Интеллектуальная интерактивная игра «Марафон знаний: по пути «из варяг в греки»  

- 9:46Внеклассная работа, Методичка

Разработка представляет собой интеллектуальную интерактивную игру по изучению исторического прошлого малой родины. Позволяет приобщить учащихся к изучению истории своего города, используя информационные источники в сети интернет. Игра включает в себя интерактивные задания, которые развивают аналитическое мышление, познавательные умения, формируют умение работать в команде. Рекомендуется для работы педагогам общего и дополнительного образования при организации воспитательной работы.

Инна ЧЕРНЯВСКАЯ,
методист
ГУО «Жлобинский городской центр творчества
детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область

 

 

О легендарном торговом пути «из варяг в греки» мы знаем из «Повести временных лет» (начало ХІІ в.). Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города. Это не были города в современном значении. Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». В это время город Жлобин был небольшим поселением Хлепель на берегу Днепра, но уже к XV веку, благодаря удачному местоположению, появился замок Злобин. Современный герб Жлобина представляет собой «варяжский щит», в голубом поле которого изображена черно-белая ладья. Это дань историческому прошлому города.

Интеллектуальная интерактивная игра «Марафон знаний: по пути «из варяг в греки» включает вопросы истории древних поселений, которые располагались в непосредственной близости к торговому пути, в том числе и Жлобин.

Познавательный процесс учащихся осуществляется посредством участия в интерактивных играх и заданиях. При разработке любой онлайн-игры для занятия необходимо учитывать некоторые элементы (интрига, рейтинговые таблицы, баллы и т.д.), механику игры (сценарий), динамику игры (в игре должны участвовать все учащиеся, должна происходить быстрая смена событий). Поэтому все используемые в проекте сервисы разделены на обучающие (LearningApps.org), зачетные (forms.gle, google.com и развивающие (jigsawplanet.com). Инструкции по использованию указанных веб-сервисов – в Приложении.

Обучающие веб-сервисы посредством своих заданий и упражнений помогают учащимся лучше понять, разобраться в предложенной теме.
Зачетные позволяют организовать контроль знаний и умений по пройденной теме.
Развивающие веб-сервисы предназначены для организации творческой деятельности.

 

Цель: приобщение учащихся к изучению исторического прошлого малой родины с использованием медиатехнологий и игровых приёмов.

Задачи:

– познакомить учащихся с историческим прошлым своего города в составе Древней Руси;
– формировать умение использовать медиа и цифровые источники информации в познавательной деятельности;
– развивать познавательные умения;
– развивать аналитическое мышление;
– совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с информационными источниками в сети интернет;
– формировать интерес к историческому прошлому своей родины;
– формировать умение работать в команде, распределять роли, договариваться друг с другом;
– вовлечь учащихся в поисковую деятельность посредством интеллектуальной интерактивной игры «Марафон знаний: по пути «из варяг в греки».

Оборудование и технические средства: мобильные телефоны с выходом в интернет для каждой команды.

Условия и особенности реализации: игра предназначена для учащихся среднего школьного возраста учреждений общего и дополнительного образования. Предварительной подготовки не требуется, так как все необходимые сведения учащиеся получают в процессе игры. Можно играть как командой, так и в индивидуальном зачете. Место для проведения игры может быть любым, но с доступом в интернет. Лучше, если это будут учебные классы. Игру можно проводить дистанционно.

Координация игровой деятельности участников происходит в приложении «Вайбер». Руководит игрой и отслеживает выполнение заданий организатор игры (педагог или учащийся старшего школьного возраста).

 

Ход игры

Старт

Создать группу в приложении «Вайбер» для координации игровой деятельности команд. Добавить в группу всех участников игры. Организатор игры отправляет в чат QR-код первого задания:

 

Задание. Необходимо сложить пазл «Маршрутный лист».

 

В результате выполнения задания каждая команда получает маршрутный лист с QR-кодами заданий.

Маршрутный лист интеллектуальной интерактивной игры
«Марафон знаний: по пути «из варяг в греки»

№ п/п

Обучающие задания

Зачетные задания

Результат в баллах

Тема 1. Истоки русской старины (основные исторические понятия и термины)

1



 

Тема 2. Древние города на пути «из варяг в греки»
(основные сведения исторического развития)

2



 

Тема 3. Оружие и доспехи древних воинов
(обмундирование воинов Скандинавии, Греции и Древней Руси)

3


 

Тема 4. Торговля и ремесла
(торговля между крупными городами, расположенными на торговом пути)

4

 

Тема 5. Правда или вымысел
(общие знания из истории великого торгового пути «из варяг в греки»)

5

 

Общий балл:

 

 

Маршрутный лист

В маршрутном листе пять тем с обучающими и зачетными заданиями:

1) Истоки русской старины;
2) Древние города на пути «из варяг в греки»;
3) Оружие и доспехи древних воинов;
4) Торговля и ремёсла;
5) Правда или вымысел.

 

Тема 1. Истоки русской старины»

Задания на основные понятия и термины исторического периода, когда существовал и процветал торговый путь «из варяг в греки».

1 «История»
Необходимо правильно ответить на вопросы.

 

2 «Вопросы из истории»
Викторина с выбором правильного ответа.

3 Пазл «Древняя Русь»
Сложить пазл, позволяющий познакомиться с основными элементами одежды древних славян.

 

4 Итоговый тест по теме «Истоки русской старины»
Тест с выбором правильного ответа. Результаты прохождения теста автоматически заносятся в таблицу рейтинга, где удобно подводить итоги выполнения заданий командами.

Тема 2. Древние города на пути «из варяг в греки
Тема 3. Оружие и доспехи древних воинов
Тема 4. Торговля и ремёсла
Тема 5. Правда или вымысел

Все задания по темам 2–5 выполняются аналогично.

 

Итог

Результаты выполнения зачетных заданий организатор игры заносит в рейтинговую таблицу. Доступ к таблице предоставляется по ссылке в группе приложения «Вайбер». Участники в любой момент, в онлайн-режиме, могут видеть свои баллы за пройденные задания.

 

После выполнения заданий по всем предложенным темам, баллы суммируются и определяются победители.

 

Приложение

Инструкции по использованию веб-сервисов

1. LearningApps. org

2. Forms.gle, docs.google.com

3. Jigsawplanet.com

 

Используемая литература и информационные источники

1 Звягин, Ю. Великий путь из варяг в греки /Ю.Звягин. – Москва : Вече, 2009. – 240 с.
2 Святло каштоўнасцей духоўных. Жлобінскі край: мінулае і сучаснасць / Пад агульнай рэдакцыяй В.С.Новак. – Гомель : Полеспечать, 2009. – 544 с.
3 Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 07.06.2022.
4 Котельников, К. Из варяг в греки: славянский цивилизационный путь [Электронный ресурс] : статья на Diletant.media. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/45275935/. – Дата доступа: 07.06.2022.
5 MEGABOOK [Электронный ресурс]: универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: https://clck.ru/pPoVY. – Дата доступа: 07.06.2022.
6 Петрухин, В.Я. Из варяг в греки: начало исторического пути России: текст научной статьи по специальности «История и археология» [Электронный ресурс]: электронная библиотека КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-varyag-v-greki-nachalo-istoricheskogo-puti-rossii. – Дата доступа: 07.06.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий