Наш город Лида. Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста специальной группы с тяжёлыми нарушениями речи с использованием методов ТРИЗ-РТВ-технологии

- 18:03Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Марина ЧЕРЕПОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 21 г. Лида»,
Гродненская область

 

 

 

 

Программные задачи: формировать представления о родном городе, активизировать и пополнить словарь по теме «Город»; упражнять в умении составлять рассказ по серии сюжетных картин; развивать умение образовывать существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и падеже; развивать внимание, слуховое восприятие, мышление; воспитывать патриотизм, эмоционально позитивное отношение к родному городу.

Материал и оборудование: открытки с изображением Минска и Лиды, серия сюжетных картин «Друзья помогли» (пособие О.В.Чистякова, «Составляем рассказ по картинке»), пособие ТРИЗ-РТВ «Домик для рассказов», предметные картинки с изображением достопримечательностей Лиды, запись песни «Светофоры» (сл. Т.Нестерова, муз. А.Парфёнов), магнитная доска.

 

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла открытка. Попробуйте по фотографии, угадать, из какого города она пришла (Минск). Сейчас прочтём обратный адрес: г. Минск, ул. Солнечная, д. 1, детский сад «Солнышко». Что же в ней написано?

 

«Здравствуйте, ребята. Вам пишут воспитанники детского сада Минска. Летом мы бы хотели приехать на экскурсию в ваш город. Расскажите, какие достопримечательности есть в вашем городе и можем ли мы их посетить?»

 

Педагог: От кого пришла открытка? О чём ребята просят нас?

Педагог: В открытке нам встретилось слово достопримечательности? Что оно означает? Достопримечательности – это знаменитые, красивые места в городе, куда любят приходить не только жители города, но и гости.

Педагог: Чтобы рассказать о нашем городе, нам нужно немного подготовиться. Давайте вспомним всё, что мы знаем о нём. Как называется город, в котором мы живём? (Лида). Значит, обо всём, что находится в нём, можно сказать «лидское».

 

Упражнение «Скажи со словом «лидский, лидская, лидское»

Дети выходят к доске, выбирают картинку и подбирают прилагательные в мужском, женском и среднем роде (лидский автобус, лидское озеро, лидская школа, лидская больница, лидская дорога, лидское кафе, лидское такси, лидский магазин, лидский стадион).

Педагог: Лучше всего о нашем городе поможет рассказать «волшебный экран» (метод ТРИЗ-РТВ-технологии «системный оператор»)

1 экран

Педагог: Как называется наш город? (Лида). Подберите слова, какой наш город? (уютный, чистый, красивый, большой). Какой главный символ нашего города? (герб). Что на нём изображено? (лев и ключи). Какая главная достопримечательность нашего города? (Лидский замок).

2 экран

Педагог: Как можно назвать людей, которые живут в Лиде? (лидчане). Как можно назвать девочку, девушку, женщину, которая живёт в нашем городе? (лидчанка). Как можно назвать мальчика, парня, мужчину, который живёт в нашем городе? (лидчанин).

 

Игра «Ты – моя частичка» (ТРИЗ-РТВ-технология)

Педагог: Представим, что я – это город Лида, а вы – мои частички. Кто вы? (Я  Лидский лакокрасочный завод. Я  дерево, я расту в парке города Лида и т.д.)

Педагог: Какие дома есть у нас в городе? (одноэтажные и многоэтажные) А если в доме три этажа? (трёхэтажный) 5? 9?Из чего они построены? (из кирпича – кирпичные; из бетонных панелей (панельные)

Педагог:

Если я захочу покататься на качелях, куда мне нужно отправиться? (в парк)
Если я захочу посмотреть фильм? (в кинотеатр)
Если мне нужно сделать покупки? (в магазин)
Если мне нужно купить лекарство? (в аптеку)

3 экран

Педагог: Частью чего является наш город? (часть Республики Беларусь)

А Республика Беларусь – часть чего? (планеты Земля)

4 экран

Педагог: Вернёмся далеко в прошлое. Когда-то князь Гедимин рядом с речкой Лидейкой построил красивый замок. В нём жили рыцари и сам князь. Скоро вокруг замка стали появляться дома. Как вы думаете, из чего раньше люди строили свои дома? (из дерева, из камня). Значит, они какие? (деревянные, каменные) А ведь в то время магазинов не было. Куда же люди ходили за покупками? (на ярмарку или рынок). И машин тогда не было. Как же люди передвигались? (на лошадях или ходили пешком).

5 экран

Педагог: Как вы думаете, как будет выглядеть наш город в будущем?

Педагог начинает фразу, ребёнок завершает:

сейчас наш город большой, а будет ещё больше;
сейчас наш город чистый, будет ещё чище;
сейчас наш город красивый, а будет ещё красивее;
сейчас наш город уютный, будет ещё уютнее;
Какие будут дома? (стоэтажные) Что бы вы хотели, чтобы построили в нашем городе? (аквапарк, цирк, метро).

 

Физкультминутка под песню «Светофоры»

(сл. Т.Нестерова, муз. А.Парфёнов)

 

Педагог: Ещё одна достопримечательность нашего города – это Лидское озеро. Я знаю, что недавно там произошла одна история.

 

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Друзья помогли» (пособие О.В.Чистякова, «Составляем рассказ по картинке»)

Педагог: Поможет нам составить рассказ «Домик для рассказов»

1 окошко

Педагог: Где произошла эта история? (у озера).

2 окошко

Педагог: Когда? (утром или днём, так как светло). Какая это пора года? (зима). Как вы догадались? (много снега, озеро покрыто льдом.

3 окошко

Педагог: Назовите героев этой истории.

4 окошко

Педагог: Назовите главное дело героев истории (спасение друга).

5 окошко

Педагог: Расставьте картинки по порядку.

6 окошко

Составление рассказа, 2–3 детей рассказывают у доски

Педагог: Кто мог бы помочь ребятам? (спасатели).

По какому номеру нужно было позвонить? (101).

Какое правило безопасности нарушил мальчик? (нельзя выходить на лёд на озере).

А что делать, если очень хочется покататься на коньках? (в нашем городе есть Ледовый дворец, где можно покататься на коньках).

 

Упражнение «Чего много? Чего нет?»

Детям предлагают рассмотреть картинки и назвать, чего в городе Лида много, а чего нет.

В нашем городе много (школ, детских садов, домов, машин).
В нашем городе нет (трамваев, троллейбусов, метро, театра).
Педагог напоминает детям, что слово «метро» – «волшебное» и не изменяет свою форму.

 

Педагог: Ребята, я думаю, мы много уже знаем о нашем городе. Предлагаю отправить ребятам из Минска открытку, где расскажем о нём. Чтобы открытка не потерялась, нужно указать адрес. Кто помнит адрес, который был указан в открытке? (г. Минск, ул. Солнечная, д. 1, детский сад «Солнышко»). Нужно обязательно написать и обратный адрес. Назовите адрес нашего детского сада (ответы детей). Итак, что самое главное вы можете рассказать о нашем городе? (Дети называют, педагог записывает ответы на открытку).

 

Список литературы

1 Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений / Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова.  – 2-е изд. – Минск :Адукацыя i выхаванне, 2011. – 152 с.
2 Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск : НИО, 2007. – 208 с.
3 Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : учеб.-метод .пособие / С.И.Гин. – Минск : Изд-во ИВЦ Минфина, 2002. –110 с.
4 Жихар, О.П. : ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования / О.П. : Жихар, А.В.Корзун : под редакцией А.В.Корзун. – Мозырь : Белый ветер, 2006. – 100 с.
5 Чистякова, О.В. Составляем рассказ по картинке / О.В.Чистякова. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 80 с.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий