Мария СПЕТЕЛЮН,
учитель немецкого языка
ГУО «УПК Начские ясли-сад – средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область
Обучение учащихся иностранному языку в современных условиях требует от учителя иностранного языка разносторонней подготовки: владения проблемами современного языкознания, теорией и практикой обучения иностранному языку. При подготовке к уроку и в ходе его проведения учитель должен обращать внимание на все сопутствующие объектные и субъективные факторы.
С учениками 3-го класса учителю уже следует показать разнообразные формы работы; многие из них – в игровой форме, что очень увлекает, захватывает детей. А заинтересовать учеников можно, сделав определенную рекламу языку.
Большой интерес у учащихся вызывает работа с фильмами-сказками, художественными и страноведческими фильмами, например, при изучении тем «Книги и фильмы» в 6-м классе, «Путешествия. Страны и континенты» в 5-м классе, «Литература» в 8-м классе и других.
После просмотра видеофильма или сказки уместны такие виды работ, как:
– опишите события;
– ответьте на мои вопросы;
– сравните;
– войдите в образ героя и расскажите от его имени;
– (в заключение) заслушать связанное монологическое высказывания учащегося.
Важную роль в развитии познавательного интереса играет использование страноведческой информации. В своей педагогической деятельности использую и рекомендую учителям немецкого языка следующие формы работы: внеклассное мероприятие для 5–7-х классов «Праздник урожая в Германии», «Праздники в Германии» (8–9-е классы), «Путешествуем по заповедникам Беларуси и Германии» (11-й класс), проведение викторин в 9–11-х классах по теме «Страноведение», видеоэкскурсия «Моя малая родина – моя деревня» в 7-м классе, уроки-игры, проведение недели иностранного языка в школе, «Праздник алфавита» в 3-м классе.
На «Праздник алфавита» можно предложить третьеклассникам занимательные задания.
1) Aufgabe 1 (для первой команды)
Auf diesem Bild ist das ABC. Hier sind nur 25 Buchstaben. Also zeige die Buchstaben auf der Zeichnung und nenne sie: A B C D …. Wer macht es am schnellsten? Sage welcher Buchstabe fehlt? (Команда получает лист с алфавитом)
С | L | Y | A | Z | O |
X | G | P | S | E | T |
I | R | B | V | F | N |
U | M | J | D | H | Q |
W |
2) Aufgabe 1 (для второй команды)
Auf diesem Bild ist das ABC. Hier sind 25 Buchstaben. Also zeige die Buchstaben auf der Zeichnung und nenne sie: A B C D …. Wer macht es am schnellsten? Welcher Buchstabe wiederholt sich hier zweimal? (Команда получает лист с алфавитом)
С | L | Y | A | Z | O |
X | G | P | S | E | T |
I | R | B | V | F | N |
U | M | J | D | H | Q |
W | A |
3) Aufgabe 2. Отгадайте слова.
1: g-t-u (gut)
a-e-k-l-s-s (Klasse)
c-h-u-b (Buch)
2: b-s-e-ö (böse)
c-h-s-u-e-l (Schule)
w-n-o-h-i-z-m-m-r-e (Wohnzimmer)
4) Aufgabe 3
Нужно расставить буквы в таком порядке, чтобы получились слова.
1. G E N T U A G T = ? (Guten Tag)
A N D K E G T U = ? (Danke gut)
2. U T N G E M O G R N E = ? (Guten Morgen)
A N D K E S C H N Ö = ? (Danke schön)
5) Aufgabe 4
Как эта поговорка звучит по-русски?
Wer A sagt, muss auch B sagen.
6) Aufgabe 5
Jetzt machen wir uns mit vielen deutschen Namen bekannt. Lest, bitte! (Просмотрев 1 минуту имена, нужно выписать те, которые запомнили).
Команда 1 выписывает имена мальчиков
Mädchennamen | Jungennamen |
Anna | Bernd |
Carola | Daniel |
Elke | Jan |
Eva | Erich |
Christa | Erwin |
Команда 2 выписывает имена девочек
Mädchennamen | Jungennamen |
Annemarie | Klaus |
Gabi | Hans |
Helga | Peter |
Inge | Ralf |
Susanne | Udo |
К нестандартным формам урока относятся олимпиады и КВН. При проведении школьных олимпиад целесообразно включить задания по теме «Страноведение», вопросы по теме включены в районные и областные олимпиады.
Особое место в развитии интереса к языку, к знанию истории Германии и немецкоязычных стран, их культуре отводится неделе немецкого языка в школе. Цели проведения недели – усилить мотивацию к изучению немецкого языка, увеличить языковой запас, расширить кругозор и повысить культурный уровень учащихся по теме «Страноведение». Ежегодно в феврале разрабатываю план недели, распределяю обязанности и поручения учащимся, соответствующим образом оформляю кабинет, самые активные ребята готовят рисунки, выпускают газету, подбирают задания соперникам.
В план недели немецкого языка по теме «Страноведение» можно внести следующие мероприятия:
1. Урок-викторина «Wir lernen Deutschland kennen» (4–6-е классы), главной особенностью, которой является большой объем материала, а ответы на них требуют умения самостоятельной работы с дополнительным материалом, энциклопедическими изданиями, поиском информации в интернете.
2. Праздничная игра «Ostern in Deutschland und in Belarus» (5–6-е классы)
3. Конкурс «Я лучший в знании немецкого языка» (4–5-е классы).
Во время конкурса детям предлагаются следующие задания:
Конкурс «Знакомство» (представление команд). Первая команда – «Schneeglöckchen», вторая – «Maiglöckchen». Участники показывают эмблему своей команды, а капитан представляет всех её членов, рассказывая о каждом, как зовут, в каком классе учится, как учится, чем увлекается и так далее. Команда может подготовить о себе визитную карточку: рассказ, песню, стихи, сценку, презентацию на немецком языке по теме «Страноведение».
Конкурс «Дуэль». В течение 2–3-х минут команды по очереди называют слова по теме «Deutschland». Побеждает тот, кто успеет больше назвать слов. Повторять слова нельзя. Количество названных слов – это количество заработанных баллов.
Конкурс капитанов. Капитаны команд должны рассказать о себе и задать вопросы противнику. Сколько предложений в рассказе, столько баллов и получает команда.
Конкурс «Знаете ли вы Германию?». Команды получают тест по страноведению, где должны отметить правильные ответы.
Тест
– Wie sieht die Staatsflagge Deutschlands aus?
a) weiß-rot-blau b) schwarz-rot-gold c) grün-weiß-rot
– Wie lang ist der Rhein?
a) 1320 km lang b) 1329 km lang c) 1400 km lang
– Wo befindet sich das Denkmal der Stadtmusikanten aus dem Märchen von Brüdern Grimm?
a) Bonn b) Bremen c) Hamburg
– Wie heißt der höchste Berg Deutschlands?
а) Die Zugspitze b) der Wartmann c) der Feldberg
– An welchem Fluss liegt die Stadt Berlin?
a) die Elbe b) die Spree c) der Rhein
– Wie heißt die Heimatstadt vom deutschen Dichter Heinrich Heine?
a) München b) Düsseldorf c) Stuttgart
4. Брейн-ринг «Федеральные земли и города Германии» (9–11-е классы)
5. Виртуальная экскурсия «Deutschland kennenlernen» (8–9-е классы).
6. Воспитательное мероприятие «Eine Reise durch deutsche Städte» (7–8-е классы). При подведении его итогов ребятам можно предложить тест.
Тест «Die Städte Deutschlands»
– Was bedeutet das Wort «Berlin» belarussisch?
– Aus welchen Wörtern besteht das Wort «Berlin?»
(Bär – медведь + Lin(de) – липа)
– In welcher Stadt steht das Goethe – Schiller – Denkmal? (Weimar).
– Welche Stadt nennt man die Stadt des Buches, eine Messestadt? (Leipzig).
– Welche Stadt nennt man eine Blumenstadt? (Erfurt).
– In welcher Stadt befindet sich der Zwinger? Was ist Zwinger? (Dresden. Bilder- und – Schätze Galerie)
– Welche Stadt nennt man einen Hafen der Welt? Wie heißt der gröβte Hafen des Bundeslandes Mecklenburg – Vorpommern ist? (Rostock)
– In welcher Stadt ist das Wahrzeichen der Stadt die Skulptur der Tiere? (Bremen)
– Wo befindet sich das weltberühmte Denkmal dem russischen Soldaten mit dem deutschen Mädchen am Arm? (im Treptower Park in Berlin)
– Was ist Berlins Symbol? (das Brandenburger Tor).
7. Конкурс презентаций «Путешествуем по Германии» (9–11-е классы).
Презентации к конкурсу готовят учащиеся в группах, каждой группе учитель дает свое задание. Темы презентаций могут быть такими «Федеральные земли Германии», «Достопримечательности немецких городов», «Великие люди страны» и т.д.
8. Открытый урок в 7-м классе «Wir fahren nach Berlin».
9. Литературный салон «В гостях у немецких поэтов» (по творчеству Гете и Гейне).
В литературном салоне ребята могут задать вопросы и получить ответы от великих немецких классиков об их жизненном и творческом пути. Поэты продемонстрируют свои сборники стихотворений. Учащиеся же, в свою очередь, продекламируют «Neue Liebe, neues Leben», «Ein Fichtenbaum», «Lorelei2, «Wanderers Nachtlied» (Musik von Mozart):
Über allen Gipfeln ist Ruh,
In allen Wipfeln spürest du
Kaum einen Hauch.
Die Vöglein schweigen im Walde,
Warte nur, balde ruhest du auch.
10. Демонстрация театрализованных постановок «В гостях у сказки».
Каждый год ребята принимают участие в конкурсе театрализованных постановок на немецком языке и готовят сказку, которую с удовольствием демонстрируют учащимся младшего и среднего школьного звена.
Страноведческий материал при изучении иностранного языка, будь то диски с песнями и сказками, книги, журналы, открытки, письма, газеты – является одним из главных помощников учителя. При правильном использовании страноведческий материал имеет большое воспитательное значение, повышает интерес учащихся к иностранному языку, активизирует иноязычную речевую деятельность учащихся.
Как рекламу немецкого языка использую на уроках и мероприятиях, на стенде в кабинете стихотворение.
Он не трудный. Он не легкий. Надо знать, как мир устроен,
Очень нужный и простой. Как живется в мире том.
Приложи чуть-чуть усилий, Чтоб в Берлине не теряться,
Язык выучишь любой. Владеть надо языком.
Не немецком говорили И тогда найти сумеешь
Бах, Бетховен, физик Ом, И дорогу, и свой дом,
Гете, Гейне, Шиллер, Зегерс И на поезд свой поспеешь,
Писали этим языком. Не идти же нам пешком.
Для чего немецкий нужен? Изучайте иностранный
Чтоб друзей везде искать. Умный трудный мой предмет,
И в Германию когда-то Пригодится дальше в жизни,
письмо другу написать. Лучше deutschе Sprache нет.
Языком владея, можно
Сказки братьев Гримм читать
И на импортных таблетках
Все словечки разобрать.