Роль природы в формировании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни

- 17:55Воспитательная работа, Методичка

Валентина МЕЛЬНИКОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 70 г. Могилева»

 sad70mogilev@yandex.by

 

 

 

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Источником здоровья является природа. Она играет важную роль в жизни, в том числе и в оздоровлении ребенка.

Общение с природой является одним из важнейших факторов, сохраняющих здоровье ребенка, служащий как средство для снятия нервно-эмоциональных нагрузок, восстановление сил и душевного равновесия. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

  

Организация оздоровительной работы с воспитанниками на территории учреждения

В своей работе мы используем разнообразные формы и методы: экскурсии, прогулки, работу на огороде и земельном участке, разнообразный труд и наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, тематические недели, чтение художественной литературы, проведение исследований.

В дошкольном возрасте ознакомление с природой происходит в процессе игр с песком, водой, снегом, посредством наблюдений за природными явлениями и объектами. Одновременно у воспитанников формируются простейшие правила здоровьесберегающего поведения.

В нашем яслях-саду особым интересом у детей пользуется «Уголок леса», созданный на территории учреждения. Наибольшая ценность этого уголка заключается в его оздоровительных свойствах: хвойные деревья выделяют фитонциды, очищающие воздух от болезнетворных бактерий.

Здесь мы проводим с детьми беседы: «Какая польза от деревьев?», «Из чего появляется дерево?», читаем художественную литературу (например, С.Вохринцева «Деревья и листья»), слушаем пение птиц. Проводим наблюдения в весенне-летний период, когда природа просыпается после зимней спячки и появляются первые побеги, листочки, цветы, жучки, паучки. Дети узнают «Нужны ли пауки? Пользу или вред они приносят? Стоит ли их бояться? », закрепляют правила поведения в природе.

 

Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников. Уголки природы, зимний сад, огород – средство познавательного развития в экологическом воспитании

Учитывая особенности возраста детей при организации деятельности на огороде, мы используем такие виды работ как поливка, прополка, обработка почвы, сбор урожая.

Формированию у воспитанников исследовательских интересов, повышению познавательной активности в рамках экологической деятельности способствовал исследовательский проект на тему: «Мы картофель посадили». Кроме того, интересны детям наблюдения за проращиванием, посадкой. В течение двух месяцев воспитанники вели календарь наблюдений, отмечая фазы роста и развития растений на всех делянках, ухаживали за картофелем: пропалывали и окучивали. Сбор урожая – самый радостный период. Итоговый этап – презентация проекта и праздник урожая «Раз картошка, два картошка».

Для укрепления психологического здоровья, а также для формирования у детей познавательного интереса в нашем учреждении имеется фруктовый сад. Особенно вызвала интерес у детей прогулка: «Путешествие во фруктовый сад». Использование загадок, художественного слова, игр – все это создает благоприятные условия для развития не только положительного эмоционального отношения к окружающему, но и способствует укреплению нервной системы детей.

В нашем яслях-саду есть экологическая тропа, благодаря которой продуктивно проходят обычные прогулки с детьми. Мы специально разработали ряд маршрутов. Например, в одном их таких маршрутов есть остановка «Береза». Здесь мы проводим беседу «Красавица березонька» обращаем внимание воспитанников на то, что береза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Воспитанники рассматривают и сравнивают листья, изучают и трогают кору, ветки. В процессе этих наблюдений дети обогащаются информативно, получают необходимые им представления о природных объектах, формируется положительное отношение к природе.

В нашем учреждении образования стало традицией знакомить детей с народными праздниками, которые мы проводим в наших уголках природы. Так, на остановке «Белорусский кут» прошло мероприятие, посвященное празднику Ивана Купалы. Дети каждой группы водили хоровод, участвовали в эстафетах, пели песни о лете, танцевали. Купальский венок был также обязательным атрибутом праздника. Изготавливали вместе с детьми его из полевых трав и цветов.

  

Система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей

Каждое утро в летний период для профилактики плоскостопия у детей проводим физические упражнения с использованием массажной дорожки, нестандартного оборудования (обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т. д). Практикуем хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке). Используем игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы ребенка. Оборудование мобильно, соответствует требованиям техники безопасности, поддаётся санитарной обработке.

Любые мероприятия, проводимые с детьми на территории учреждения дошкольного образования, запоминаются надолго, так как сама природа и окружающая атмосфера вызывают добрые и прекрасные чувства. Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшают и здоровье, и психологическое состояние ребенка, приближая его к природе.

 

Работа с родителями

Эта работа не была бы столь эффективной без вовлечения родителей. С их помощью создан ландшафтный дизайн: родители помогли оформить «Водоём под ивой» с искусственными рыбками; в окружении кустов сирени расположена «Поляна сказок», на которой встречают детей Лиса с Колобком, Медведь с Машей и другие персонажи из сказок. Активное вовлечение законных представителей воспитанников в оформлении территории помогла установить доброжелательные отношения между родителями, педагогами и воспитанниками с установкой на будущее деловое сотрудничество. 

Эффективной формой работы, по мнению родителей, стала педагогическая гостиная «Народные игры и их роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников». Родители познакомились с особенностями организации белорусских подвижных игр. Дети и родители с удовольствием играли в такие белорусские народные игры, как «Лянок», «Гарлачык», «Прэла-гарэла», «Конiкi» и другие.

 

Хочется отметить, что за счет увеличения времени, проведенного на свежем воздухе, которому способствовали мероприятия направленные на облагораживание территории нашего дошкольного учреждения, мы заметили систематическое снижение заболеваемости у наших воспитанников. Кроме того, заметно улучшение эмоционального самочувствия, повысился интерес и осознанная потребность в двигательной активности, сформировались представления о простейших правилах здоровьесберегающего поведения.

Таким образом, организация эффективного взаимодействия с природой способствует не только разностороннему развитию детей дошкольного возраста, но и укрепляет их здоровье.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий