Лен – «голубое море Беларуси». Знакомство дошкольников с символикой Беларуси  

- 19:10Дошкольное образование. Идеи, Методичка

 

Ольга КОСТЮКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

 

Дети дошкольного возраста характеризуются интенсивным вхождением в социальный мир. С учетом этого особенно актуальными и благоприятными являются перспективы формирования патриотизма и национального самосознания.

В своей работе я уделяю большое внимание знакомству детей с государственной символикой (флаг, гимн, герб), с животными, птицами, цветами, которые являются символами белорусского государства.

Цветок льна – природный символ Беларуси. Знакомство детей с ним состояло из трех этапов. На первом этапе, в рамках образовательной области «Ребенок и природа», у воспитанников были сформированы представления о внешнем виде, строении цветков льна, о процессе его выращивания, этапах развития растения от семечка до цветения, об условиях, необходимых для роста льна (этюд-эмпатия «Льняное семечко», экологическая игра «Что сначала, что потом»). Эта работа позволила детям узнать, что лен является традиционной сельскохозяйственной культурой Беларуси, научиться решать проблемно-познавательные задачи, познакомиться с народным календарем.

На втором этапе, в рамках образовательной области «Ребенок и общество», воспитанники расширили представления о процессе первичной обработки льна (вымачивание льняной соломы → сушка и мытье → трепание льна → чесание льна → получение волокна), об этапах получения льняной ткани разных видов. Особый интерес у воспитанников вызвала информация об использовании льняной ткани как материала для изготовления технических тканей, тканевых обоев, спортивной обуви, туристического снаряжения, парусов, канатов, защитных костюмов, обивки мебели, швейных ниток и пряжи (дидактическая игра «Подбери предметы одежды для белорусского костюма», «Ярмарка белорусских игрушек»).

Знакомство с историей Государственного герба Республики Беларусь позволило установить, что изначально на нем были изображены коробочки льна, а позже они были заменены цветками льна. Лен – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка. Проведенная работа помогла развить у воспитанников исследовательский интерес, воспитать уважение к труду предков-белорусов, их историческому прошлому.

На третьем этапе работа велась в рамках образовательной области «Художественная литература». Особенно эффективным приемом было прослушивание аудиозаписи сказки Г.Х.Андерсена «Лен», что позволило воспитанникам установить причинно-следственные связи между событиями произведения, понять главную мысль автора, активно участвовать в беседе по содержанию сказки. Для инсценировки эпизодов произведения использовался прием «Раскадровка». Сюжетные кадры рисовались маркером одного цвета на ватмане, который потом разрезали на отдельные кадры (кадр № 1 – созревание льна; кадр № 2 – лен рвут, мочат; кадр № 3 – лен мнут, треплют, чешут; кадр № 4 –лен прядут; кадр № 5 – ткут холст; кадр № 6 – пошив белья; кадр № 7 – переработка ветоши в бумагу; кадр № 8 – издание книг; кадр № 9 – сжигание макулатуры).

Закрепить полученные знания дети смогли в игре-хороводе «Лянок», в подвижной игре «Лянок і Васілёк», при знакомстве с народно-прикладным искусством белорусского народа, при прослушивании белорусской народной песни «Ох і сеяла Ульяніца лянок», во время чтения стихотворения М.Дрозда «Лянок».

В народе существует поверье, что символом лен стал по многим причинам: лен является традиционной культурой Беларуси, голубой цвет глаз белорусов ассоциируется с голубыми цветками льна, а еще потому, что лен – это олицетворение белорусок, таких же чистых и нежных, как льняное белое полотно.

В любом виде деятельности (познавательная, игровая, трудовая, художественная, музыкальная, речевая) я стремлюсь заложить в каждом воспитаннике зернышко патриотизма, что способствует успешному развитию морально-патриотических качеств и социализации детей, воспитанию у детей уважительного отношения к государственной символике Республики Беларусь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий