Включение раздела «Простейший туризм» в учебную программу дошкольного образования дало возможность воспитанникам яслей-сада № 37 Лиды расширить свои представления о родном крае, видах туризма, получить первоначальные представления о том, как ориентироваться на местности, приобрести умения и навыки, необходимые в пешеходных и лыжных прогулках-походах.
Оксана ПАЛЬЧИС,
воспитатель
ГУО «Ясли-сад № 37 г. Лиды»,
Гродненская область
Туризм занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Походы, поездки, экскурсии способствуют развитию у начинающих туристов наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира.
Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения. Кроме этого, он позволяет глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у детей чувство национального самосознания.
Организация работы по ознакомлению воспитанников
с основами туристической деятельности
В своей работе мы применяем разнообразные формы организации детей: прогулки, туристические прогулки, занятия-путешествия, занятия-беседы, пешеходные и лыжные прогулки, эстафеты и полосы препятствий и т.д.
На первых занятиях дети получают представление о разных видах туризма, знакомятся с туристическими правилами, элементарными терминами, топографическими знаками и условными обозначениями, развивают умения составлять планы и схемы, ориентироваться по простейшим картам, схемам и на местности. Ребята узнают о туристическом снаряжении, правилах ухода за ним, знакомятся с правилами укладки рюкзака.
Позже воспитанники знакомятся с компасом, различными типами костров и их назначением, практикуются в умении выбирать и собирать топливо для костра, знакомятся с тем, как правильно выбрать место для привала, вязать узлы на рюкзаке простым способом, укладывать в рюкзак необходимые для похода вещи, совместно со взрослым устанавливать палатку.
Свои первые туристические прогулки мы совершаем по родному микрорайону. Вниманию ребят представлены различные виды зданий: магазин, аптека, банк, бассейн «Олимп», новое учреждение дошкольного образования. В процессе таких туристических прогулок дети узнают о социальных объектах микрорайона, их назначении. Родители также принимают активное участие и с радостью сопровождают нас, а порой становятся главными героями таких прогулок, знакомят детей со своей профессией.
После знакомства с инфраструктурой нашего микрорайона отправляемся в туристические походы на большее расстояние. Изучаем памятники и культурные места нашего родного города Лиды. Так, вместе с детьми посетили Лидский историко-художественный музей, Лидский замок, парк культуры и отдыха, побывали у памятников Франциску Скорине и князю Гедимину. Не обошли вниманием и многочисленные городские скульптуры.
Реализация воспитательного и образовательного потенциала простейшего туризма
Во время похода детям очень нравится проигрывать сложные ситуации, которые могут произойти. Например: «Оказание быстрой помощи при порезах и укусах насекомых», «Как быстро потушить огонь?», «Что делать, если ты потерялся в лесу?», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды» и др. Нравятся детям дидактические и подвижные игры соревновательного характера: «Кто быстрее соберёт дрова?», «Ловкий турист», «Кто первый соберёт рюкзак», «Где спрятан клад?», «Найди нужный дом», «Кто быстрее подготовит своё место?», «Что нужно для похода?».
На занятиях дети с удовольствием смотрят презентации и мультипликационные фильмы на темы: «Правила поведения в природе», «Что делать, если начался пожар?», «Безопасность – это важно!», «Что брать с собой в поход?», «Мой город Лида», «Что мы знаем о Красной книге Беларуси?».
Рассказывая детям о природе родного края, уделяем большое внимание экологическому воспитанию. Созданная на территории нашего учреждения экоплощадка позволяет организовать для воспитанников разнообразную и интересную деятельность, знакомить с миром природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому на планете.
Один из циклов занятий посвящён знакомству воспитанников с историко-культурным наследием нашей страны. Своё виртуальное путешествие мы начали со столицы и Минской области. Вниманию детей были представлены Национальная библиотека Беларуси, Дворец Республики, стела «Минск – город-герой». Далее изучали каждую область, выделяя в ней самые знаменитые и значимые достояния нашей страны. Так, юные туристы узнали о героях Брестской крепости, познакомились с обитателями Национальных парков «Припятский» и «Беловежская пуща», восхищались красотой Несвижского и Мирского замков. Все места, с которыми мы знакомимся, отмечаем флажками на карте Беларуси.
Работа с родителями
Для обеспечения эффективности образовательного процесса нами было разработано перспективное планирование на учебный год, где помимо мероприятий с воспитанниками была включена работа с родителями, что позволило им принимать активное участие в организованных прогулках-походах.
Высокую эффективность показало взаимодействие с родителями через социальную сеть Instagram, возможности которой позволяют обмениваться фотографиями и видео, организовывать прямые эфиры с мероприятий и экскурсий. Популярны среди родителей фотоконкурсы «Мой туристический лайфхак», «Сквозь призму поколений», фотомарафон «Отдыхай активно!».
Участвуя в конкурсе «Маршрут выходного дня», родители воспитанников делились фотографиями своих любимых мест для семейного отдыха. Некоторые места для многих жителей Лиды стали настоящим открытием. Мы регулярно размещаем на официальном YouTube-канале учреждения видеоролики под названием «Чему мы научились», где дети демонстрируют родителям свои умения.
Всегда продуктивно проходят встречи с родителями, которые рассказывают о своих профессиях. Некоторые из таких встреч проходят прямо на их рабочем месте. Так, при помощи родителей воспитанников была организована экскурсия по детской экологической тропе «Лукоморье» в парке «Горни», ботаническом памятнике природы местного значения, созданного ГЛХУ «Лидский лесхоз». Здесь ребята ознакомились с чудесами растительного мира, побывали в музее истории лесного хозяйства, узнали много интересных фактов о профессии лесника.
Участие в прогулках, экскурсиях, походах сближает воспитанников, помогает им стать дружными и общительными, способствует развитию общей выносливости, двигательных способностей детей, гармонизации детско-родительских отношений, воспитывает бережное отношение к природе, чувство любви и гордость за свой город и страну.
Один из вариантов разработанного нами сценария туристического похода можно изучить по ссылке https://ng-press.by/2022/07/07/detskij-turizm-po-interesnym-mestam-lidy-zanyatie-po-obrazovatelnoj-oblasti-fizicheskaya-kultura-prostejshij-turizm-dlya-detej-starshej-gruppy-5-6-let/