Ошмянская школа присоединилась к инновационному проекту по технологии многомерного чтения

- 11:41ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

Средняя школа № 3 Ошмян во второй раз стала участницей инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов», целью которого является повышение уровня функциональной грамотности второклассников.

Научный консультант и руководитель проекта – профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Гин. Еще в начале учебного года был проведен мониторинг готовности к реализации инновационного проекта и инновационной деятельности. В каждом из вторых классов прошли родительские собрания на тему «Организация инновационной деятельности в школе» и проведена организационно-разъяснительная работа с законными представителями участников проекта.

Учителя начальных классов И.И.Андрилович, Т.Я.Кононович и А.Е.Прокопчик посетили обучающий семинар для участников инновационной деятельности, который был организован С.И.Гин на базе Академии последипломного образования.

Стремительная динамика современного мира диктует свои требования к системе образования. Возникает вопрос: чему учить, если сегодня любые знания можно легко найти в интернете. В настоящее время успешность человека определяется не количеством приобретенной информации, а умением ее функционально использовать. Поэтому использование в образовательном процессе на первой ступени общего среднего образования технологии многомерного чтения может быть хорошим вариантом решения проблемы. Один из ключевых признаков технологии – неторопливое, медленное чтение. На занятиях у учащихся есть возможность погрузиться в текст, чтобы ощутить важность не только каждого слова, но иногда буквы или даже знака препинания.

В результате стартовой диагностики навыка чтения был определен контингент участников проекта. Каждый получил полноцветное пособие, которое состоит из главы повести Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» под названием «Строительство дома Дружбы». В пособии имеется много заданий по осмыслению содержания текстовых фрагментов, упражнений по всему тексту. Содержание заданий представлено преимущественно в виде таблиц, условных обозначений, схем, инструкций, при этом каждое из них отличается новизной.

С первого момента знакомства с пособием дети были в восторге. Уже на первом занятии всем стало понятно – будет интересно!

Обучение по технологии многомерного чтения предполагает использование информационных технологий. Поэтому наличие в классе мультиборда, возможность выхода в интернет, смартфоны на партах учащихся делали занятия еще заманчивей. Нередко в тетради учащимся разрешалось выполнять записи и рисунки не только цветными карандашами, но и фломастерами и разноцветными ручками.

Со стороны учителя всегда предполагается щадящее отношение к устным ответам детей. Категорические высказывания «Ты не прав!» или «Нет, неверно!» учитель не употребляет. Каждому ученику дается возможность пояснить свою точку зрения; не исключено, что его аргументы окажутся убедительными и позволят посмотреть на ситуацию с неожиданной стороны.

В каждом классе учитель ведет «Летопись», которая представляет собой папку-скоросшиватель с файлами, где хранятся творческие работы детей, фотографии с занятий, записываются самые интересные ответы.

Часто с целью стимулирования активности ребят используются игры с мячом, дидактические игры, разгадывание кроссвордов, загадок. В ситуациях, когда возможны одинаковые ответы, чтобы учащиеся не повторяли друг друга, используется прием нашептывания или ответ показывается «на пальчиках», а можно и на калькуляторе.

Совсем непонятным поначалу было выполнение заданий с QR-кодами, к которым ребята проявляли наибольший интерес. Как считать QR-код? Естественно, что ни один второклассник этого не знал, пока на одной из страниц пособия не появилось изображение с QR-кодом, и все захотели увидеть зашифрованную информацию. Оказалось, достаточно навести на него камеру смартфона и воспользоваться одним из многочисленных бесплатных приложений.

Как сделать блокнотик «Спасибо» своими руками, дети узнали тоже на занятиях в рамках инновационного проекта. Потом все вместе придумывали порядок его ведения. Например, вечером, в одно и то же время в тишине, аккуратно, разноцветными буквами записывать свои «спасибо», кому и за что ты их говорил. А ещё интересней узнать, как это слово произносится, например, на китайском, литовском, польском, испанском и других языках.

С уверенностью можно сказать, что технология многомерного чтения способствует развитию креативности и критического мышления, коммуникативно-речевых навыков и словарного запаса учащихся. Она учит работать в команде и взаимодействовать, нести ответственность за свою работу. А значит, повышает учебную мотивацию, формирует внимательного читателя и успешного учащегося.

Занятия по технологии многомерного чтения настолько увлекли детей, что они с нетерпением ждали следующих. Первая часть пособия закончилась накануне весенних каникул. На последнем занятии ребята называли задания, которые вызвали у них наибольший интерес. После этого желающим было предложено высказать свое впечатление и записать его на диктофон. Планируем, что все записи будут загружены в интернет, будет создан QR-код, который мы распечатаем и сохраним в «Летописи».

Надеемся, что следующая часть пособия будет не менее интересной, познавательной и увлекательной.

 

Алла ПРОКОПЧИК,
классный руководитель 2 «В» класса
средней школы № 3 Ошмян

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий