Мастер-класс. Использование мобильного приложения Рlickers в процессе преподавания учебного предмета «Информатика»  

- 15:21Информатика, Методичка

Людмила ШЕЛЕВЕР,
учитель информатики

ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

ludmilashelever@gmail.com

 

 

 

Цель: знакомство с приложением Plickers, раскрытие технологии работы приложения.

Задачи:

– проанализировать существующие способы мобильного и удобного проведения опроса учащихся;
– познакомить с технологией Plickers;
– провести апробацию технологии интерактивного тестирования.

Прогнозируемый результат:

– осознание педагогами необходимости использования в образовательном процессе инновационных средств обучения;
– прогнозирование возможности применения интерактивного приложения на своих уроках.

 

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш мастер-класс сегодня должен будет не только показать необходимость использования в образовательном процессе инновационных средств обучения, но и научить организовывать учебную деятельность с использованием интерактивного приложения Plickers.

1 Организационный этап (создание благоприятного психологического климата, установление контакта с аудиторией).

Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от сегодняшней нашей встречи?». Затем ответы зачитываются вслух.

 

2 Мотивационно-проблематизирующий этап

Уже давно в прошлом те уроки информатики, когда педагог был вынужден на пальцах объяснять необходимый материал. Сейчас сложно назвать урок современным, если он проведен без наглядных и технических средств обучения. Они делают излагаемый материал ярче, образнее и повышают заинтересованность предметом.

Проблема учителей, чаще всего старшего поколения, заключается в трудности привыкания к техническим новинкам. Но у Plickers есть важный плюс – это приложение не требует специального оборудования и огромных познаний. Его под силу изучить за пару минут любому педагогу, имеющему мобильное устройство. В то же время у учащихся просыпается интерес, поскольку происходит смена видов деятельности, отвлечение от рутины учебных будней и появляется элемент игры.

 Задание. Предлагается указать, какими, на ваш взгляд, возможностями обладает рассматриваемое приложение.

1) Позволяет увеличить внимание со стороны учеников к изучаемым дисциплинам.
2) Позволяет организовать упрощенную обратную связь между учителем и учеником.
3) Представляет собой разновидность игровой формы.
4) Вызывает интерес у обучающихся.
5) Позволяет мгновенно оценить ответы всех учащихся в классе.
6) Представляет собой новую информационно-коммуникационную форму обучения.
7) Является наглядным средством обучения.

Использование приложения Plickers – это возможность дать учащимся шанс высказаться и не бояться ошибок, поиграть в критическое мышление, а педагогу – сократить время на изложение материала за счет наглядности, проверить знания в интерактивном режиме, моментально увидеть ответы всех учащихся.

С приложением Plickers работать просто: нужно зарегистрироваться на сайте и каждому из учеников присвоить распечатанную карточку с QR-кодами. В ней каждая сторона соответствует зашифрованному варианту множественного выбора A, B, C, D. Изготовленными карточками можно пользоваться в течение всего процесса обучения.

На уроке задаем вопрос множественного выбора (максимальное количество ответов 4 – A, B, C, D), ребенок выбирает правильный ответ и поднимает карточку (буква выбранного ответа должна быть повернута вверх), вы считываете с помощью мобильного устройства ответы и получаете мгновенно обработанные данные сразу всех учащихся.

В режиме онлайн видны все правильные и неправильные ответы как отдельного ученика, так и всего класса по отдельному вопросу. Результаты сохраняются в базу данных и доступны сразу в приложении и на сайте в личном кабинете для мгновенного или отложенного анализа. Разве это не мечта педагогов – сократить время на проверку бесконечных тестов. Иметь возможность не сверяя листочки оценить работу класса в целом [2, c. 73].

Для работы с приложением Plickers нужны:

– компьютер с выходом в интернет;
– смартфон либо планшет на базе Android или iOS с установленным приложением и камерой;
– QR коды-карточки;
– проектор (по возможности).

Карточки представляют собой распечатанные бумажки, для увеличения срока службы можно их заламинировать. В наборе каждая карточка уникальна и имеет свой номер, что облегчает статистическую обработку успехов конкретного учащегося.

 

Задачи, которые решает Plickers

1) Фронтальный опрос в конце урока

Цели:

– оценить, выполнение задач, поставленных перед уроком;
– проведение рефлексии по изучаемому материалу: какой части класса все понятно, а кому нужна дополнительная помощь.

 

2) Фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и (или) урокам.

Цели:

– быстрая проверка знаний;
– понять, все ли усвоилось, а что нужно повторить.

 

3) Проведение тестов (проверочных работ).

При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате «Plickers». Результаты будут доступны сразу. Перед первым использованием придется затратить время для регистрации в системе, заполнении базы данных, построении вопросов. Но с каждым последующим использованием приложения время для подготовки затрачивается минимум.

 

4) Анализ работы учителя в динамике.

Plickers позволяет в реальном времени проводить мониторинг знаний учащихся, который занимает пару минут урока.

 

3 Деятельностный этап

   Задание. Проверка усвоения материала по теме «Устройства компьютера», 6-й класс. Выбираем правильный вариант ответа и поднимаем карточку с вариантом ответа.

 

   Задание. Проверочная работа по теме «Операции над элементами множества» 7-й класс. Выбираем правильный вариант ответа и поднимаем карточку с вариантом ответа.

 

Таким образом, затратив минимальное количество усилий, мне удалось привлечь дополнительное внимание к уроку, добавив этот интересный вид опроса. В процессе работы с этим приложением учащиеся задают много вопросов и помимо основной темы урока. Им очень любопытна техника считывания камерой QR-кода, а также вопросы синхронизации мобильных устройств.

Сегодня учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет границы возможностей образовательного процесса, повышает его практическое значение, повышает мотивацию учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

 

4 Оценочно-рефлексивный этап

Оправдало ли ваши ожидания данное приложение? Обладает ли оно в действительности теми возможностями, которые вы указали вначале нашей встречи?

 

  Задание. Рефлексия. Выбираем вариант ответа и поднимаем карточку с выбранным вариантом ответа.

 

И в конце своего выступления мне хотелось бы рассказать вам очень поучительную притчу.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Наше сегодняшнее занятие было актуально для каждого из нас, так как невозможно овладеть всеми инновационными средствами тотчас, время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В нашем коллективе есть взаимопомощь и трансляция опыта. Именно трансляция опыта – это залог успеха, творчества и профессионализма.

 

Список источников

1 Plickers [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : https://ww.hpreveal.com – Дата доступа : – 21.02.2018.
2 Останний Д.О. Технология интерактивного тестирования Plickers / Д.О.Останний, Е.И.Михайлов // Юный учёный. – 2018. – № 1. – с. 33–41.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий