Интерактивные модели как средство развития умений анализировать и решать задачи по геометрии  

- 19:18Математика. Материалы к урокам, Методичка

Инна СЕРГЕЙЧИК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 1 г. Ганцевичи»,
Брестская область

 

 

 

Современный педагог не только даёт ребятам новые знания, но и готовит их к жизни в социуме. А это значит, что и сам он должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в его время всё было иначе и ему не под силу освоить новое». Степень успешности педагога в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованности в самообразовании. Компьютеры ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, ценящего обучение на протяжении всей жизни.

Сегодня образовательные учреждения всё чаще используют компьютер как средство для повышения мотивации учащихся, обращая внимание на то, что это устройство не только и не столько для игр. Ряд мобильных приложений способствует применению гаджетов в учебном процессе для визуализации материала.

Особую роль в образовательном процессе играют облачные технологии. Предлагаю ознакомиться с проектированием и проведением учебных занятий с использованием электронных ресурсов на примерах фрагментов уроков геометрии в 8-м классе.

 

1 Фрагмент дидактического сценария урока «Ромб. Квадрат. Свойства и признаки» с использованием мобильного приложения «ЦТ Геометрия», «Тest АВС» (второй урок)

Предложенный ресурс использовался для изучения темы «Четырёхугольники» в 8-м классе. На эту тему учебная программа отводит 20 часов. Учащиеся знакомятся с понятием выпуклого многоугольника; узнают определения, свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата; знакомятся с трапецией и её видами, изучают теорему Фалеса.

 

Этап
урока

Предполагаемый результат

Деятельность учителя и учащихся

Методы
(формы, приёмы
и средства)

Мотивационно-установочный блок

Оргмомент

Готовность учащихся
к уроку, благожела-тельный эмоциональ-ный тон, мотивация

Здравствуйте, ребята! Готовясь к сегодняшнему уроку, я натолкнулась на заинтересовавшее меня умозаключение: то, что мы знаем – ограниченно, а что не знаем – бесконечно. Предлагаю вам высказаться по этому поводу.

Беседа

Актуализация
субъективного
опыта

Концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности

Проверка домашнего задания.
Работа со слайдом (определить на слайде лишнюю фигуру и ответить на вопросы).

Какая фигура на слайде лишняя, почему?
Какой фигуры, изучаемой нами, нет? 
Назовите четырёхугольник, который нами не рассматривался?

Фронтальный опрос

 

Тема урока,
целеполагание

Формулировка цели урока, принятие дидактической цели урока

На последних уроках мы уже изучили некоторые геометрические фигуры, их свойства и признаки. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? 

(Учащиеся высказывают своё мнение о решении задач по данной теме).

Чтобы решать задачи, нам нужно подготовиться, проверить основные теоретические знания по теме.

Эвристическая беседа

Актуализация опорных знаний

Готовность учащихся выполнить тест по теме «Ромб. Квадрат. Свойства и признаки»

Используя мобильное приложение «TestАВС», учащиеся проверяют знания по теме, анализируют пробелы, устраняют их с помощью пояснений, имеющихся в приложении.

Практическая работа

 

2 Фрагмент дидактического сценария урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Четырёхугольники» в 8 классе

При проведении урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Четырёхугольники» можно использовать электронный ресурс «Математический конструктор».

 

Этап
урока

Предполагаемый результат

Деятельность учителя и учащихся

Методы
(формы, приёмы
и средства)

Тема урока и целеполагание

Формулировка цели урока, принятие дидактической цели урока

Наша работа по обобщению и систематизации знаний состоит из двух этапов: теоретического, где вам предстоит, используя теорию по теме «Четырёхугольники», создать мини-проекты, и практического, когда вам нужно показать умения применять знания по теме к решению задач.

Беседа

Актуализация опорных знаний

Готовность учащихся выполнить задание по повторению видов четырёх-угольников

Используя коллекцию интерактивных моделей приложения «Математический конструктор», учащиеся проверяют знания по теме, повторяют виды четырёхугольников, выполняют задание по созданию диаграммы Венна для классов четырёхугольников.

Практическая работа

Самоконтроль знаний

Учащиеся готовы выполнить тест

Вариант 1:
1. Любой прямоугольник является:
А) ромбом;                        Б) квадратом;
В) параллелограммом;     Г) нет правильного                                               ответа.
2. Если в четырёхугольнике диагонали           перпендикулярны, он является:
А) ромбом;                    Б) квадратом;
В) прямоугольником;   Г) нет правильного                                                 ответа.
3. Ромб – это четырёхугольник, в котором…
А) диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам;
Б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;
В) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;
Г) нет правильного ответа.
4. Квадрат – это…
А) параллелограмм с равными сторонами;
Б) параллелограмм, у которого все углы прямые;
В) прямоугольник, у которого все стороны равны;
Г) нет правильного ответа.
5. У какого четырёхугольника диагонали равны?
А) трапеция;                  Б) прямоугольник;
В) ромб;                         Г) нет правильного                                                 ответа.
Вариант 2:
1.  Любой ромб является:
А) квадратом;                   Б) прямоугольником;
В) параллелограммом;    Г) нет правильного                                                ответа.
2. Если в параллелограмме диагонали  перпендикулярны, то этот параллелограмм:
А) ромб;                             Б) квадрат;
В) прямоугольник;            Г) нет правильного                                                 ответа.
3. Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором:
А) противолежащие стороны параллельны, а диагонали  равны;
Б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и                 являются биссектрисами его углов;
В) два угла прямые и две стороны равны;
Г) нет правильного ответа.
4. Квадрат – это…
А) параллелограмм, у которого все углы прямые;
Б) параллелограмм с равными сторонами;
В) прямоугольник, у которого все стороны равны;
Г) нет правильного ответа.
5. Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого:
А) стороны параллельны;
Б) противолежащие стороны параллельны;
В) стороны равны;
Г) нет правильного ответа.

Самопроверка с помощью слайда

Практическое применения знаний

Владение материалом на репродук-тивном уровне, достижение подвижности знаний

По итогам работы в ходе изучения темы (выполнение практических, самостоятельных, тестовых работ) класс делится на группы для решения задач разного уровня сложности.

1-я группа – задачи первого и второго уровней;

2-я группа – задачи третьего уровня и четвёртого уровней;

3-я группа – задачи пятого уровня и задача на построение ромба, у которого одна диагональ равна его стороне с помощью модели МК.

 

 

Применяя разработанные электронные ресурсы в рамках учебных занятий, следует отметить, что их проведение возможно при определённых условиях: наличии компьютеров с доступом в интернет, проектора, мобильных устройств у детей.

Вместе с тем необходимо учитывать наполняемость классов, наличие учащихся разного уровня обученности. Не все имеют мобильные устройства, с помощью которых можно использовать соответствующие приложения. Для применения моделей приложения «Математический конструктор» необходимо дополнительно провести работу по обучению учащихся работе с инструментами приложения, поскольку многим детям сложно во время урока разобраться с инструментами приложения, что необходимо учесть при планировании урока на этапе решения задач.

Уроки, фрагменты которых предложены, прошли динамично при повышенной активности учащихся: новые формы и приёмы работы вызвали дополнительный интерес и повысили мотивацию к изучаемой теме. Однако учащиеся удовлетворительного уровня обученности незначительно увеличили свои результаты. Учащиеся же среднего и достаточного уровня обученности подтвердили или улучшили результаты учебной деятельности по итогам контрольной работы по теме «Четырёхугольники».

Подготовка и проведение подобных уроков требует совершенствования навыков пользования ПК педагогом. Это трудоёмкий процесс, требующих больших затрат времени. Эпизодическое применение таких форм работы удивляет учащихся, подталкивает к работе над теоретическим материалом, увлекает использованием компьютера и мобильного телефона не только для игр, но и для учебной деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под. ред.: Бадарча Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с. – С. 273–316.
  2. Кузьмина, М.В. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования: учеб.-метод. Пособие / М.В.Кузьмина, Т.С.Пивоварова, Н.И.Чупраков. – Киров: Изд-во КОГОКУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», 2013. – 80 с.
  3. Облачные вычисления в образовании. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010. – Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214674.pdf.
  4. Облачные вычисления в образовании. Электронный курс ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – Режим доступа: http://lms.iite.unesco.org/course/view.php?id=19.
  5. Математика. 7–9 классы. Дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход») / О.Н.Пирютко, В.В.Казаков, С.И.Сергеев.– Минск; Аверсэв, 2020.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий