Использование адаптированных игр и оборудования для стимуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями  

- 13:40Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Применение адаптированных игр и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями позволяет установить положительный эмоциональный контакт, добиться ответной реакции и сосредоточения внимания, что в свою очередь, способствует стимуляции познавательной деятельности детей.

 

Галина ЕМЕЛЬЯНЧИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Дятловский районный ЦКРОиР»,
Гродненская область

galina_emel_83@mail.ru

 

 

Развитие ребенка с тяжелыми множественными нарушениями подчинено общим закономерностям онтогенетического развития детей, однако имеет специфические особенности, обусловленные структурой нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В дошкольном возрасте у воспитанников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации наблюдается крайне низкая двигательная и познавательная активность, поэтому задерживается как двигательное и эмоциональное, так и умственное их развитие.

Как правило, общение с этой категорией детей одностороннее и осуществляется при пассивной роли «неговорящего» собеседника. В качестве основного средства формирования деятельности у воспитанников ЦКРОиР выступает обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, только в процессе общения с окружающими, ребенок не может овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы. Поэтому возникает необходимость в поиске новых форм и методов обучения.

Для меня как учителя-дефектолога важно найти наиболее продуктивные средства и оборудование, которые способствовали бы стимуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями.

При подборе средств и оборудования, определении задач адаптированных дидактических игр учитываются идеи построения учебной программы для воспитанников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: 

– индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, выстроенный на диагностической основе;
– сниженный темп обучения;
– структурная простота содержания знаний и умений;
– концентрическое наращивание материала, повторность в обучении;
– самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Я постоянно собираю и систематизирую материал для дальнейшего использования на занятиях по всем образовательным областям и коррекционным занятиям. При планировании работы с учётом преемственности с воспитателями дошкольного образования обеспечивается единство тематики. Так, например, воспитанники дошкольной группы через игровую деятельность знакомились с дикими животными, рассматривали предметные изображения, находили соответствующие условиям игры изображения, проводили дифференциацию по цвету, развивали орудийные действия и зрительную реакцию на предметы.

Применение адаптированных игр и игровых упражнений в работе позволяет мне установить положительный эмоциональный контакт с ребёнком, добиться ответной реакции и сосредоточения внимания, что в свою очередь, способствует стимуляции познавательной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями.

 

Адаптированные игры и упражнения по теме «Дикие животные»

 Дидактическая игра «Ёжики с яблоками» (на липучках)

Задачи: учить дифференцировать изображения по цвету (синий, красный, желтый, зелёный); стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия со взрослым; развивать хватательную и манипулятивную функции рук.

Содержание игры: игру можно проводить как индивидуально, так и в подгруппе (2–3 ребёнка). Воспитаннику предлагается ёжик (к примеру, красный), которому надо помочь собрать яблоки такого же цвета, как и ёжик. Игра закончится, когда у ёжика на иголках окажутся все яблоки правильного цвета.

 

Дидактическая игра «Покажи животное»

Задачи: учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями; формировать умения находить соответствующее изображение знакомого дикого животного; побуждать следить за направлением руки взрослого, когда он указывает на что-либо; стимулировать интерес к рассматриванию предметных изображений; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия со взрослым.

Содержание игры: перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с изображениями диких животных (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Затем предъявляются парами, или по три (например: ёж, заяц) – надо найти ежа. Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки.

 

Дидактическая игра «За забором»

Задачи: учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями; стимулировать интерес к рассматриванию предметных изображений; формировать понимание названий картинок в составе поискового вопроса «где…?»; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия со взрослым.

Содержание игры: перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с изображениями диких животных (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Карточки с животными накрываются имитированным забором, и задаётся вопрос: «Где, заяц?». Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки.

 

Игра с прищепками «Весёлые ёжики»

Задачи: учить дифференцировать изображения по цвету (синий, красный, желтый, зелёный); развивать орудийные действия, зрительную реакцию на предметы; стимулировать развитие чувствительности кистей рук; стимулировать стремление действовать вместе с взрослым и сверстниками; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.

Содержание игры: перед воспитанником рассыпаются прищепки двух цветов (например, жёлтые и синие) выкладывается ёжик определённого цвета (например, жёлтый), который потерял свои колючки (прищепки). Надо помочь ёжику вернуть свои колючки такого же цвета, как он сам. Игра закончится, когда у на ёжике окажутся все иголочки (прищепки) правильного цвета.

Как вариант дополнения игры: «Вот подул сильный ветер. Подуй, как ветер. Сорвал ветер с ёжиков все иголочки. Снимайте прищепки с ёжика.»

 

Дидактическая игра «Подбери пару»

Задачи: продолжать учить доступным способам «указывания» на графические символы (изображения); учить давать символ (карточку, изображение) по просьбе говорящего и (или) жестикулирующего взрослого; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.

Содержание игры: перед воспитанником раскладываются 3–5 карточек с изображениями диких животных (в зависимости от индивидуальных возможностей), проговариваются названия. Затем предъявляются идентичные картинки, надо объединить их в пары. Второй вариант игры: предъявляются похожие картинки, надо объединить их в пары. Задание выполняется несколько раз, чередуя картинки.

 

Дидактическая игра «Найди тень»

Задачи: учить распределять внимание между предлагаемыми изображениями; формировать умения находить соответствующее изображение знакомого дикого животного; учить давать символ по просьбе говорящего и (или) жестикулирующего взрослого; стимулировать стремление действовать вместе с взрослым и сверстниками.

Содержание игры: на столе выкладывается лист с тенями и карточки с цветными картинками. Проговаривается каждое название изображения и выкладывается на соответствующую тень. Затем воспитаннику предлагается самостоятельно найти цветную карточку и наложить на соответствующую тень.

 

Дидактическая игра «Помоги медведю попасть в берлогу»

Задачи: развивать орудийные действия, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; стимулировать к проявлению эмоциональных реакций на совместные действия с взрослым.

Содержание игры: воспитанникам предлагается провести пальчиком (или толстым маркером, или краской) по пунктирной линии. Кроме этого при выкладывании «дорожек» можно использовать шнурок, пуговицы, камешки.

 

Упражнение «Раскраска «Мишка»

Задачи: развивать орудийные действия, зрительную реакцию на предметы; стимулировать развитие чувствительности кистей рук; стимулировать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками.

Содержание игры: воспитанникам предлагается провести пальчиком (или толстым маркером, или краской) по пунктирной линии. Кроме этого, при выкладывании «дорожек» можно использовать шнурок, пуговицы, камешки.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий