В конце учебного года, да и перед любыми каникулами, учащимся сложно сосредоточиться на учёбе. В таких случаях, чтобы помочь детям собраться, заинтересовать их чтением произведений, на помощь учителю приходят нестандартные, творческие формы работы.
В 8 «Г» классе средней школы № 7 Сморгони при изучении рассказа Клиффорда Саймака «Когда в доме одиноко» я предложила учащимся выбрать одно из трёх заданий: создать кроссенс или скетчноутинг, нарисовать кластер либо составить цитатную характеристику одного из героев. Отметка зависела от задания и качества его выполнения. Работать разрешалось как индивидуально, так и в парах.
Кроссенс и скетчноутинг требуют от создателя креативного мышления и умения визуализировать прочитанное. Задача учащегося – не только создать кроссенс или скетчноутинг, но и озвучить его, объясняя взаимосвязь элементов. Помимо работ, связанных с рассказом, несколько учащихся заинтересовались биографией автора и создали кроссенс о Клиффорде Саймаке.
И кроссенс, и скетчноутинг при качественном выполнении оценивались максимальным баллом.
Менее успевающие учащиеся составляли кластер по Моузу Абрамсу и озвучивали его. Ребята с низкой успеваемостью выписывали цитаты, характеризующие главного героя. Эти задания «стоили» соответственно 8 или 6 баллов.
Такой вид деятельности на уроке литературы, во-первых, дал детям возможность не только проявить творческие способности, но и получить достаточно высокие отметки, во-вторых, помог учителю сконцентрировать внимание всех, даже слабо мотивированных, учащихся на произведении и авторе, а также заинтересовать их своим предметом.
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 7 Сморгони