Использование многомерных дидактических инструментов на уроках по предмету «Человек и мир»

- 17:08Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

Использование в работе таких дидактических инструментов, как карты памяти и логико-смысловые модели позволяет повысить эффективность обучения.

Татьяна КСЕНЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

В современных условиях учащимся важно уметь ориентироваться в информационном потоке. Психологами установлено, что легче усваивается чётко сконструированный учебный материал, логически преподнесённый и переработанный, а визуальное представление на 50 % повышает уровень его усвоения.

Учебный предмет «Человек и мир» – наиболее важный в процессе формирования интеллектуальной самостоятельности младшего школьника, так как именно на его содержании формируется мировоззрение ребёнка.

Материал уроков будет привлекательным для учащихся тогда, когда они могут сравнивать, исследовать, систематизировать и рационально запоминать достаточно большой объём информации. Достичь этого можно благодаря использованию многомерной дидактической технологии. В своей работе использую такие дидактические инструменты, как карты памяти и логико-смысловые модели (ЛСМ)

Карта памяти – это наглядный материал, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребёнок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи.

ЛСМ позволяет:

  • одновременно увидеть всю тему урока целиком и каждый из её элементов в отдельности;
  • на ней легко сравнить два явления;
  • найти сходства и различия;
  • установить причинно-следственные связи. Иначе говоря, уйти от механического заучивания.

 

ЛСМ работает:

  • как навигатор в пространстве знаний;
  • ключик для понимания;
  • пин-код для кодирования информации;
  • банк данных для более надёжного хранения знаний;
  • шпаргалка, разрешённая учителем.

 

Разработка ЛСМ способствует более быстрому изучению темы, полноценному приобретению и применению знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение любых заданий.

 

Использование карты памяти и ЛСМ

 

  1. При актуализации знаний:
  • ученики задают вопрос классу, используя ЛСМ;
  • проводим игру «Учитель – ученик» (в парах): 1 вариант – «учителя» задают вопросы по модели, 2 вариант – «ученики» отвечают.

 

  1. При объяснении нового материала:
  • Какая координата на модели имеет незавершённый вид?
  • Попробуйте сформулировать тему урока.
  • Что добавим на луч? Как подпишем?

 

  1. При подведении итога урока. ЛСМ применяется мной и для дифференциации на уроках:
  • первый уровень – передача ЛСМ учащимся в качестве дидактического материала;
  • второй – составление ЛСМ с учащимися;
  • третий – самостоятельная разработка ЛСМ учащимися по готовой ключевой модели или по выделенным координатам.

 

 

Использование ЛСМ облегчает задачу не только запоминания, но и осмысления и обобщения информации учащимися, а значит, значительно повышает эффективность обучения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий