Мастерство взаимодействия классного руководителя и родителя (из опыта работы)

- 14:05Классный час

Ирина ГРУШЕВСКАЯ, 
классный руководитель 8 «А» класса 
ГУО «Гимназия г. Чечерска», 
Гомельская область 

 

 

Воспитание – это сложно, порой непонятно и в то же время невероятно интересно. На школу возложена большая ответственность за воспитание и жизнь ребенка. Задача учителя не только научить, но и воспитать. При этом педагогу необходимо быть человеком, которому будут доверять и дети, и их родители; человеком, который может помочь родителям и поспособствует тому, чтобы дети и родители были слушающими и слышащими по отношению друг к другу.

Семейное воспитание играет важнейшую роль. Именно там формируются привычки поведения, развитие личности ребенка. Воспитание в семье лишь подкрепляется школой, но не заменяется. Поэтому для формирования гармонично развитой личности необходимо тесное взаимодействие классного руководителя с законными представителями.

Очень важно, чтобы родители являлись соучастниками процесса обучения и воспитания. В своей работе я уделяю этому особое внимание. Обязательно должно присутствовать доверие, взаимоуважение и взаимопонимание. На мой взгляд – это основной ключ к успеху.

За долгий педагогический стаж у меня сложился собственный алгоритм работы с семьей. На первом родительском собрании, которое провожу перед началом учебного года, я раздаю родителям анкету. Эту анкету я разработала сама (периодически корректирую ее) и включила туда не только стандартные вопросы о домашнем адресе, месте работы родителей и т. д., но и вопросы, которые позволяют мне узнать некие особенности и условия семейного воспитания моих учеников. 

Я абсолютно убеждена в том, что, набирая новый класс, классный руководитель просто обязан узнать о состоянии здоровья детей, их зрении, особенностях их питания, свойствах характера.

Важную роль я отвожу моменту посещения семей. Это позволяет поближе узнать ребенка, понять уклад семьи. Беседа в непринужденной обстановке помогает лучше раскрыться и детям, и их родителям. Манера общения и поведения дома о многом могут сказать и помочь в дальнейшем.

Ради блага ребенка важно действовать сообща. Но, увы, не всегда родители готовы идти на контакт. Иногда требуется время, чтобы некоторые родители осознали, что порой они не правы и допускают ошибки в воспитании, которых можно было бы избежать. Здесь важны терпение, такт и внимание педагога.

Я всегда помню о том, что для каждого родителя их чадо самое лучшее и самое любимое. Очень важно, чтобы каждый родитель чувствовал и понимал, что и вы любите и цените его ребенка. И совершенно не важно, как он учится и насколько плохое у него поведение. Я крайне редко обращаюсь к родителям за помощью в вопросах дисциплины. И, даже если делаю это, то очень корректно, не унижая и не оскорбляя никого. Важно понимать, что разговаривать с родителями надо доступно, просто, убедительно и, главное, обоснованно и обязательно с чувством уважения к ним и их ребенку.

Зачастую родители просят меня помочь в вопросах общения и понимания их с детьми. Они видят во мне союзника и помощника. Они знают, что я всегда стараюсь понять и помочь каждому. Мамы часто звонят мне, когда я уже дома. Мы подолгу беседуем со многими, потому что в школе порой недостаточно времени, чтобы выслушать человека и обсудить важные для нас вопросы. Это тоже немаловажный аспект моей работы – быть доступной для моего класса, моих родителей.

Согласно возрасту, я планирую и провожу родительские собрания, которые всегда активно посещаются. К примеру, в пятом классе это были темы по адаптации в гимназии, тема дружбы, интересов, увлечений. Потом, когда дети становятся старше, мы обсуждаем их круг общения, влияние его на подростков, говорим про права и обязанности, о влиянии пагубных вредных привычек, как помочь подростку обрести уверенность в себе, проблемы компьютерной зависимости, об уголовной ответственности и многом другом.

Помимо родительских собраний, мы проводим совместные мероприятия с детьми и родителями, привлекаем взрослых к участию в общегимназических мероприятиях, которые готовит наш класс. И многие с удовольствием присоединяются, а дети всегда рады, когда их родители приходят на праздник, очень стараются и переживают, чтобы им понравилось. В этом и заключается сотрудничество и взаимопонимание.

Жизнь у нас в гимназии очень насыщенная, активная и на протяжении каждого учебного года дети принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, посещают различные места, ездят на экскурсии. В связи с этим, к последнему родительскому собранию в мае я готовлю родителям презентацию с фото и короткими видео о том, как прошел очередной учебный год наших детей. Это очень интересно и важно на мой взгляд. Мы живем единым организмом и это здорово!

Я верю, что все мои дети вырастут хорошими людьми, станут хорошими специалистами.

Я люблю свою работу. Я люблю своих детей. Мне нравится быть классным руководителем, несмотря на то, что воспитание детей в системе образования – одна из самых сложных задач.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий