Примеры компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку для X и XI классов (повышенный уровень)

- 13:36Методичка, Русский язык и литература. Материалы к урокам

 

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы 
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Звуковая сторона слова
(непарные по твёрдости/мягкости согласные)

X класс (повышенный уровень)

 

Компетенции, формируемые на основе задания

Метапредметная компетенция:

    • информационная (осуществление поиска необходимой информации, использование знаково-символических средств).

Предметные компетенции:

    • языковая (усвоение учащимися характеристики согласных звуков, которые не имеют пары по твёрдости/мягкости, формирование умения находить эти звуки в словах);
    • социокультурная компетенция (развитие средствами языка гражданской культуры учащихся – уважительного отношения к малой родине – Сморгонщине).

 

Аспекты формируемой компетенции

Метапредметная компетенция:

    • поиск информации;
    • извлечение информации;
    • систематизация информации;
    • анализ и отбор необходимой информации;
    • обработка информации;
    • преобразование информации в другие формы.

Предметная компетенция:

    • нахождение, переработка, использование информации для решения учебной задачи.

 

Содержание задания

Стимул

На каникулах тебе предстоит пройти один из трёх этапов репетиционного тестирования по русскому языку. Среди 40 заданий этого испытания есть и задания, которые проверяют знание характеристики согласных звуков, в том числе непарных по твёрдости/мягкости. А ты готов его выполнить? Попробуй свои силы.

Задачная формулировка

Найди в тексте слова, в которых есть непарные по твёрдости/мягкости согласные звуки. Распредели их на две группы. Аргументируй свой ответ, используя частичную фонетическую запись букв, обозначающих непарные звуки.

Источник информации

1. Учебное пособие для 10 класса (с. 60).
2. Карточка с текстом.

Сморгонщина славится талантливыми людьми. Среди них поэтесса Алла Клеменок, дирижёр Виктор Ровдо, скульптор Владимир Теребун, художник Александр Иванов.

Особенно меня привлекают картины Александра Иванова. Когда смотрю на его полотна, то восхищаюсь: так много в них оптимизма! Работы притягивают простотой: в них царит неброская красота нашего родного пейзажа. Эти полотна остаются в памяти навсегда: искренность автора придаёт им неповторимый колорит.

Бланк для выполнения задания

Непарные твёрдые Непарные мягкие
   

Инструмент проверки

Непарные твёрдые

Непарные мягкие

слави[ца]
дири[жо]р
худо[ж]ник
[ц]арит
на[шыэ]го
пейза[ж]а
остаю[ца]

 

Сморгон[ш’]ина
привлека[й’э]т
[й’иэ]го
восхи[ш’]аюсь
притягива[й’у]т
простото[й’]
неброска[й’а]
пе[й’]зажа
оста[й’у]тся
прида[й’о]т
неповторимы[й’]

За правильно выполненное задание учащийся получает 9 баллов (за каждое правильно выписанное и оформленное слово – по 0,5 б.; если слово выписано, а фонетическая запись не сделана, то учащийся получает 0,25 б.)

 

Употребление двоеточия

XI класс (повышенный уровень)

 

Компетенции, формируемые на основе задания

Метапредметная компетенция:

    • информационная (осуществление поиска необходимой информации, использование знаково-символических средств).

Предметные компетенции:

    • языковая (усвоение учащимися пунктуационной нормы: постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении и в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения);
    • социокультурная компетенция (развитие средствами языка гражданской культуры учащихся – уважительного отношения к малой родине – Сморгонщине).

 

Аспекты формируемой компетенции

Метапредметная компетенция:

    • поиск информации;
    • извлечение информации;
    • систематизация информации;
    • анализ и отбор необходимой информации;
    • обработка информации;
    • преобразование информации в другие формы.

Предметная компетенция:

    • нахождение, переработка, использование информации для решения учебной задачи.

 

Содержание задания

Стимул

Диалог двух учениц на перемене:

– Настя, завтра мы пишем проверочную работу по русскому языку. Ты как, готова?

– Впервые слышу об этом, Лера! Я ведь болела и тему «Употребление двоеточия» пропустила. Поможешь мне разобраться?

Задачная формулировка

Помогите Насте разобраться с правилом: запишите предложения 8–13, расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложений, объясняющие постановку знаков препинания.

Источник информации

1. Русский язык: учебное пособие для 11-го класса (с. 203)
2. Карточка с текстом.

Сморгонь – источник моего вдохновения

1) Вдумываюсь в значение словосочетания «малая родина» и осознаю, что для каждого человека в этих словах содержится что-то свое.

2) Малой родиной мы называем то место, где родились и где всё для нас близко и дорого. 3) Но просто любить родную землю и гордиться ей недостаточно. 4) Надо знать свой родной край: его историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки.

5) Моя малая родина – это чистый и уютный город Сморгонь, я люблю его с самого детства. 6) Мне очень нравятся вечерние прогулки по центральному парку: он очень красив. 7) Летом его украшают высокие липы с пышными кронами, а рядом с аллеей тихо протекает речушка Оксна.

8) Перейдя по мостику на другую сторону Оксны, видишь величественно и спокойно возвышается Спасо-Преображенская церковь. 9) Золотые купола храма просматриваются с любой стороны города его высота достигает сорока метров. 10) Всё лето и до глубокой осени здесь благоухают разные цветы тюльпаны, пионы, анютины глазки, хризантемы.

11) Недалеко от церкви находится другой храм на противоположной стороне Оксны расположен костел Святого Михаила Архангела. 12) Много бед перенёс этот храм за годы своего существования последствия Польского восстания, разрушения Первой мировой войны. 13) Сегодня сюда приезжают путешественники храм является историко-архитектурным памятником Беларуси XVII века.

14) А ещё Сморгонщина славится талантливыми людьми. 15) Среди них поэтесса Алла Леонидовна Клеменок, дирижёр, народный артист Беларуси Виктор Владимирович Ровдо, скульптор Владимир Васильевич Теребун, художник Александр Викторович Иванов.

16) Я смотрю на картины Александра Иванова и думаю: в нем столько оптимизма. 17) Работы притягивают своей простотой: в них царит неброская красота окружающего пейзажа. 18) Полотна художника остаются в памяти навсегда: искренность автора придаёт им неповторимый колорит.

19) Я учусь в десятом классе, и мне очень нравится рисовать. 20) Одним из источников моего вдохновения является природа и достопримечательности моего городка. 21) На своих рисунках я стараюсь передать, как прекрасна Сморгонь, как чудесен каждый уголок моей малой родины.

Бланк для выполнения задания

Предложения Схемы
   
   
   
   
   
   

Инструмент проверки

Предложения

Схемы

8) Перейдя по мостику на другую сторону Оксны, видишь: величественно и спокойно возвышается Спасо-Преображенская церковь.

  что
8) [   ]: [   ].

9) Золотые купола храма просматриваются с любой стороны города: его высота достигает сорока метров.

 потому что
9) [   ]: [   ].

10) Всё лето и до глубокой осени здесь благоухают разные цветы: тюльпаны, пионы, анютины глазки, хризантемы.

10) [О: о, о, о, о].

11) Недалеко от церкви находится другой храм: на противоположной стороне Оксны расположен костел Святого Михаила Архангела.

  а именно
11) [   ]: [   ].

12) Много бед перенёс этот храм за годы своего существования: последствия Польского восстания, разрушения Первой мировой войны.

12) [О: о, о].

13) Сегодня сюда приезжают путешественники: храм является историко-архитектурным памятником Беларуси 17 века.

 потому что
13) [   ]: [   ].

За правильно выполненное задание учащийся получает 9 баллов (постановка знаков препинания – по 0,5 б., построение схем – по 1 б.).

 

Литература

1 Мурина, Л.А. Русский язык : учебное пособие для 11-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Л.А.Мурина [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – 280 с.
2 Галкина, Г.В. Русский язык. 8–9 классы : дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / Г.В.Галкина. – Минск : Аверсэв, 2019. – 144 с. : ил. – (Компетентностный подход).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий