Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами»  

- 17:33Методичка, Начальная школа. Сценарии

Ирина ЛАРИОНОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа»
Пинского района,
Брестская область

 

 

Цель: познакомить с изменением личных местоимений по падежам (склонением), с начальной формой личного местоимения.

Задачи:

– способствовать формированию понятия о склонении местоимений; 
– содействовать формированию навыка раздельного написания местоимений с предлогами;
– создавать условия для развития умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, обогащения словарного запаса учащихся;
– создавать ситуации, способствующие воспитанию нравственных качеств: доброты, заботливого отношения к зимующим птицам, любви к Родине, друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультиборд, презентация, учебник «Русский язык. 4 класс», «волшебная книга» с закладками, раздаточный материал, картинки со словарными словами, квадраты с буквами, видеофизкультминутка «Я, ты, он, она…»

Презентация: 
https://drive.google.com/file/d/1T-32UWjSnp0tSKjTJ9Z4G6vUa2p2Fu4U/view?usp=sharing

 

Ход урока

 

1 Организация начала урока

– Добрый день! Прежде чем начать урок, давайте определим ваше настроение при помощи «волшебной книги». Вам необходимо достать из неё «волшебную» закладку и прочитать на ней надписи. Написанное слово покажет, как вы настроены на урок.

Учитель подходит к учащимся.

Добрый!
Старательный!
Вежливый!
Ответственный!
Внимательный!
Воспитанный!
Прилежный!
Настойчивый!
Доброжелательный!
Трудолюбивый!
Решительный!

Правду ли сказала мне «волшебная книга»?

А теперь улыбнитесь друг другу. Вот с таким радостным настроением начнём урок.

 

2 Проверка домашнего задания

Давайте проверим домашнее задание (упр. 15, с. 15). Что нужно было выполнить? Зачитайте предложение, в котором вы вставили личное местоимение «оно» (Оно медленно закатилось за горку). Какой род у него?

Прочитайте предложения, в которых есть местоимения 3-го лица мужского рода (Вдруг он остановился и увидел лягушку. Он никогда раньше не видел лягушек. Он играл на скрипочке свою любимую мелодию).

Зачитайте предложение, куда вы вставили местоимение, которое заменяет слово «лягушка» (Тут она сделала в сторону прыжок). Какой род у этого местоимения?

Какая часть речи называется местоимением?

Для чего служит местоимение в речи?

Какие лица местоимений вы знаете? Приведите примеры.

Какие местоимения изменяются по родам?

 

3 Минутка чистописания

Откройте тетради. Посмотрите на доску. Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний» (слайд 1). Выбираем лишнее слово. Свой ответ обосновываем.

Он, она, оно, я (слайд 2, 3)
Я, ты, они, он (слайд 4, 5)
Мы, он, на, вы (слайд 6, 7)
Ты, к, от, за (слайд 8, 9)

Лишние слова: я, они, на, ты.

Пропишите лишние слова в тетрадь.

Запишите предложение «Дети отправились на экскурсию в зимний лес».

Выполнение упражнения чистописания по образцу. Во время письма обращать внимание на посадку детей.

Какое слово из записанных выше здесь встречается?

Как пишутся предлоги с именами существительными?

Составьте устное второе предложение, которое взаимосвязано по смыслу с первым, чтобы в нём встречалось это местоимение (они) (Дети отправились на экскурсию в зимний лес. Они любовались зимним лесом).

 

4 Орфографическая разминка. Словарная работа

Игра «Корректор»

Я буду показывать картинку. Первый ряд называет слово, второй исправляет ошибку, третий называет местоимение, спрятанное в слове.

Посмотрите на картинки. Что за слова вы видите на них?

Словарные слова: чимпиОН, телифОН, кОНфета, фОНАрь, морожНОе, ОкиАН, ОрАнжеВЫй, ОдНАжды, хОзяИН.

По картинке дети называют слово, переворачивают картинку и проверяют словарное слово, правильно ли оно записано.

В каких словах есть ошибки? Давайте правильно их запишем.

Один учащийся записывает на доске словарные слова без ошибок.

    

5 Сообщение темы и целей урока

– Посмотрите на экран. Прочитайте текст (слайд 9):

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.

 

Дятел – перелётная птица или зимующая?

Некоторые виды дятлов, как и другие перелётные птицы, улетают на юг, туда, где климатические условия наиболее приемлемы для их проживания. А другие зимуют в дуплах, которые делают себе сами. Ребята, как мы можем помочь птицам, которые остаются зимовать?

Ребята, а теперь ещё раз взгляните на текст. Как вы думаете, что в нём не так? Как изменить текст? (Вставить местоимения). Какой сделаем вывод? (Существительные можно заменить местоимениями).

Посмотрите на экран (слайд 10). На нём множество слов. Это тоже местоимения. Местоимения, как и имена существительные, склоняются. Что значит «склоняются»? (Изменяются по падежам).

Давайте вспомним все падежи.

Называем падеж, слово-помощник и вопросы по порядку.

Сегодня на уроке вы узнаете, как личные местоимения изменяются по падежам, в каких случаях в местоимение добавляется буква «н», узнаем, как пишутся местоимения с предлогами.

 

6 Изучение нового материала

1) Таблица «Склонение личных местоимений»

Упр. 16, стр. 15. Давайте прочитаем условие.

У вас на парте лежат таблицы склонения местоимений. Давайте прочитаем, как склоняются личные местоимения 1-го лица. Ставим к местоимению слово-помощник и вопрос. Например: «Есть кто? Я».

Работа по таблице

Как изменяются местоимения 1-го лица? (изменяется вся основа).

Какие падежные формы местоимений совпадают? (Р и В, Д и П).

Какой падеж употребляется с предлогом? Как пишутся предлоги?

А теперь самостоятельно рассмотрите местоимения 2-го лица. Что вы можете сказать про склонение местоимений 2-го лица?

А теперь назовите начальную форму местоимений 1-го и 2-го лица?

 

2) Работа с правилом

Стр. 15. Прочитаем правило.

Что является начальной формой местоимений?

Назовите начальную форму местоимения «тобой» (нами, тебе, вам, мне). Можно пользоваться табличкой (ты, мы, ты, вы, я).

 

3) Работа с текстом

Упр. 17. Прочитаем условие и первую загадку.

Подумайте, как определить лицо, падеж и число местоимений? (поставить в начальную форму – И.п.).

Найдите и назовите личные местоимения, поставив к ним вопросы. Сразу определяем лицо, число и падеж (упала ты, упала мне, поднять тебя, прогнать тебя, похожа ты, похожа на меня, шагаю я).

Спишите вторую загадку и подчеркните все личные местоимения.

Какие местоимения вы подчеркнули? (мы, мы, мы, вы, нас).

 

Физкультминутка (видеоролик-анимация)

Повторение движений под песню «Я, ты, он, она» в исполнении группы «Непоседы».

 

4) Работа с правилом

Стр. 16. Прочитайте самостоятельно правило.

Как пишутся предлоги с местоимениями?

Приведите примеры сочетаний предлог + местоимение.

 

5) Словарная работа

На доске расположены разноцветные квадраты с буквами.

Посмотрите на доску. Вы видите разноцветные квадраты. Разложите их по цветам радуги. Какое слово получилось? (концерт).

Какая это часть речи? Определите род словарного слова. Подберите слова-синонимы (выступление, произведение, исполнение, сольник, капустник, представление).

Сергей Ожегов в своём словаре даёт такое толкование этому слову: «1. Публичное исполнение музыкальных произведений; 2. Музыкальное произведение одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра».

Посмотрите на это словарное слово. Написание каких букв мы должны запомнить?

Запишем это слово. Поделим его на слоги: кон-церт.

 

6) Работа в парах

Упр. 18. Прочитайте условие. Правильно подберите местоимения и определите падеж.

Проверим, что у вас получилось (устные ответы учащихся).

Предложения под цифрой 2 запишет на доске… (у доски работает один учащийся).

Как пишутся предлоги с местоимениями?

 

7) Самостоятельная работа

Упр. 19.

На партах лежат таблички склонения местоимений 3-го лица с предлогами и без предлогов. Сравните написание этих местоимений.

Что вы заметили?

Прочитаем правило.     

Мы сделали правильный вывод по таблице?

В каких местоимениях пишется буква «н»? Приведите примеры таких сочетаний.

 

8) Самостоятельная работа по вариантам

Упр. 20. Прочитайте условие. Запишем только предложения с местоимениями. 4-е предложение разберём вместе (устно). 1-е предложение – 1-й вариант, 2-е – 2-й вариант, 3-е – 3-й вариант. Можно пользоваться табличкой.

Когда в местоимениях пишется буква «н»?

 

7 Подведение итогов урока

Игра «Да – нет»

Вы соглашаетесь или нет. Если согласны – хлопаете в ладоши, не согласны – топаете ногами.

Местоимение с «ним». Утверждаю, что это личное местоимение (+), начальная форма местоимения – он (+), это местоимение 2-го лица (–), это местоимение в мн. ч. (–), это местоимение в Р.п. (–), это местоимение м. р. (+), без предлога пишется «им» (+).

 

8 Рефлексия. Выставление отметок

На парте лежат закладки для «волшебной книги». Оцените свою работу на уроке. Запишите на них слова, которые показывают вашу работу на уроке. Можно выбрать слова из облака слов на доске (слова показаны на экране, слайд 11). А потом эти закладки станут «волшебными»: они помогут книге определить настроение других учащихся.

Выставление отметок и их комментирование.

 

9 Домашнее задание

Упр. 21, стр. 17

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий