Специфика работы терапевтической группы в летних оздоровительных лагерях

- 16:10Психологическая помощь

На примере работы терапевтической группы для подростков в Гомельском областном Дворце творчества детей и молодежи автор рассказывает, как можно организовать психологическую помощь учащимся во время посещения ими летнего оздоровительного лагеря.

 

Светлана БЕГЕР,
педагог-психолог отдела по профориентации учащихся
УО «Гомельский государственный областной
Дворец творчества детей и молодежи»

 

 

Жизнь подростка в лагере очень насыщена. Ему приходится постоянно копить в себе разнообразные переживания. Насыщенность программы летнего лагеря не всегда позволяет «делать паузы» между мероприятиями. Для подростка со свойственным ему возрастным кризисом это оказывается весьма непростой задачей. Ряд приятных и захватывающих эмоций, полученных в ходе лагеря, без ассимиляции накапливаются, плавно перетекая в напряжение и усталость. Впоследствии несложно заметить, что ребенок стал более агрессивным и пассивным, а посещение лагеря уже не приносит столько радости, как вначале.

С целью разгрузки и стабилизации психоэмоционального состояния, коррекции, помощи в формировании личностной индивидуальности в Гомельском областном Дворце творчества детей и молодежи педагогом-психологом была организована терапевтическая группа для подростков. В лагере художественного профиля «Страна детства» в рамках группы были использованы различные упражнения и формы работы.

Первая встреча была посвящена знакомству. Каждому участнику давалась возможность представиться и рассказать о себе то, что он считает необходимым. Далее ребята разбились на пары. В парах давалось по 5–7 минут, для того чтобы узнать об участнике чуть-чуть больше, а дальше каждый по очереди представлял своего напарника, как бы рекламируя его. Первая встреча должна быть организована таким образом, чтобы дать возможность участникам больше узнать друг о друге, сблизиться. Здесь прекрасно подходят любые упражнения на знакомство. Чем больше в ней живого взаимодействия, тем более эффективной она является. Также на первой встрече были оговорены правила группы, для чего она создана и что на ней будет происходить.

В первую очередь в качестве рабочих инструментов эффективны любые проективные упражнения, которые позволяют участникам дифференцировать себя и другого, узнать больше про себя и свои потребности. Здесь на роль проекции прекрасно подходят игрушки, фигурки или вовсе те предметы, которые окажутся у участников в этот момент под рукой. Можно предложить выбрать наиболее понравившийся предмет и от его лица попросить участника рассказать о том, как этот предмет себя сейчас чувствует, какие у него отношения с другими предметами, для чего ему может быть полезна эта группа и так далее. С предметами можно взаимодействовать, например, строить город или поселение.

В рамках третьей встречи была организована игра «Ферма» или «Предприятие». Участникам было предложено договориться о создании фермы или предприятия и определить каждому в нем свою роль. Перед ребятами было поставлено две задачи: участник и группа должны быть согласны с той ролью, которую он для себя определяет и то, что они создадут в ходе договоренностей, должно полноценно существовать и производить что-то. На этапе построения предприятия психолог не вмешивается в процесс работы, даже если участники просят об этом. Как договорились, так договорились. А в конце главный по производству должен был рассказать: что это за предприятие, что оно производит, какое место каждый участник в нем занимает, какие обязанности у него имеются.

Прекрасно подходят метафорические карты, которые можно использовать для работы с проекциями. В лагере «Страна детства» было использовано две колоды: «Источник силы» А.Ю.Гращенкова и «Мой дом» Л.И.Кононова. Видов упражнений с картами великое множество. Из них можно составлять истории и сказки, которые будут прекрасно отражать общую динамику группы и взаимодействия между участниками, а значит, помогут ведущему сориентироваться в том, что является для группы наиболее актуальным в данный момент. Участникам предлагалась по очереди выбирать карту и с её помощью создавать поочередно сказку. Психолог начинает, а дальше участники по очереди дополняют историю. В конце вместе с психологом ребята обсуждали, о чем была эта сказка, что она может говорить про жизнь в лагере, нравится ли она им или нет.

С помощью карт «Источник силы» можно исследовать внутренние ресурсы, необходимые подростку формы или виды поддержки и заботы. Для этого после описания участником проблемной ситуации ему предлагалось вытащить из колоды ту карту, которая интуитивно может стать для него решением. Исходя из этого, мы вместе с группой пытались вместе найти возможности и способы разрешения в реальной жизни. 

Карты «Источник силы» были использованы для того, чтобы помочь участникам говорить и определять свое текущее состояние. Такая форма работы называется шерринг. Выбирая карту, ребёнок пробует говорить о своих чувствах и эмоциях, которые отражаются в карте, а психолог связывает это с реальной жизнью в лагере. Такая форма работы развивает эмоциональный интеллект учащихся, а специалист помогает ориентироваться, в каком состоянии они находятся.

Карты «Мой дом» прекрасно подходят для построения «Дома группы». В этом упражнении участнику сначала предлагается выбрать свой домик, рассказав, почему выбор пал именно на него, а потом расположить этот домик в большом доме группы. В конце также необходимо обсудить, какой получился дом, нравится ли он ребятам, чем нравится, а что в нём не устраивает.

В упражнении «Дом как история» подросткам предлагалось выбрать дом, который привлекает его внимание, и рассказать, какая история происходит или происходила в этом доме. Если участник затрудняется, то задавались наводящие вопросы: «Кто живет в этом доме? В каких отношениях состоят жильцы? Давно ли построен этот дом? Кто его построил? При каких обстоятельствах? Были ли счастливы те, кто жил в этом доме? Счастливы ли нынешние жители? В чем они находят радость? А в чем состоит их главная проблема? Как они справляются с трудностями? Что им помогает? Что препятствует? Как может сложиться судьбы жильцов дома?»

С подростками хорошо использовать в работе методы арт-терапии для реализации злости и агрессии. В этом возрасте им тяжело выражать и говорить о том, что обычно неуместно рядом со взрослыми. Участникам было предложено нарисовать свою злость и рассказать о ней. Группа также создавала совместный рисунок мандолы и аппликацию.

Упражнения выбирались в соответствии с появляющимся в моменте запросом группы. Ведущий всегда должен обладать хорошим запасом инструментов для работы: упражнения на знакомство, на работу с проекциями, упражнения для работы с разными видами деструктивных эмоций (злость, вина, обида, стыд, отвращение, тревога, страх), техники арт-терапии, упражнения для работы с метафорическими картами.

Таким образом, групповая работа стала неотъемлемой частью лагеря. У участников наблюдалась положительная динамика, ребята были благодарны за создание места, где они могли обсуждать увиденное и делиться друг с другом впечатлениями, узнавая много нового про себя и своих товарищей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий