Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка с целью повышения интереса к предмету  

- 13:03Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

Мария СПЕТЕЛЮН,
учитель немецкого языка
ГУО «УПК Начские ясли-сад – средняя школа»
Вороновского района
Гродненская область 

spetelyun2013@mail.ru

 

 

Обучение учащихся иностранному языку в современных условиях требует от учителя иностранного языка разносторонней подготовки: владения проблемами современного языкознания, теорией и практикой обучения иностранному языку. При подготовке к уроку и в ходе его проведения учитель должен обращать внимание на все сопутствующие объектные и субъективные факторы.

С учениками 3-го класса учителю уже следует показать разнообразные формы работы; многие из них – в игровой форме, что очень увлекает, захватывает детей. А заинтересовать учеников можно, сделав определенную рекламу языку.

 

Большой интерес у учащихся вызывает работа с фильмами-сказками, художественными и страноведческими фильмами, например, при изучении тем «Книги и фильмы» в 6-м классе, «Путешествия. Страны и континенты» в 5-м классе, «Литература» в 8-м классе и других.

После просмотра видеофильма или сказки уместны такие виды работ, как:

– опишите события;
– ответьте на мои вопросы;
– сравните;
– войдите в образ героя и расскажите от его имени;
– (в заключение) заслушать связанное монологическое высказывания учащегося.

 

Важную роль в развитии познавательного интереса играет использование страноведческой информации. В своей педагогической деятельности использую и рекомендую учителям немецкого языка следующие формы работы: внеклассное мероприятие для 5–7-х классов «Праздник урожая в Германии», «Праздники в Германии» (8–9-е классы), «Путешествуем по заповедникам Беларуси и Германии» (11-й класс), проведение викторин в 9–11-х классах по теме «Страноведение», видеоэкскурсия «Моя малая родина – моя деревня» в 7-м классе, уроки-игры, проведение недели иностранного языка в школе, «Праздник алфавита» в 3-м классе.

 

На «Праздник алфавита» можно предложить третьеклассникам занимательные задания.

1) Aufgabe 1 (для первой команды)

Auf diesem Bild ist das ABC. Hier sind nur 25 Buchstaben. Also zeige die Buchstaben auf der Zeichnung und nenne sie: A B C D …. Wer macht es am schnellsten? Sage welcher Buchstabe fehlt? (Команда получает лист с алфавитом)

С L Y A Z O
X G P S E T
I R B V F N
U M J D H Q
W          

 

2) Aufgabe 1 (для второй команды)

Auf diesem Bild ist das ABC. Hier sind 25 Buchstaben. Also zeige die Buchstaben auf der Zeichnung und nenne sie: A B C D …. Wer macht es am schnellsten? Welcher Buchstabe wiederholt sich hier zweimal? (Команда получает лист с алфавитом)

С L Y A Z O
X G P S E T
I R B V F N
U M J D H Q
W A        

 

3) Aufgabe 2. Отгадайте слова.

1: g-t-u (gut)
a-e-k-l-s-s (Klasse)
c-h-u-b (Buch)
2: b-s-e-ö (böse)
c-h-s-u-e-l (Schule)
w-n-o-h-i-z-m-m-r-e (Wohnzimmer)

 

4) Aufgabe 3

Нужно расставить буквы в таком порядке, чтобы получились слова.

1. G E N T U A G T = ? (Guten Tag)
   A N D K E          G T U = ? (Danke gut)

2. U T N G E M O G R N E = ? (Guten Morgen)
   A N D K E          S C H N Ö = ? (Danke schön)

 

5) Aufgabe 4

Как эта поговорка звучит по-русски?

Wer A sagt, muss auch B sagen.

 

6) Aufgabe 5

Jetzt machen wir uns mit vielen deutschen Namen bekannt. Lest, bitte! (Просмотрев 1 минуту имена, нужно выписать те, которые запомнили).

 

Команда 1 выписывает имена мальчиков

Mädchennamen Jungennamen
Anna Bernd
Carola Daniel
Elke Jan
Eva Erich
Christa Erwin

 

Команда 2 выписывает имена девочек

Mädchennamen Jungennamen
Annemarie Klaus
Gabi Hans
Helga Peter
Inge Ralf
Susanne Udo

 

К нестандартным формам урока относятся олимпиады и КВН. При проведении школьных олимпиад целесообразно включить задания по теме «Страноведение», вопросы по теме включены в районные и областные олимпиады.

 

Особое место в развитии интереса к языку, к знанию истории Германии и немецкоязычных стран, их культуре отводится неделе немецкого языка в школе. Цели проведения недели – усилить мотивацию к изучению немецкого языка, увеличить языковой запас, расширить кругозор и повысить культурный уровень учащихся по теме «Страноведение». Ежегодно в феврале разрабатываю план недели, распределяю обязанности и поручения учащимся, соответствующим образом оформляю кабинет, самые активные ребята готовят рисунки, выпускают газету, подбирают задания соперникам.

В план недели немецкого языка по теме «Страноведение» можно внести следующие мероприятия:

1. Урок-викторина «Wir lernen Deutschland kennen» (4–6-е классы), главной особенностью, которой является большой объем материала, а ответы на них требуют умения самостоятельной работы с дополнительным материалом, энциклопедическими изданиями, поиском информации в интернете.

2. Праздничная игра «Ostern in Deutschland und in Belarus» (5–6-е классы)

3. Конкурс «Я лучший в знании немецкого языка» (4–5-е классы).

Во время конкурса детям предлагаются следующие задания:

Конкурс «Знакомство» (представление команд). Первая команда – «Schneeglöckchen», вторая – «Maiglöckchen». Участники показывают эмблему своей команды, а капитан представляет всех её членов, рассказывая о каждом, как зовут, в каком классе учится, как учится, чем увлекается и так далее. Команда может подготовить о себе визитную карточку: рассказ, песню, стихи, сценку, презентацию на немецком языке по теме «Страноведение».

Конкурс «Дуэль». В течение 2–3-х минут команды по очереди называют слова по теме «Deutschland». Побеждает тот, кто успеет больше назвать слов. Повторять слова нельзя. Количество названных слов – это количество заработанных баллов.

Конкурс капитанов. Капитаны команд должны рассказать о себе и задать вопросы противнику. Сколько предложений в рассказе, столько баллов и получает команда.

Конкурс «Знаете ли вы Германию?». Команды получают тест по страноведению, где должны отметить правильные ответы.

Тест
– Wie sieht die Staatsflagge Deutschlands aus?
   a) weiß-rot-blau b) schwarz-rot-gold c) grün-weiß-rot

– Wie lang ist der Rhein?
   a) 1320 km lang      b) 1329 km lang    c) 1400 km lang

– Wo befindet sich das Denkmal der Stadtmusikanten aus dem Märchen von Brüdern Grimm?
   a) Bonn b) Bremen c) Hamburg

– Wie heißt der höchste Berg Deutschlands?
   а) Die Zugspitze    b) der Wartmann   c) der Feldberg

– An welchem Fluss liegt die Stadt Berlin?
   a) die Elbe b) die Spree   c) der Rhein

– Wie heißt die Heimatstadt vom deutschen Dichter Heinrich Heine?
   a) München b) Düsseldorf c) Stuttgart

4. Брейн-ринг «Федеральные земли и города Германии» (9–11-е классы)

5. Виртуальная экскурсия «Deutschland kennenlernen» (8–9-е классы).

6. Воспитательное мероприятие «Eine Reise durch deutsche Städte» (7–8-е классы). При подведении его итогов ребятам можно предложить тест.

Тест «Die Städte Deutschlands»
– Was bedeutet das Wort «Berlin» belarussisch?
– Aus welchen Wörtern besteht das Wort «Berlin?»
(Bär – медведь + Lin(de) – липа)
– In welcher Stadt steht das Goethe – Schiller – Denkmal? (Weimar).
– Welche Stadt nennt man die Stadt des Buches, eine Messestadt? (Leipzig).
– Welche Stadt nennt man eine Blumenstadt? (Erfurt).
– In welcher Stadt befindet sich der Zwinger? Was ist Zwinger? (Dresden. Bilder- und – Schätze Galerie)
– Welche Stadt nennt man einen Hafen der Welt? Wie heißt der gröβte Hafen des Bundeslandes Mecklenburg – Vorpommern ist? (Rostock)
– In welcher Stadt ist das Wahrzeichen der Stadt die Skulptur der Tiere? (Bremen)
– Wo befindet sich das weltberühmte Denkmal dem russischen Soldaten mit dem deutschen Mädchen am Arm? (im Treptower Park in Berlin)
– Was ist Berlins Symbol? (das Brandenburger Tor).

 

7. Конкурс презентаций «Путешествуем по Германии» (9–11-е классы).

Презентации к конкурсу готовят учащиеся в группах, каждой группе учитель дает свое задание. Темы презентаций могут быть такими «Федеральные земли Германии», «Достопримечательности немецких городов», «Великие люди страны» и т.д.

8. Открытый урок в 7-м классе «Wir fahren nach Berlin».

9. Литературный салон «В гостях у немецких поэтов» (по творчеству Гете и Гейне).

В литературном салоне ребята могут задать вопросы и получить ответы от великих немецких классиков об их жизненном и творческом пути. Поэты продемонстрируют свои сборники стихотворений. Учащиеся же, в свою очередь, продекламируют «Neue Liebe, neues Leben», «Ein Fichtenbaum», «Lorelei2, «Wanderers Nachtlied» (Musik von Mozart):

Über allen Gipfeln ist Ruh,
In allen Wipfeln spürest du
Kaum einen Hauch.
Die Vöglein schweigen im Walde,
Warte nur, balde ruhest du auch.

 

10. Демонстрация театрализованных постановок «В гостях у сказки».

Каждый год ребята принимают участие в конкурсе театрализованных постановок на немецком языке и готовят сказку, которую с удовольствием демонстрируют учащимся младшего и среднего школьного звена.

 

Страноведческий материал при изучении иностранного языка, будь то диски с песнями и сказками, книги, журналы, открытки, письма, газеты – является одним из главных помощников учителя. При правильном использовании страноведческий материал имеет большое воспитательное значение, повышает интерес учащихся к иностранному языку, активизирует иноязычную речевую деятельность учащихся.

 

Как рекламу немецкого языка использую на уроках и мероприятиях, на стенде в кабинете стихотворение.

Он не трудный. Он не легкий.               Надо знать, как мир устроен,
Очень нужный и простой.                     Как живется в мире том.
Приложи чуть-чуть усилий,                   Чтоб в Берлине не теряться,
Язык выучишь любой.                            Владеть надо языком.

Не немецком говорили                          И тогда найти сумеешь
Бах, Бетховен, физик Ом,                       И дорогу, и свой дом,
Гете, Гейне, Шиллер, Зегерс                  И на поезд свой поспеешь,
Писали этим языком.                             Не идти же нам пешком.

Для чего немецкий нужен?                   Изучайте иностранный
Чтоб друзей везде искать.                    Умный трудный мой предмет,
И в Германию когда-то                          Пригодится дальше в жизни,
письмо другу написать.                         Лучше deutschе Sprache нет.

Языком владея, можно
Сказки братьев Гримм читать
И на импортных таблетках
Все словечки разобрать.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий