и ответственного человека. Развитие рефлексивных навыков нюансировки чувственных удовольствий, испытываемых в процессе «здесь и сейчас».

 

Тема 6. Личные границы

Научиться определять и выстраивать личные границы в коммуникациях с противоположным полом, давать понять окружающим, что я позволяю по отношению к себе, а что нет. Осознать важность уважения чужих границ.

 

Тема 7. Как сказать «нет»

Тренинг навыков достойного поведения в ситуациях психологического давления и манипулирования.

 

Тема 8. Осознанное родительство 

Осознание того, для чего нужны дети. Значение установок будущих родителей на последующее развитие ребенка. Ребенок рождается в момент зачатия. Эмоциональное благополучие «желательных» и «нежелательных» детей. Важность грудного вскармливания. Осознание последствий ранней беременности, абортов.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий