Использование комплекса дидактических игр для автоматизации звуков у учащихся со стертой формой дизартрии в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

- 11:42Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Комплекс дидактических игр для автоматизации звуков, по мнению автора, – это наиболее эффективное средство коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников со стертой формой дизартрии.

 

Диана КОЗЛОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Опыт работы показал, что самым трудным, при работе с учащимися со стертой формой дизартрии, является автоматизация поставленных звуков. Зачастую этап автоматизации затягивается, учащемуся долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, словосочетаниях, не говоря уже о спонтанной речи. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет детей. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.

 

Учитывая актуальность проблемы, возникла идея подобрать и разработать комплекс дидактических игр для автоматизации звуков, так как, на мой взгляд, это является наиболее эффективным средством коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников со стертой формой дизартрии.

 

При разработке комплекса дидактических игр опиралась на следующие принципы:

– разностороннего развивающего воздействия;
– доступности;
– наглядности;
– привлекательности.

 

Работу над автоматизацией звуков провожу поэтапно, исходя из принципа «от простого к сложному»:

1) автоматизация звука в изолированном произношении;
2) автоматизация звука в слогах;
3) автоматизация звука в словах;
4) автоматизация звука в словосочетаниях, фразах;
5) автоматизация звука в предложениях и чистоговорках;
6) автоматизация звука в связной речи.

 

1) При автоматизации звука в изолированном произношении использую пособие «В гостях у героев сказок и мультфильмов». Учащемуся предлагается отправиться в путешествие по страницам пособия с различными героями.

Игры и задания пособия: «Штриховочка», «Собери урожай», «Наведи порядок», «Найди правильную букву», «Пройди по дорожке», «Собери цветочки» и другие.

 

«Пройди по дорожке»

Учащемуся предлагается провести маркером линии по дорожкам разных типов и при этом длительно произносить автоматизируемый звук.

 

«Собери урожай»

Учащийся должен собирать предметы с полянки тремя пальцами правой, а затем левой руки и одновременно произносить отрабатываемый звук.

 

2) На этапе автоматизации звука в слогах предлагаю следующие игры и задания: «Дорисуй предметы», «Волшебный цветок», «Повтори – проговори», «Намотай клубочек», «Выложи узор», «Продолжи ряд», «Игра на пианино», «Игра на ксилофоне», «Расчисти дорогу домой» и другие.

 

«Продолжи ряд»

Необходимо найти закономерность и продолжить геометрический ряд, используя раздаточный материал. При этом прочитывать слоги, написанные на фигурах.

 

«Дорисуй предметы»

Учащийся должен дорисовывать недостающие детали предметной картинки по штрихпунктирной линии, прочитывая получившиеся слоги.

 

3) На этапе автоматизации звука в словах применяю игры «Ромашковая поляна», «Путешествие рыбки», «Начало, середина, конец», «Забавные трафареты», «Сухой бассейн», «Третий лишний», «Найди пару», «Выложи мозаику», «Сложи картинку», «Поймай рыбку», «Помоги дракону добраться до замка», «Помоги роботу добраться до мастерской», «Помоги Кар-Карычу добраться домой», «Накорми драконов», «Закрывай-ка» и т.д.

Игры направлены не только на автоматизацию звука в словах, но и на развитие лексико-грамматических категорий, что является неотъемлемой частью в коррекции речи учащихся со стертой формой дизартрии.

 

«Закрывай-ка»

Учащемуся предлагается пройти по дорожке определенного цвета, назвать изображённый в круге предмет в единственном и множественном числе и закрыть картинку цветочком или ракушкой.

 

«Найди пару»

Учащемуся предлагается, открывая спичечные коробки парами, отыскать точно такое же изображение. В конце игры, когда все пары будут открыты, необходимо «уменьшить» либо «увеличить» слова, называя изображенные предметы с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.

 

«Начало, середина, конец»

Учащемуся предлагается назвать изображённый на крышке предмет, определить позицию звука в слове и закрутить крышку в нужный ряд. Далее предлагаю такие упражнения, как «Посчитай-ка», «Один-много», «Волшебник» (предлагается «увеличить» или «уменьшить» предметы: волк – волчище – волчонок), «Что где?» (называя предметы слева – справа, вверху – внизу от названного). Можно поиграть в игры «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д.

 

4) На этапе автоматизации звука в словосочетаниях, фразах предлагаю такие игры, как «Эхо», «Художник», «Что из чего сделано», «Посчитай-ка».

 

«Посчитай-ка»

Учащемуся необходимо прикладывать изображения предметов на силуэт, предлагается их считать, четко проговаривать отрабатываемый звук, правильно согласовывая существительные с числительными.

 

«Что из чего сделано»

Учащемуся предлагается назвать, из чего сделаны изображенные предметы, соединив картинку с правильным словом.

 

5) На этапе автоматизации звука в предложениях и чистоговорках предлагаю такие игры и задания, как «Раскрути волчок», «Составь предложение», «Исправь ошибку», «Намотай клубочек», «Доскажи словечко», «Снежный ком» и другие. В этих играх использую различный подручный материал: бусины, ленточки, шнурки, нитки для вязания, прищепки и т.д.

 

«Намотай клубочек»

Учащемуся предлагается повторять за взрослым подрастающие предложения и на каждое сказанное слово наматывать нить на клубочек.

 

«Составь предложение»

Выбросив кубик с предлогом, нужно составить предложение с помощью предметных картинок. При проговаривании правильно составленного предложения предлагается завязывать узелки на ленточке, нанизывать предметы на шнурок или выкладывать фишки мозаики. Далее выполняется количественный и позиционный анализ данного предложения.

 

«Доскажи словечко»

Учащемуся предлагается прочитать или повторить чистоговорку, подобрать недостающее слово и прикрутить крышку с его изображением.

 

6) На этапе автоматизации звуков в связной речи предлагаю задания «Дополни рассказ картинками», «Исправь ошибки», «Расскажи сказку», «Перепутанный сюжет» и другие. Во всех заданиях необходимо закручивать и откручивать крышки, крепить предметные и сюжетные картинки на липучки, резиночки, крючки, кнопки.

 

«Дополни рассказ»

Учащемуся предлагается прочитать текст и каждый пропуск дополнить предметной картинкой, которая изображена на крышке, закрутив ее в нужное место.

 

 

Использование разработанного комплекса дидактических игр для автоматизации звуков у учащихся со стертой формой дизартрии в условиях ПКПП учреждения общего среднего образования, применяемых на коррекционных занятиях, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

 

Практика проведения коррекционных занятий с использованием разработанного комплекса дидактических игр для автоматизации звуков у учащихся со стертой формой дизартрии показала, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких занятиях более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течение которого они готовы сосредоточенно и самостоятельно выполнять задания, необходимые для достижения поставленных задач занятия.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий