Уроки-дуэты и другие приёмы

- 16:18Стиль работы

Нина ЮРЧИК
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 1 г. Ляховичи»,
Брестская область

 

 

Вопрос о профессиональном становлении педагога является актуальным во все времена. Молодой учитель, приходя в школу, испытывает многочисленные трудности в разных аспектах своей деятельности. Поэтому очень важно своевременно оказать ему необходимую помощь.

В нашей школе налажена чёткая система работы с молодыми специалистами по их «вхождению» в профессию, направленная на решение следующих задач:

– оказание практической помощи в адаптации к работе в вопросах совершенствования теоретических знаний и методики преподавания учебных предметов;
– выявление базовых профессиональных потребностей молодых педагогов и содействие их разрешению;
– совершенствование и развитие профессионально значимых личностных качеств;
– развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Решение данных задач достигается путём использования различных форм работы с молодыми педагогами. Среди них – индивидуальные беседы, консультации, взаимопосещение уроков, проведение мастер-классов для молодых педагогов, проведение открытых уроков, наставничество.

Наставничество, как одна из форм методической работы нашей школы, осуществляется в соответствии с положением о наставничестве учреждения образования. Наставником может быть педагог, имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет, педагогический стаж – не менее 10 лет, высшую или первую квалификационную категорию, а ещё лучше – категорию «учитель-методист». Кандидатура наставника рассматривается на методическом совете, после чего утверждается директором школы. За одним наставником могут быть закреплены не более двух молодых специалистов.

К началу учебного года заместитель директора, курирующий   организацию работы с молодыми специалистами, составляет план организации и проведения наставничества. План составляется на год и отображает широкий спектр деятельности:

–  консультирование молодого специалиста по подготовке к новому учебному году;
– организация участия начинающего педагога в работе районной Школы молодого учителя;
– индивидуальные беседы с молодыми педагогами по вопросам планирования учебных занятий;
– знакомство с новинками педагогической и методической литературы;
– оказание методической помощи в освоении новых педагогических технологий.
– помощь в моделировании современного урока.

Педагог-наставник вместе с молодым специалистом также составляет индивидуальный план наставничества, где отображается их деятельность. Наставник помогает начинающему педагогу изучить нормативную правовую документацию, знакомит с требованиями к ведению школьной документации, оказывает помощь в составлении календарно-тематического планирования по предмету, приглашает молодого педагога на свои уроки, учит самоанализу, посещает уроки новичка и даёт рекомендации, оказывает помощь в подготовке к ежегодному районному конкурсу «Педагогический дебют».

Организация наставничества в нашем учреждении осуществляется в тесном сотрудничестве администрации, педагога-наставника, педагога-психолога и молодого учителя. Результатом такого сотрудничества являются интересные идеи, приёмы и формы работы. Одной из форм работы стали совместные уроки-дуэты. Это занятия, которые одновременно ведут два учителя: молодой специалист и педагог-наставник. В ходе совместного урока молодой учитель может скорректировать используемые приёмы и методы обучения, а где-то даже и позаимствовать стиль работы педагога-наставника, чтобы выработать личный. Использование уроков-дуэтов развивает профессиональные навыки начинающего учителя. Такая форма работы часто применяется в нашей школе.

Важная составляющая системы работы с молодыми педагогами – психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого специалиста к новым условиям. Как правило, начинающий учитель в первые годы работы сосредотачивает внимание на проблемах, связанных с методикой преподавания предмета, организацией учебной деятельности учащихся, оцениванием и т.д. При этом он не в полной мере осознаёт связь возникающих трудностей с личностными проблемами. И вот здесь на помощь приходит школьный педагог-психолог, суть работы которого заключается не в коррекции и переделке, а в поиске скрытых ресурсов учителя. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста предполагает систему организационных, диагностических, консультативно-развивающих и рефлексивных мероприятий для создания условий по успешной адаптации.

С целью диагностики затруднений адаптационного периода педагог-психолог проводит анкетирование молодого специалиста. Вопросы анкеты выявляют степень адаптации молодого педагога к новому статусу, определяют отношения педагога с учащимися и их родителями, коллегами и администрацией, степень удовлетворённости выбранной профессией. Следует сказать, что психолого-педагогическое сопровождение – это не только анкетирование молодого специалиста, а целый комплекс мероприятий, который предусматривает создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога, организацию взаимодействия педагога-психолога с наставником молодого учителя, оказание молодому учителю психологической помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы, разработку  и  проведение  личностно-рефлексивных  практикумов и тренингов, нацеленных на развитие самосознания, выявление  перспектив самореализации личности молодого учителя, а также коррекцию нежелательных качеств и свойств, осознанных молодым учителем в процессе рефлексии.

На завершающем этапе профессионального становления молодого педагога составляется отчёт о проделанной работе, определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий