Интерактивное музейное занятие как эффективный способ формирования субъективной позиции учащихся

- 12:05Наш музей, После уроков

 

Ольга ВЫСОЦКАЯ,
руководитель музея электричества
ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

В декабре 2020 года в нашей школе был создан уникальный музей – музей электричества. Здесь собраны экспонаты, которые прослеживают путь развития источников освещения от первобытного мира к современности. Здесь можно узнать, как получают электрический ток в настоящее время. А также можно познакомиться с предметами, без которых мы не мыслим нашу жизнь. Мир электричества широк и многообразен. Современный человек не представляет свою жизнь без него. А значит, реалии времени предполагают обширную информированность в этом направлении. Наш музей вводит посетителей в увлекательный мир электричества

Эффективность работы музея зависит, прежде всего, от использования форм, методов и приёмов культурно-образовательной деятельности, которые способствуют повышению внимания детей к окружающей действительности, включению воспитанников в активную деятельность, помогая им обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох.

Обычно посещение музея предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов. Участники слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать увиденное.

Перед нами встала задача, как построить работу так, чтобы вызвать желание узнать, искать, творить? Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям? В этом нам могут помочь интерактивные музейные занятия. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.

Для реализации образовательной деятельности в нашем музее, большое внимание уделяется работе с детьми младшего школьного возраста. Эта работа актуальна и наиболее сложна – необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребёнка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений. Учитывая психологические особенности для этой категории детей, используют различные методы организации работы. Одним из эффективных для детей младшего школьного возраста является музейно-образовательное путешествие.

Такая форма проведения занятия позволяет познакомить с экспонатами школьного музея электричества, углубляет знания обучающихся о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, закрепляет знания правил безопасного обращения с электроприборами в быту, а также дает ответы на многие вопросы.

Задания подобраны в соответствие с возрастными особенностями и интересами учеников. На занятии используются разнообразные формы (групповая, фронтальная, индивидуальная), методы (наглядный, практический, игровой, метод эксперимента) и методические приемы (сюрпризный момент, игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ, слайдовая презентация). Урок в музее помогает активизировать в равной степени всех учащихся, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации. Занятие в форме путешествия способствует воспитанию музейной культуры, осознанию учащимися необходимости приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями. Такие занятия представляют большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания младшего школьника активным, содержательным, насыщенным и познавательным.

Хочется отметить, что осенью 2021 года разработка занятия «Путешествие в страну Электричества» принимала участие в республиканском конкурсе «Лучшая методическая разработка музейного занятия» в номинации «Творческие находки в музее» и была отмечена дипломами I степени на районном и областном этапах конкурса.

Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем музее электричества можно самому брать в руки экспонаты, рассматривать и испытывать их в действии. Во время экскурсии ребята с огромным удовольствием получают электричество с помощью динамо-машины, зажигая при этом «свою» электрическую лампочку, изучают принцип действия модели солнечной станции, демонстрируется работа таких предметов, как: телефон, радио, проигрыватель, керосиновая лампа, лучина, утюг.

Большой популярностью пользуется наша лаборатория электричества. В ней проводятся занимательные опыты со статическим электричеством. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Это такие эксперименты как разделение с помощью воздушного шарика перемешанных соли и перца, прыгающие овсяные хлопья, танцующие бабочки, «Как «приручить» шарик?», «Волшебные баночки», и другие.

С целью привлечения в музей новых посетителей, мы успешно реализуем и иные интерактивные формы работы. Среди них различные музейные акции, инициатором или активным участником которых, становится музей электричества:

  • всемирная сетевая акция «День музейного селфи» – обычно, чтобы сделать фотографию в музее, нужно специальное разрешение, а акция «Музейное селфи» предполагает фотографирование в стенах школьного музея и дальнейшую демонстрацию лучших фотографий;
  • флешмоб «Прикоснемся к истории вместе» – участники фотографируются в школьном музее рядом с музейным предметом и публикуют фото с хэштегом в социальных сетях;
  • акция «Подари подарок музею» – проводится ежегодно с целью пополнения музейных фондов;
  • «Ночь в музее» – в этом году музей электричества планирует присоединиться к этой международной акции, основная цель которой показать ресурс, возможности, потенциал музея, привлечь в музей новых посетителей.

Формы работы, используемые в нашем музее, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает мероприятия более интересными и более запоминающимися.

Все вышесказанное подчеркивает значимость одного очень важного тезиса – чтобы быть востребованными новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению, сделать ребёнка интерактивным субъектом занятия.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий