Использование техник визуализации, которые предполагают организацию активной учебно-познавательной деятельности на всех этапах урока (из опыта работы)  

- 16:59Математика. Материалы к урокам, Методичка

Данный педагогический опыт может быть использован учителями математики для развития учебно-познавательных компетенций учащихся.

Наталья АСТАПЕНКО,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Метод визуализации учебной информации, прочно занявший своё место в образовательном процессе, является одним из эффективных способов активизации обучения. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.

Визуализация помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию, развивает критическое мышление, помогает учащимся интегрировать новые знания, связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти, опорные конспекты, презентации, способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации.

Условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.

Описанный педагогический опыт может быть использован учителями математики для развития учебно-познавательных компетенций учащихся.

 

Этап актуализации знаний

На этом этапе используются различные техники визуализации: условно-графическая, изобразительная, предметная. При выполнении устных упражнений возможно использование следующих вариантов:

1) При нахождении значения числового выражения наиболее привлекателен для детей устный счет в виде блок-схемы:

Например:

           

                                              

2) Если учащиеся при сравнении дробей затрудняются при постановке знака, то можно напомнить правило на модели.

Например: На фото учащаяся сравнивает дроби с помощью фигурок-моделей: цифры, знаки, части круга.

 

3) При переводе смешанного числа в неправильную дробь хорошо использовать схему-рисунок:

Например:

     

 

 

4) При решении уравнений учащимся всё время следует повторять, как найти неизвестный компонент действий. Для этой цели используется чертёж.

Например:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель умножить на частное. Дети называют компоненты и указывают стрелкой путь решения – делают чертёж:     

             

 

Этап изучения нового материала

На данном этапе хорошо использовать видеофрагменты на сайте eior.by. Но не всю лекцию к уроку, а взять часть фильма, соответствующей цели данного урока.

Например, при изучении темы «Сложение смешанных чисел» просмотреть с детьми только два примера (под запись в тетрадь), с частыми паузами и необходимыми пояснениями.

 

Трудным для учащихся является изучение методов решения различных задач. На моих уроках при анализе условия любой задачи ребята учатся составлять модель задачи. 

1) Задачи на нахождение дроби от числа. Здесь на моих уроках обязательна модель задачи с использованием отрезков. Для визуализации алгоритма решения используются специально разработанные памятки:

Например:

2) Задачи на движение. Перед решением (во время актуализации знаний) хорошо использовать кадры презентации с анимацией, чтобы повторить связь между величинами скорость, время, расстояние. Бодрые человечки, двигающиеся автомобили на кадрах, помогают учащимся в решении задач.

Например:

 

Также в задачах на движение обязателен чертёж.

Например: Рассмотрим задачу:

(Здесь всё условие учащиеся прорисовали).

Решение.

1) 52 + 40 = 92 (км/ч) – скорость сближения,
2) 92 · 2 = 184 (км) – проедут автомобилист и  мотоциклист за два часа вместе,
3) 320 – 184 = 136 (км) – расстояние между автомобилистом и мотоциклистом через два часа.

Ответ: 136 км.

 

Этап закрепления изученного материала

Модели к задачам учащиеся составляют на этапе закрепления, при повторении и, что особенно важно, при самостоятельном выполнении домашнего задания. У ребят активизируется познавательная деятельность, развивается мышление.

Хорошо работает на всех этапах урока такая техника визуализации как опорный конспект. Такой краткий справочник обычно составляем с ребятами при изучении определённой темы. Из параграфа выделяем главное, называем его. И пятиклассники получают, например, вот такой материал к уроку.

Например:

 

Такие конспекты к концу учебного года пятиклассники имеют по каждой теме, и помещают в справочник (пользуются им постоянно).

При подведении итогов урока повторяем правила по новой теме, пользуемся материалами конспектов.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий