Полюбить царицу наук

- 15:20Диалоги об образовании

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, о воспитании детей и молодежи.

Наш сегодняшний собеседник — отличник просвещения БССР, заслуженный учитель Республики Беларусь, старейший в стране учитель математики Александр ФЕЛЬДМАН.

 

Успехи учителя — успехи его учеников

— Александр Маркович, вам удалось влюбить в царицу наук тысячи детей, среди которых, наверняка, и ваши сегодняшние ученики из двух профильных 10-х и 11 класса, в которых вы преподаете. За почти 61 год труда в школе — можете выделить какой-то этап, который был для преподавания особенно значимым? 

— Выделить непросто. Каждый новый учебный год для меня — это какая-то новая жизнь. И хотя опыт есть, многое делаешь на автомате, всегда думаешь с тревогой — а сможешь ли ты научить новых учеников, как это удавалось раньше? Ученики приходят разные, с разными знаниями, а моей основной задачей по-прежнему остается их подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. И пусть необязательно мои выпускники будут туда поступать, они могут выбрать любую профессию, но на выпуске они непременно должны получить такие высокие знания. А если уж поступили в вуз — смогли достойно там учиться.  

А вспоминается, все же отвечая на ваш вопрос, время, когда директором нашей 19-й школы был Владимир Петрович Гуд.  Именно ему пришла мысль создать классы с углубленным изучением математики. Они образовались в 74-м году и просуществовали более 30 лет — пока углубленное изучение предметов не отменили, что не только на мой взгляд было неправильным. Позже — вернули, хотя, к сожалению, не в том виде, в каком надо было бы… 

— В одной из статей вас назвали не только выдающимся учителем, воспитавшем многих достойных людей нашей страны, но еще и великим математиком, открывшим метод прямоугольного тетраэдра…

— Выдающийся, великий — это не про меня, я достаточно скромный человек… Но одной из линий моей деятельности всегда был научный труд, написание статей, и все они основаны на личном опыте работы. Многие из них опубликованы, недавно вот и в “Настаўніцкай газеце” была напечатана статья, которую потом переопубликовали в журнале “Математика”. Много лет я читал лекции в Городском институте усовершенствования учителей. После того как в 2014 году получил звание “учитель-методист”, приглашен вести городские семинары для педагогов-математиков — они проходят в каникулы каждую четверть. Мне довелось рецензировать многие учебники… 

На взгляд ученика Фельдмана, Дмитрия Свиридова, доктора химических наук, декана химического факультета БГУ, члена-корреспондента НАН Беларуси, Александр Маркович — один из ключевых педагогов 19-й столичной школы не только в математике. Это педагог-катализатор, который может распознать любые интересы ученика и дать толчок к их развитию:
— И до этого времени я считаю его выдающимся педагогом, которому должно быть благодарно огромное количество людей, которых он научил думать на примере математики.

Даже выбрав когда-то специальность математика, я, откровенно говоря, совсем не собирался работать в школе. Думалось, что буду тихо заниматься теорией, наукой, трудиться в каком-нибудь НИИ. Но рано женился, и судьба распорядилась так, что начал учительствовать в сельской школе. Потом вернулся в столицу — 5 лет трудился в 76-й школе, 53 года работаю в 19-й… И сегодня, конечно же, мне трудно представить, где бы еще, кроме школы, я мог так полно, так творчески проявить себя. Поверьте, дело вовсе не в моем послужном-наградном списке, хотя, безусловно, я горжусь званиями заслуженного учителя страны, учителя-методиста, горжусь тем, что был делегатом первого съезда учителей…  Успехи учителя — успехи его учеников. А успехи у моих учеников были всегда. Я намеренно избегаю слово “бывшие”, когда говорю о своих воспитанниках, — настоящие ученики бывшими не бывают. Есть среди них и доктора наук, и кандидаты, и врачей много, и юристов, да и учителей немало — математики, физики, химии (некоторые уже и на пенсию успели выйти!). Многие нашли себя в жизни. И для этого нужен был хороший старт в средней школе, на уроках математики в том числе.  

 

В поиске верного решения 

— Александр Маркович, вы всегда считали свой предмет базовым. Даже если для будущей специальности школьника математика была вроде как и не очень нужна… 

— Критический ум, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, обязательность, сообразительность, логическое мышление, умение слушать и доказывать — вот что приобретает ученик на уроках математики. А еще — умение четко, грамотно и литературно излагать свои решения. Быть может, поэтому хорошо успевающие по моему предмету пишут, как правило, достойные сочинения на уроках русской и белорусской литературы. Так что, если говорить о необходимости воспитания в наших детях общечеловеческой культуры, то никакой другой предмет не воспитает лучше, чем математика. 

Много лет повторяю — коллегам, ученикам и их родителям — очевидный для меня рецепт того, как полюбить математику. Учителю надо выкладываться на уроке, стараться, чтобы ученики уходили с урока “наполненными”. И надо много решать самому ученику. Зная теоремы, формулы, решая типовые задачи, нужно решать задачи снова и снова, чтобы научиться получать удовольствие от самого процесса поиска верного решения. И, конечно, только учебниками тут не обойтись. Я постоянно ищу новую литературу, ищу интересные примеры для учеников. Не поверите, на лето задаю под 200 задач и потом выборочно их проверяю.

— Вот вы сами сказали о любви. Как мне думается, под знаком любви — и не только к своему делу, но и к Родине, семье — сложилась и продолжает складываться вся ваша жизнь. Стало быть, неслучайна и дата рождения в День Святого Валентина?.. 

Много лет повторяю — коллегам, ученикам и их родителям — очевидный для меня рецепт того, как полюбить математику. Учителю надо выкладываться на уроке, и надо много решать самому ученику.

— В том числе, наверное… Не раз в интервью говорил о том, что буду работать в школе до 99 лет. Потому 100 — это уже вечность, а цифра 99 мне по душе своей конкретностью. Буду работать, пока работается.  

 

“У меня всегда было мало свободного времени”

— Хотите вы того или нет, Александр Маркович, но фамилия Федьдман давным-давно — брэнд моей родной 19-й школы, и уже, кажется, ее добрая традиция — отмечать ваши юбилеи. Нынешний год не стал исключением?

— 85-летие прошло прекрасно, школа его отметила в актовом зале, концертом, хорошими словами-пожеланиями.

— На сцене сидели, на троне?

— В первом ряду. Как и пять лет назад. 

— Признайтесь, чего вам сегодня не хватает?

— К сожалению, у меня всегда было мало свободного времени. Потому что если работать, то работать надо хорошо. 

— А молодых педагогов рядом с вами интересуют ваши секреты мастерства?

— Иногда что-то спрашивают. Не систематически. Наверное, нет у них такой необходимости, в основном руководствуются учебниками. Хотя я убежден, что учителю математики нельзя замыкаться только на них. Нужно обрастать другой литературой. Общением с коллегами. Ведь той же культурой математической записи не все учителя хорошо владеют. А ее надо продумывать, вырабатывать — и навязывать ученикам. То же касается и общих требований к ученикам, которые учитель должен сформулировать для себя сам, но если в соавторстве с другими учителями — еще лучше… 

Часто, к слову, педагоги интересуются, как обстоят дела с дисциплиной на моих уроках. Поверьте, этот вопрос не стоит вообще, если учитель и ученик на уроке заняты делом.       

Беседовала Екатерина ДУБИНСКАЯ

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий