Подготовка к ЦТ по обществоведению на межшкольных факультативных занятиях

- 17:42Стиль работы

Янина ЖВИРИДОВСКАЯ, 
учитель истории и обществоведения 
ГУО «Средняя школа № 3 г. Ошмяны», 
Гродненская область

 

         

 

 

Не берусь давать рекомендации по всем предметам, но кое-что подсказать могу, по крайней мере, по подготовке к ЦТ по обществоведению.

Первое и главное, что нужно, – это желание заработать 100 баллов. Проходной балл на специальности, требующие сертификата по обществоведению, столь высок, что мечтать о более низком результате – завалить дело и не достичь заветной цели – поступления в вуз. Итак, мотив есть, цель определена, дальше в соответствии с материалом параграфа шестого «Деятельностная сущность человека» учебного пособия для 9-го класса требуется продумать средства и выполнять определённые действия.

Нужен ли для подготовки к ЦТ репетитор? Считаю, что для мотивированного человека с развитыми волевыми качествами, нет. Стремящийся к достижению цели человек может это сделать и самостоятельно.

В Ошмянском районе уже на протяжении нескольких лет существует замечательная, с моей точки зрения, форма подготовки к ЦТ. Это межшкольный факультатив по учебным предметам. Занятия (абсолютно бесплатно) могут посещать учащиеся всех школ района в удобное для них время. Занятия проводятся опытными педагогами два-три часа в неделю. Посещая их, учащийся может сравнить уровень своих знаний с уровнем знаний других ребят, увидеть пробелы в собственных знаниях, выяснить, над чем ещё надо поработать, и получить консультацию учителя.

Занятия планирую в соответствии с учебной программой факультативного занятия «Обобщающий факультативный курс» (обществоведение) для 11-го класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, рекомендованной Министерством образования Республики Беларусь. В этом учебном году у меня три часа в неделю, и это оптимальный вариант. Занятия проходят по пятницам во второй половине дня.

Опыт показывает, что важнейшим условием успешной сдачи ЦТ по обществоведению является доскональное знание материала учебных пособий для 9–11-х классов. Чтобы учащиеся обращали более пристальное внимание на некоторые важные моменты в тексте, составляю для них «каверзные» тесты. Например,

Верно ли, что:

1) В теоретических концепциях информационное общество рассматривается как одна из разновидностей индустриального общества.

2) Электронное правительство – это применение информационных технологий для формирования органов государственной власти.

А) верно 1;      Б) верно 2;       В) верно 1 и 2;     Г) неверно 1 и 2.

Работа с такого рода тестами позволяет не только запомнить, но и понять суть многих явлений, на которые может учащийся и не обратить внимания, читая текст учебного пособия, но что очень пригодится в состоянии стрессовой ситуации при выполнении заданий ЦТ.

С этой же целью предлагаю учащимся выполнить упражнение «Восстановите текст».

1_______ общество характеризуется 2______ ролью промышленности в системе хозяйственной деятельности, господством 3______ производства, массовым 4_____ производством, технологическим разделением труда, 5____ концентрацией производства и рабочей силы. В 6___ сфере происходит широкое развитие товарно-денежных отношений, в хозяйственной деятельности доминирует строгий экономический расчёт. Промышленное предприятие, предпринимательская деятельность отделяются от 7____ хозяйства. 8____ сфера отличается высоким уровнем горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Происходит урбанизация — города занимают 9____ положение в жизни общества. Таким образом, основой развития 10____общества становится машинное производство, научно-технический прогресс, подкрепляемый духом предпринимательства, 11_____ конкуренцией и рациональностью действий. В 12 ___ обществе экономику, основанную на производстве товаров, сменяет экономика услуг. Это не означает снижения роли 13 ____ производства, оно остаётся основой 14_____ экономики.  Идёт сокращение числа работников, занятых в 15 ___ производстве — не только сельскохозяйственном, но и промышленном. Применяются 16 __ технологии, которые обеспечивают повышение производительности труда и качества продукции. 17 ____ место в процессе производства занимают специалисты, техники, менеджеры. Резко возрастает общественное значение 18____ знания. Многократно увеличиваются капиталовложения в отрасли, которые определяют научно-технический прогресс и 19_____ производство. Появляются 20___ научно-производственные объединения, которые соединяют науку, производство, образование, обслуживание.

Пропущенные слова даны в именительном падеже мужского рода: а) высокий; б) индустриальный; в) реальный; г) домашний; д) комплексный; е) социальный ж) товарный; з) ресурсосберегающий; и) экономический; к) определяющий л) постиндустриальный; м) машинный; н) научный; о) рыночный; п) материальный; р) наукоёмкий; с) промышленный. Некоторые слова могут быть использованы несколько раз.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
                                       

Занятия начинаем с разминки. Разминка включает в себя работу с понятиями и персонами в обществоведении. Это помогает создать ситуацию успеха при выполнении заданий ЦТ прошлых лет. Учащийся должен знать определение понятий и иметь чёткое представление об отличии, например, внушения от убеждения, функций денег средства обращения от средства платежа, выдержки от самообладания. Помимо проговаривания определений понятий используем упражнение «Рассыпанное определение». Из списка слов надо составить определение и назвать понятие.

Например:

Самостоятельных, общественных, независимых, особая, отношений, система, и, от, относительно, государства, общественных, сфера, институтов, интересов, отношений.

Ответ должен выглядеть следующим образом:

Особая сфера общественных отношений, система самостоятельных и относительно независимых от государства институтов, общественных интересов, отношений – гражданское общество.

 

Учащиеся, посещающие занятия межшкольного факультатива обеспечиваются памятками «Персоны в обществоведении». Создавала я их сама. К созданию таких памяток с портретами личностей, которые упоминаются в учебном пособии, побудили задания ЦТ 2016 года. Фрагмент памятки выглядит так:

Гиппократ (460–370 г. до н.э.)

Древнегреческий врач, считал, что человеческий темперамент определяется тем, какая из четырёх жидкостей преобладает в организме – кровь, слизь, жёлтая желчь, черная желчь

Клавдий Гален (129–201)

Античный врач, предложил названия для обозначения типов темперамента

Иван Павлов (1849–1936)

Русский учёный, считал, что основу темперамента составляет тип нервной системы, которую человек наследует от биологических родителей. Своеобразие нервной системы определяется соотношением двух основных процессов – возбуждения и торможения.

В качестве основных характеристик темперамента выделял силу/слабость, уравновешенность/неуравновешенность, подвижность/инертность нервной системы

В таблице специально оставляется свободное место, чтобы можно было дополнить интересной информацией.

 

На каждом занятии работаем с текстом Конституции Республики Беларусь. Предлагаю выполнить задания по восстановлению пробелов.

Например:

Статья 1.  Республика Беларусь – унитарное … социальное… государство.
Статья 2.  Человек, его права, свободы и … их реализации являются высшей ценностью и … общества и государства.
Статья 3.  Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является …. Народ осуществляет свою власть …, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Статья 6.  Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на …, исполнительную и …. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они … между собой, сдерживают и … друг друга.

 

Систематизируем и повторяем материал по теме занятия и работаем с заданиями ЦТ прошлых лет. Правда, в связи с переходом на новую программу, есть нюансы. Изменились не только определения понятий, но и трактовки. Например, форм и видов общения, функций государства, функций рынка и т.д.

Большинство учащихся, посещающих занятия, становятся студентами учреждений высшего образования и воплощают в жизнь свои мечты.

Серьёзным подспорьем при подготовке к ЦТ по обществоведению являются опорные конспекты, схемы и таблицы, разработанные Н.В.Кушнер, Е.А.Полейко, И.П.Бернат, изданные «Аверсэв».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий