Мастер-класс по изготовлению сувенирного изделия «Волчок» с использованием этнокультурных элементов

- 15:48Методичка, Трудовое обучение

Учебное занятие может быть включено в вариативный компонент программы по трудовому обучению (технический труд) в 5-м классе.

Антон БАЗЫЛЕНКО,
учитель трудового обучения  
ГУО «Средняя школа № 62 г. Гомеля» 

 

 

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность: 2 часа.

Цели:

образовательная
– закрепление умения разметки и пиления изделий из пиленого шпона;
воспитательная
– воспитание правил безопасной работы с инструментом в кабинете повышенной опасности;
– воспитание бережливости и аккуратности в работе с материалом;
– формирование качеств ответственности в процессе трудовой деятельности;
развивающая
– развитие знаний, умений и навыков в работе с пиломатериалами;
– совершенствование самоконтроля.

Инструменты и оборудование: верстак, лобзик, выпиловочный столик, угольник или линейка, шлифовальная шкурка, карандаш, кисточка, водная морилка (красное дерево), клей ПВА.

Заготовки для деталей: нарезной шпон из ящиков для фруктов (осина).

 

Используемая литература: Трудовое обучение. Технический труд: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Е.Н.Чернова, Д.В.Цареня, под ред. М.В.Ильина. – Минск: Народная асвета, 2017.

Объект труда: сувенирное изделие «Волчок» с использованием этнокультурных элементов.

 

Волчок, юла – игрушка, которая во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры. По сути, юла – это простейший гироскоп (закон сохранения момента импульса препятствует падению волчка).

Свою историю игрушка ведет из каменного века (это была пластинка из роговой кости). В Австралии аборигены изготавливали волчок из дерева в форме рыбы. Древние славяне также делали волчки из дерева, но конусообразной формы, которые раскручивались с помощью длинной веревки. В настоящее время волчки используются фокусниками в иллюзионных шоу.

 

Ход мастер-класса

I Организационный момент (3 мин.)

– проверка явки на занятие.
– проверка готовности к занятию.
– сообщение темы и цели занятия.

 

II Теоретическая часть (10 мин.)

– Здравствуйте, сегодня на нашем занятии мы закрепим наши практические и теоретические знания и умения в работе с древесными пиломатериалами лобзиком.

Давайте вспомним: что же такое лобзик? (Инструмент для криволинейного распиливания материалов).

Хорошо. А что же такое выпиливание? (Один из видов художественной обработки древесины). Что мы можем выпиливать лобзиком? (Древесину легких пород: тополь, липа, осина, ольха или фанера и ДВП).

Молодцы. А теперь ответьте на вопрос: из каких деталей состоит лобзик? (Рамка, ручка, верхний и нижний зажимной винт и полотно пилки).

Куда направлен наклон зубьев у закрепленной пилки? (К ручке).

Как мы можем перенести изображение изделия на заготовку? (Перерисовать, перенести через копировальную бумагу, при помощи шаблона или трафарета).

Но прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним технику безопасности.

 

Техника безопасности при работе

1. Работать с лобзиком с надежно закрепленной и без повреждений (трещин, сколов) ручкой.
2. Надежно закреплять выпиловочный столик в тисках верстака.
3. Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
4. Пилить размеренно, без рывков и нажима, делать перерывы через каждые 30 мм пиления. Не наклоняться низко к заготовке и не сдувать опилки.

 

III Практическая часть (65 мин.)

Последовательность выполнения задания (изображение)

Описание последовательности
выполнения изделия

Берем заготовку, которой являются рейки из-под ящиков для фруктов из осины (ширина – 60 мм,
толщина – 6–8 мм).
Делаем разметку несущей части волчка на заготовке, равную квадрату 45 × 45 мм. Проверяем точность измерения угольником и по диагоналям.
Отпиливаем деталь № 1, шлифуем торцы

Размечаем деталь № 2
(размер 25 × 25 мм) и деталь № 3 (размер 18 × 18 мм), отпиливаем их. Шлифуем детали № 2 и № 3

Отмечаем на рейке толщиной 8 × 8 мм
и длиной 40 мм деталь № 4.
Отпиливаем и шлифуем ее

Делаем разметку детали № 5 на рейке шириной 10 мм. Общая длина детали 42 мм, но с каждой стороны она обрезана под углом 45о. Отпиливаем и зашлифовываем деталь № 5.
Делаем 8 таких деталей
На рейке шириной 8 мм и толщиной 5 мм отмеряем квадраты детали № 6. Отпиливаем и зашлифовываем деталь № 6. Делаем 9 таких деталей
Одну деталь № 6 размечаем по диагоналям, оставляя в центре квадрат в 4 мм. Стачиваем ребра по разметке с каждой стороны, чтобы получилась усеченная пирамида (деталь № 7)
После выпиливания и шлифовки всех деталей, детали № 2, № 4, № 5, № 6 (4 шт.), № 7 покрываем морилкой на водной основе (красное дерево)

Склейка узлов изделия:
В центр детали № 1 приклеиваем деталь № 4, предварительно разметив центр детали № 1 диагоналями. Проверяем вертикальность склейки.
Получаем узел № I

К узлу № I приклеиваем деталь № 5, образуя «Василек»
На оставшиеся углы узла № I приклеиваем окрашенные детали № 6
На склейку узла № I («Василек») приклеиваем неокрашенные детали № 6, образуя тем самым символический крест. Склейка узла № I окончена

К детали № 2 приклеиваем деталь № 3
в ромбическом порядке.
Образовывая узел № II

К узлу № II приклеиваем деталь № 7 в ромбическом порядке
Склеиваем узел № I и узел № II в ромбическом порядке и получаем изделие «Волчок»

 

Текущий инструктаж:

– учитель обходит рабочие места, показывая наглядно этапы выполнения изделия, акцентируя внимание на качественном выполнении работы;
– учитель следит за правильностью выполнения каждой технологической операции учениками;
– следит за соблюдением правил по ТБ и т.д.

 

IV Заключительная часть (10–12 мин.)

Мини-выставка.

Учащиеся сравнивают свои работы, смотрят недочеты и обсуждают творческие решения каждого изделия.

Выставление оценок, уборка рабочих мест и помещения мастерской.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий