Факторы размещения хозяйства. Урок географии в 8-м классе

- 13:44География. Сценарии, Методичка

Данута ЛАПИНА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

danuta_lapina@mail.ru

 

 

 

Тема: Факторы размещения хозяйства.

Цель:

– дать определение понятию «фактор», сформировать знания о факторах размещения производства;
– развивать умения самостоятельной работы с учебным пособием, логическое мышление, устную речь, внимание, память;
– воспитывать понимание важности экологического фактора в размещении производства, коммуникативных качеств, интереса к предмету.

Методы: частично-поисковый, иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

 

 Ход урока

1 Организационный этап

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

 

2 Проверка знаний

2.1 Географическая разминка

Каждая большая победа начинается с маленького успеха. Я желаю вам успешной работы, чтобы добиться больших побед в изучении географии. А начнем мы наш урок с географической разминки.

Закончите предложение:

1) Совокупность всех видов трудовой деятельности людей – … (хозяйство).

2) Процесс, при котором объединение материальных ресурсов, оборудования, труда, технологий приводит к получению однородного набора продуктов –  … (вид хозяйственной деятельности).

3) Совокупность видов экономической деятельности, обладающей сходством используемого сырья, производимой продукции, организации производства и технологий –  (отрасль хозяйства).

4) Часть хозяйства, объединяющая виды экономической деятельности, в которой создаются материальные блага –… (сфера производства).

5) Часть хозяйства, которая включает все виды услуг – … (сфера услуг).

 

2.2 Устный опрос

Сформулируйте понятие «хозяйство» и расскажите, из каких видов хозяйственной деятельности оно состоит.

 

2.3 Письменный опрос

Разноуровневые карточки-задания по теме «Структура хозяйства»

1. Подтвердите или опровергните выражение:

Экономика включает хозяйственную деятельность людей, а также отношения, связанные с производством и распределением товаров и услуг.

2. Выберите верные ответы:

А. Первый этап развития хозяйства – аграрный.
Б. Индустриальный этап в хозяйстве связан с развитием сельского хозяйства.
В. Постиндустриальный этап характеризуется развитием сферы услуг и новых технологий в промышленности.
Г. В развитых странах доля сельского хозяйства в экономике очень велика.

3. Определите понятие.

А. Совокупность видов экономической деятельности, обладающей сходством используемого сырья, производимой продукции, организации производства и технологий  –…
Б. Часть хозяйства, которая включает все виды услуг – …

4. Составьте логическую схему «Состав хозяйства».

5. Как вы считаете, будут ли со временем появляться новые виды хозяйственной деятельности людей? Ответ обоснуйте.

 

3 Изучение нового материала 

 3.1 Актуализации знаний

Мы с вами продолжаем двигаться навстречу географическим знаниям по теме «Хозяйство», а успех хозяйства зависит от многих показателей. Одним из главных факторов для успешной работы производства и выпуска конкурентоспособной продукции являются факторы размещения производства. Это и будет тема нашего урока. Запишем её в тетрадь.

Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Что такое фактор.
2. Виды факторов.
3. Характеристики факторов.

Давайте совершим заочное путешествие по городу, вспомним, какие предприятия есть в нашем городе и в какой части города они располагаются. (Ответы учащихся)

Как вы думаете, их строительство было случайным? (Ответы учащихся)

 

3.2 Целеполагание

Хотите узнать, почему именно так разместились предприятия в нашем городе? (Ответы учащихся)

Что вы для этого сегодня должны сделать на уроке? (Из вопросов, записанных на доске, учащиеся ставят цель: узнать, что такое «фактор»; какими бывают факторы, и какое влияние они оказывают на размещения производства).

Сегодня мы будем исследовать факторы размещения производства.

 

3.3 Работа в группах

Наши исследования мы будем проводить в группах – мини-научных лабораториях. Результаты своей работы необходимо представить на научной конференции. Для этого разделимся на группы. Каждый ряд в классе это и есть группа, которая будет работать с текстом учебного пособия и выполнять задания в течение пяти минут, а затем афиширует.

 

Группа 1. Понятие о факторах размещения

Записать определение и дать пояснение термину «фактор» (работа с текстом учебного пособия п.12.1, с. 58).

Факторы размещения хозяйства – это условия, которые оказывают решающее влияние на выбор места для размещения конкретных производств или видов хозяйственной деятельности.

 

Группа 2. Виды факторов размещения хозяйства

Определить основные факторы и сгруппировать их в группы (работа с учебным пособием п.12.2 (анализ рис. 34, с. 59)).

Группы факторов: природные, социально-технические, материально-технические.

Вывод: предприятия размещаются не сами по себе, а под влиянием определённых факторов.

 

Группа 3. Характеристика факторов

Заполнить недостающую информацию в таблице «Факторы размещения хозяйства» (работа с учебным пособием п.12.3, с. 60–61).

Название Суть Примеры
Сырьевой Тяготение предприятий
к источникам сырья
Горнодобывающие предприятия, производство калийных удобрений
Энергетический Влияет на размещение предприятий, в которых на производство единицы продукции используется большое количество электроэнергии Производство цветных металлов, химических волокон, бумаги
Трудовой Оказывает решающее влияние
на производства, использующие большое количество трудовых ресурсов
Швейное, обувное производство, плодоводство, рисоводство, овощеводство
Потребительский Влияет на размещение видов деятельности, производящих массовую продукцию, пользующуюся широким спросом у населения Торговля, образование, бытовые услуги, а также производство одежды, обуви, бытовой техники
Транспортный Важен для всех отраслей, отраслей, продукция которых потребляется
не на месте её производства,
а поставляется в другие районы
или работает на привозном сырье
Производства размещаются возле крупных транспортных узлов, морских портов, нефтепроводов
Развития науки
и технологий
Оказывает определяющее влияние
на размещение высокотехнологических
и наукоемких производств
Производство робототехники, электронного оборудования, лекарств
Экологический Основан на учёте влияния производства на состояние окружающей среды Химическая промышленность, металлургия, энергетика

Вывод: чаще всего предприятия тяготеют не к одному, а к нескольким факторам.

 

Физкультминутка

Поскольку работа предпринимателя связана с командировками и деловыми поездками, важно знать, как приветствуют люди друг друга в разных странах. Приветствуем друг друга как жители разных стран.

Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.

 

3.4 Отчет мини-научных лабораторий (выступления учащихся)

Все ребята работали хорошо, а теперь постарайтесь сделать выводы из того, что вы узнали.

Выводы:

– предприятия размещаются не сами по себе, а под влиянием определённых факторов;
– чаще всего предприятия тяготеют не к одному, а к нескольким факторам;
– очень важным является экологический фактор.

 

4 Закрепление знаний 

Приём «Морской бой». На пересечении порядкового номера вопроса и выбранного варианта ответа поставьте звёздочку.

а) сырьевой;
б) энергетический;
в) трудовой;
г) потребительский;
д) транспортный;
е) экологический;
ж) развитие науки и технологий

 

 

 

 

 

1. Влияет на размещение трудоёмких производств.
2. Предприятия размещаются у источников сырья для получения определённой продукции.
3. Влияет на размещение отраслей, производящих массовую продукцию, пользующуюся широким спросом у населения.
4. Ограничивает хозяйственную деятельность, если она может нанести вред окружающей среде.
5. Влияет на размещение материалоёмких и энергоёмких производств
6. Имеет большое значение для отраслей, продукция которых не употребляется на месте, а поставляется в другие районы.
7. Размещение производства вблизи крупных электростанций.
8. Производство: калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащения руд цветных и чёрных металлов.
9. Производства цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги.
10. Производства: мясомолочной продукции, овощная, кондитерская, хлебопекарная.

 Ключ: 1-г; 2-а; 3-д; 4-ж; 5-б; 6-е; 7-в; 8-а; 9-в; 10-д

Ребята, так какой фактор стал определяющим для размещения завода по производству лаков и красок в нашем городе (завод «Оптик», обувная фабрика)?

 

5 Заключение

 5.1 Рефлексия

Закончи предложение

Я сегодня на уроке узнал…
Мне теперь понятно…
Теперь я буду…

 

5.2 Анализ деятельности учащихся

Каждый из вас сегодня на уроке старался получить знания. Те, кто был более успешен, получат отметки. Это: … (фамилии учащихся, отметки)

 

5.3 Домашнее задание: §12

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий