Урок русского языка по теме «Причастный оборот» в 7-м классе

- 13:31Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

Автор предлагает изучение темы «Причастный оборот» на уроке русского языка в 7-м классе с применением различных современных методик. В разработке сделан акцент на воспитательной составляющей урока через использование текстов патриотической направленности.

Марина ЛЕВША,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Любчанская средняя школа» Новогрудского района,
Гродненская область

 

 

Цели урока:

образовательные

– дать понятие о причастном обороте;
– рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;
– показать роль причастного оборота в русской речи.

развивающие

– сформировать умение определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
– научить выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;
– предупредить ошибки в употреблении причастных оборотов;
– провести наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.

воспитательные

– способствовать социализации личности ребёнка и воспитанию сотруднических отношений;
– воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютерная презентация с текстами и схемами для лингвистических наблюдений.

Презентация к уроку:

https://docs.google.com/presentation/d/1Kkw-nj0eHvvIDBC4flPUfxJr38s_9ygK/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

І Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, рада снова с вами встретиться и продолжить постижение тайн причастия. Садитесь те, кто сегодня настроен на серьёзный труд. Поднимите руки те, у кого были трудности при подготовке к уроку русского языка.

 

ІІ Проверка домашнего задания  

– Ребята, желающим можно занять творческую трибуну. (Сюда подходят учащиеся, которые выполняли творческое домашнее задание) Взаимопроверка. Отчёт одного-двух человек. (Ключ на доске)

Отчёт по творческому домашнему заданию. (Комментарий учителя, благодарственное слово учащегося из класса (с целью развития связной речи)).

 

ІІІ Целеполагание

– О причастии мы знаем уже достаточно много. На сегодняшнем уроке будем изучать тему «Причастный оборот». Что бы вы хотели узнать об этом новом для вас понятии? (Постановка задач учащимися: понять, что такое причастный оборот; научиться видеть его в предложении; правильно оформлять на письме и правильно интонировать; проследить, каким членом предложения является причастный оборот).

– Да, сегодня мы узнаем особо важные сведения. Изучив их, мы сможем избежать грамматических и речевых ошибок. Более того, вы приобретёте средство для украшения своей речи. Я помогу вам достичь ваших целей.

Запишем в тетради дату. (Один учащийся даст орфографический комментарий).

 

IV Усвоение новых знаний

– Итак, первая наша задача – узнать, что же такое причастный оборот. Для этого предлагаю выполнить подготовительную работу. Запишем предложение под диктовку:

Забытая людьми история Любчи возрождается.

На доске прикреплены карточки, указывающие на орфограммы. К доске выходит пара. Один учащийся выбирает орфограммы именно этого предложения, а второй озвучивает правило.

 

Задание. Выписать из этого предложения словосочетания, обозначить главное слово и поставить вопрос к зависимому.

Отчёт учащегося.

Задание. Найти словосочетание, где главное слово причастие. Подумайте, почему выделили именно это словосочетание?

Предположения учащихся

– Словосочетание, где в качестве главного слова выступает причастие, и есть причастный оборот.

Слайд 1

Посмотрите на слайд и сформулируйте определение, что же такое причастный оборот. У кого не получается, можете воспользоваться учебником.

Ответы учащихся

– Сможем ли мы его уже узнавать в предложении? Давайте составим алгоритм рассуждения, как вы будете это делать.

1. Ищу причастие.
2. Ставлю от него вопросы.
3. Отвечаю на вопросы.
4. Нахожу зависимые слова
5. Читаю вместе причастие с зависимыми словами (причастный оборот).

Понятно ли вам, что такое причастный оборот? Давайте потренируемся находить его в предложении. Выписать в тетрадь только причастные обороты. Крестиком обозначить причастие, зависимое слово обвести кружочком.

Слайд 2

Текст на слайде и на карточках на столе

В 1547 году Любча стала владением Яна Кишки. Замок, возведённый им над Неманом, хранит сегодня тайны всех времён. Башни, защищавшие наших предков, очень похожи на башни Мирского замка. В XVII веке Кишки продали Любчу и замок, недостроенный из-за финансовых проблем, Радзивиллам.

Ответы учащихся

– А чтобы вы ещё лучше могли находить причастный оборот в предложении, поделюсь с вами одним секретом: причастный оборот можно заменить конструкцией со словом который.

Слайд 3

Давайте проверим, так ли это.

Ответы учащихся

– Исследуем дальше причастный оборот. Как вы думаете, есть ли в предложении слова, с которыми связан причастный оборот? Давайте обратимся к следующему тексту и попробуем найти здесь те слова, от которых можно поставить вопрос к причастному обороту.

Ответы учащихся

– Вспомните из уроков белорусского языка, что напоминает собой причастный оборот? Каким членом предложения является причастный оборот?

Давайте теперь правильно поставим вопрос. Слово, от которого мы ставим вопрос, называется определяемым. При каждом причастном обороте есть определяемое слово. Чем оно может быть выражено? Определяемое слово может быть выражено существительным или местоимением.

А теперь предлагаю закрепить наши знания.

Слайд 4

Задание. Проверим, как вы усвоили понятия определяемое слово и причастный оборот.

Слайд 5

Разделимся на варианты.

Задание. 1-й вариант: подобрать как можно больше причастных оборотов к слову Родина; 2-й вариант: подобрать определяемые слова к причастным оборотам (любящий Родину, сохранившие мир, отвоевавшие землю).

Ответы учащихся

– Уметь найти в предложении причастный оборот очень важно. Это поможет избежать пунктуационных ошибок. Дело в том, что причастный оборот на письме может обособляться, а может не обособляться. Как вы понимаете значение этого слова?

Новое слово запишем в словарик и объясним орфограммы.

Слайд 6

Итак, предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. Перед нами стоит задача: понаблюдать, когда причастный оборот обособляется, а когда не обособляется. А чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно найти в предложениях причастный оборот и определяемое слово и посмотреть, как они расположены относительно друг друга. Их положение относительно друг друга поможет вам дать ответ на вопрос.

Слайд 7

В 1590 году Любча, получившая магдебургское право, жила по собственной системе законов. Предоставленный Сигизмундом Вазой, сохранился и до наших дней первый герб посёлка. На гербе, окрашенном в голубой цвет, нарисована подкова с золотыми крестами и двумя рыбами. Позднее был и второй герб. Изображённые на нём башни были символом могущества.

Правильно вы заметили. Но надо обратить ещё внимание на второе предложение. Если причастный оборот отделён от определяемого другими членами предложения, то он тоже выделяется независимо от местоположения определяемого слова.

Физкультминутка

– А теперь игра «Исправный телефон» (дети после физкультминутки не садятся. Первому учащемуся говорю на ухо правило: если в предложении несколько причастных оборотов, то знаки препинания ставятся так, как при однородных членах. И дальше дети шёпотом передают эту информацию. Последний озвучивает услышанное, при необходимости корректируем).

Давайте вернёмся ещё раз к алгоритму. Перечитаем.

Давайте опишем следующие шаги нашего рассуждения.

1. Ищу определяемое слово
2. Смотрю на местоположение

         стоит перед                           стоит после
определяемым словом         определяемого слова

            нет                                           есть

 

Ещё раз перечитайте алгоритм, спросите, что непонятно.

А теперь давайте вернёмся к задачам. Проанализируйте, что уже знаете.

Чему ещё не научились?

Давайте учиться интонировать предложения с причастным оборотом.

Прочитайте правильно предложения.

Слайд 8, 9

Радзивиллы укрепили могущество Любчи. Приглашённые из Минска и из Новогрудка богачи стали вкладывать деньги в строительство посёлка. Создаются ремесленные цеха, выпускающие древесный уголь, дёготь и лак. В типографии, основанной Кмитом, печатается литература по медицине и истории.

Давайте проверим, разобрались ли вы с постановкой знаков препинания в предложениях с причастным оборотом. Найдите отличия в записанных предложениях и объясните их.

Слайд 10

Церковь святого пророка Ильи, построенная во второй половине XIX века, тоже является достопримечательностью Любчи.
Построенная во второй половине XIX века церковь святого Ильи тоже является достопримечательностью Любчи.

А какой вид связи устанавливается между определяемым словом и причастным оборотом? (Согласование). Зачастую мы неправильно согласуем причастный оборот и определяемое слово. Давайте попробуем исправить ошибки в предложениях учащихся.

Задание. Отредактировать текст, записать правильный ответ, подчеркнуть причастие как член предложения и обозначить определяемое слово.

Слайд 11

В летописи Любчи я обратила внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес. В музее состоялось обсуждение планов, касающиеся реставрации замка. Подготовленным для волонтёров концерт пришлось перенести на следующий день.

Скажите, сложно ли работать с причастным оборотом? А для чего же он нам нужен, для чего нам желательно использовать его в тексте?

Чтоб ответить на этот вопрос, давайте сравним два текста.

Слайд 12

Не всегда небо над Любчанским краем было мирным. Казаки гетмана И.Золоторенко в 1655 году захватили посёлок. Они разрушили частично и замок. Только две башни, что уцелели в то время, сегодня составляют основу архитектурного комплекса.
В годы Великой Отечественной войны на территории посёлка было организовано еврейское гетто. Оно поглотило тысячи жизней. Поколения, которые живут на этой земле теперь, получили завещание беречь мир.
Не всегда небо над Любчанским краем было мирным. Казаки гетмана И.Золоторенко, захватившие Любчу в 1655 году, разрушили частично и замок. Только две башни, уцелевшие в то время, сегодня составляют основу архитектурного комплекса.
Еврейское гетто, организованное на территории нашего посёлка, поглотило в годы Великой Отечественной войны тысячи жизней. Нам, живущим теперь на этой земле, завещано беречь мир.

 

Какой текст понравился больше? Почему?

Причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной.

Слайд 12

М.Ломоносов так говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе глагола и имени силу».

Причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной.

На одной основе передаётся два сообщения. Вот и я предлагаю вам сокращать свою речь, используя причастные обороты. Экономить нужно всё, в том числе время и языковые средства.

Задание. Сократить текст.

Любча входит в туристический маршрут «Дорогою замков». Этот маршрут организован в Минске. Его широко разрекламировали в интернете. Этот маршрут очень популярен.

(Любча входит в туристический маршрут «Дорогою замков». Этот маршрут, организованный в Минске и широко разрекламированный в интернете, очень популярен.)

 

V Контрольно-корректировочный этап

– Систематизируем наши знания, и по теме урока создадим опорный конспект в группах.

Защита конспекта.

Тест за компьютером «Причастный оборот». (Герои фильмов выставляют отметку и дают рекомендации).

Ссылка на тест:

https://docs.google.com/presentation/d/1IgQcqoUiQUY0hVnT6Sk78A5FgSuu2lHS/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

VI Рефлексия

Движение по лестнице успеха

Опорный конспект отдаём тому, кто не поднялся выше третьей ступеньки.

 

VII Домашнее задание

1. Упражнение из учебника.
2. Защита опорного конспекта (шаблон даётся учителем).
3. Написать письмо другу о причастном обороте.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий