Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у воспитанников дошкольного возраста в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

- 13:07Коррекционная педагогика. Опыт, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлены игровые комплексы, которые помогут педагогам в занимательной игровой форме формировать у детей необходимые культурно-гигиенические навыки.

 

Наталия МИЛЕЙКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область

 

Содержание:

– Введение
– Этапы формирования навыков самообслуживания (примерные игры, игровые упражнения)
– Методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания
– Игровые комплексы для воспитанников с тяжелыми множественными физическими, психическими нарушениями по образовательной области «Самообслуживание»

– Применение предметов личной гигиены по назначению
– Предметы личной гигиены»

– Игровой комплекс для воспитанников с тяжелыми множественными
физическими, психическими нарушениями по образовательной области «Я и мир». Мы умываемся

 

Образовательно-воспитательный процесс в ЦКРОиР имеет коррекционно-развивающую направленность. Это обеспечивает приобретение воспитанниками основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе. Дети с тяжелой и интеллектуальной недостаточностью, тяжёлыми множественными нарушениями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Поэтому обучение максимально индивидуализировано в зависимости от возможностей воспитанников. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога), где постепенно роль взрослого уменьшается и, по возможности, ребёнок овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Формируемые умения делятся на шесть составных вариантов выполняемых действий:

– выполнение сопряжённых действий взрослого и ребёнка;
– выполнение полусопряжённых действий взрослого и ребёнка;
– выполнение действий по подражанию;
– выполнение действий по образцу;
– выполнение действий по инструкции взрослого;
– выполнение действий самостоятельно.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания детей в дошкольной группе, мы используем следующие средства: игры-занятия, игровые комплексы, игры (предметно-отобразительные, пальчиковые, строительные, игры-поручения, дидактические), развивающую среду группы, режимные моменты (утреннюю гимнастику, прогулки). Дифференциация заданий происходит по принципу последовательности и системности с учётом уровня интеллектуального развития воспитанников и выраженной двигательной патологии.

На занятиях пользуемся следующими формами организации детей:

– групповая (работают все вместе, но воспитатель использует индивидуальный подход при выполнении задания);
– работа в паре (взрослый – ребёнок);
– подгрупповая (2–3 ребёнка, когда у них имеется игровой опыт).

Главным при дифференциации обучения является постановка перед воспитанником доступной, понятной, посильной задачи, при этом учитываем одно важное условие: даём задания, с которыми он может справиться. Например, одному из детей предлагаем задание в предъявляемом варианте, другому упрощаем и снижаем требования до тех пор, пока они не окажутся на уровне, доступном воспитаннику. В некоторых случаях, когда воспитанник справляется с поставленной задачей сразу, повышаем уровень требований, т. е. формируем у ребёнка другие более сложные умения и навыки. Постепенно ребёнок освобождается от сопряжённых и полусопряжённых действий. У него появляются новообразования в формируемом умении – работа по образцу, показу, речевой инструкции.

Формируя культурно-гигиенические умения у детей с тяжелой и интеллектуальной недостаточностью, тяжёлыми множественными нарушениями развития мы выделяем три этапа:

– подготовительный – это выполнение преддействий к формируемому умению;
– формирующий – это выполнение формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и в практической деятельности;
– репродуктивный – это выполнение формируемого умения в игре, применение сформированных умений в жизненно-практических ситуациях.

Наличие программы по этому направлению, дифференциация детей по возможностям выполнения тех или иных действий, организация индивидуального подхода позволяют добиться результативности в проводимой коррекционно-воспитательной работе.

Оптимальной формой взаимодействия с нашими воспитанниками является игра, поэтому мы используем игровые комплексы, которые включают в себя разного рода игры, игровые упражнения, задания, игры-движения, игры-имитации.

Представленный материал поможет педагогам в игровой и занимательной форме формировать у детей необходимые культурно-гигиенические навыки.

 

Этапы формирования навыков самообслуживания (примерные игры, игровые упражнения)

 

1 Подготовительный этап (выполнение преддействий к формируемому умению) 

1.1 Практические упражнения

«Переливание воды из одного кувшина в другой»
Действия: совершенствование работы обеих рук, развитие согласованной работы рук, переливание воды из одного кувшинчика в другой.
«Плыви рыбка»
Действия: захватывание предметов одной рукой, увеличение объема активных движений, снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук.
«Поймай мыло»
Действия: удержание мыла, выпускание из рук скользящего мыла.

 

1.2 Игровые упражнения

«Найди свою щетку»;
«Сними свое полотенце»;
«Открой (закрой) тюбик с зубной пастой»;
«Найди салфетку (зубную щетку) среди других предметов»;
«Причешусь у зеркала»;
«Мишка чихает».
Действия: показ предметов личной гигиены, нахождение собственных предметов личной гигиены по определенному символическому знаку.

 

2 Формирующий этап (выполнение формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и в практической деятельности)

2.1 Алгоритм мытья рук с мылом:

– включить воду;
– подставить обе руки под воду и сказать: «Вымой руки!»;
– взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребёнку;
– потереть мылом между ладонями, снова положить в мыльницу;
– потереть тыльную сторону одной ладони о другую, мыльную ладонь;
– повторить действие с тыльной стороной ладони – подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена;
– поощрить ребенка;
–закрыть кран.

2.2 Алгоритм последовательности выполнения действий при чистке зубов (практические упражнения):

– ощупывание зубов;
– постукивание по зубам;
– рассматривание зубов перед зеркалом;
– поскрипывание зубами;
– чистка зубов щеткой без пасты.

 

3 Репродуктивный этап (выполнение формируемого умения в игре, применение сформированных умений в жизненно-практических ситуациях)

3.1 Сюжетно-отобразительные игры

«Девочка чумазая»
Задача: совершенствовать полученные умения мытья рук на кукле, на себе.
«Водичка, водичка, умой мое личико»
Задача: совершенствовать умение мыть лицо, усваивать последовательность выполнения действий по алгоритму.
«Купание куклы»
Задача: продолжать совершенствовать умение умывания (намыливать, смывать пену, вытирать полотенцем тело куклы и свое тело).

 

Методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания

 

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей с особенностями психофизического развития имеют свою специфику в силу объективных причин. При формировании навыков личной гигиены учитываются особенности общей и мелкой моторики детей.

Предпосылками успешного формирования умений и навыков приема пищи, одеваться-раздеваться, выполнять правила гигиены являются:

– умение устойчиво сидеть, стоять, контролировать положение головы;
– умение координировать движение рук и глаз, пересекать рукой среднюю линию тела, т.е. не теряя равновесия, дотягиваться и брать рукой предмет, стоящий с противоположной стороны;
– умение управлять предплечьем, менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двумя руками, выполнять щепотный захват;
– умение имитировать движение взрослых.

В этом случае при формировании умений и навыков используется адаптивный подход, при котором учитываются сильные стороны ребенка.

 

Памятка по формированию культурно-гигиенических навыков

– Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
– Поощрять, хвалить воспитанника даже за небольшие достижения.
– Нельзя торопить воспитанника с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять всё спокойно.
– Стараться всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой воспитанника.
– В процессе формирования культурно-гигиенических умений используйте потешки, стихотворения, личный пример.
– Старайтесь использовать игровую ситуацию.
– Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

 

Методы формирования культурно-гигиенических навыков:

– разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
– пример взрослого;
– приучение, упражнение;
– создание игровых ситуаций;
– поощрение (помогают ребёнку утвердиться, поверить в свои силы).

 

Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков:

– показ и объяснение (показ сопровождается пояснением, причём необходимо чётко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное; объяснение нового действия даётся очень подробно);
– упражнение (без него не может быть сформирован ни один навык);
– пример взрослых (дети склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом);
– игровые приёмы (позволяют более активно воздействовать на малыша);
– использование иллюстраций, художественного слова, инсценировок.

 

Формирование умения чистить зубы

Чистка зубов – важная гигиеническая процедура и формировать умение пользоваться зубной щеткой нужно как можно раньше. Сензитивным для знакомства ребенка с зубной щеткой является период, когда он все тянет в рот. В процессе игр и упражнений ребенка учат правильно брать и удерживать щетку за ручку, вкладывать её щетиной в рот. Первоначально ощущение, получаемое при прикосновении щетки к дёснам и зубам, могут удивить, заинтересовать ребенка, но вместе с тем могут вызвать негативную реакцию. Поэтому лучше начинать со специальной резиновой щётки, в которой щетина заменяет резиновые выступы. Первая зубная щетка должна быть самого маленького размера. Формируя умение ребенка чистить зубы, на первом этапе достаточно просто окунуть щетку в воду и не использовать зубную пасту.

В процессе формирования умения чистить зубы используются различные приемы работы. На начальных этапах применяется прием совместных либо частично совместных действий с комментированием каждого движения. Вместе с тем широко используется прием подражания. Постепенно ребенка учат узнавать свою щетку, правильно ее захватывать, использовать по назначению, ставить ее в стаканчик.

Следующий этап – обучение пользованию специальной детской зубной пастой. Взрослый сам выдавливает небольшое количество детской пасты, затем предлагает ребенку пасту понюхать (лизнуть). Взрослый помогает ребенку совершать правильные движения щеткой: сверху вниз, начиная с передних зубов к боковым, сначала в одну, а затем в другую сторону. При чистке зубов взрослый слегка наклоняет голову ребенка вперед, чтобы он не подавился и не закашлялся.

Затем внимание уделяется формированию умений полоскать рот водой, выплевывать. Учитывая, что ребенок может проглатывать жидкость желательно использовать кипяченую или питьевую. Постепенно помощь взрослого уменьшается, позволяя ребенку проявлять все больше самостоятельности.

 

Формирование умения умываться

Формирование умения умываться предполагает овладение ребенком определенной последовательностью действий:

– открыть кран;
– подставить руки под струю воды;
– взять мыло;
– намылить руки;
– положить мыло;
– потереть руки друг о друга;
– подставить руки под струю воды и смыть мыло;
– закрыть кран;
– взять полотенце;
– вытереть руки;
– повесить полотенце на перекладину или крючок.

При формировании умения мыть руки может использоваться чередующаяся последовательность, которая предполагает поочередное выполнение действий ребенком и взрослым. 

 

Игровой комплекс для воспитанников с тяжелыми множественными физическими, психическими нарушениями по образовательной области «Самообслуживание»

 

Тема: Предметы личной гигиены. 

Цель: продолжать формировать умение узнавать предметы личной гигиены (носовой платок, зубная щётка, зубная паста).

Задачи:

– продолжать совершенствовать умение правильно использовать предметы личной гигиены в специально созданных игровых ситуациях (носовой платок, зубная щётка);
– находить собственные предметы личной гигиены по определённому символическому знаку;
– развивать интерес к предметам окружающего мира.

Материал: чудесный мешочек, зубная щётка, носовые платочки, тюбики с зубной пастой, кукла, таз с водой, мелкие игрушки. 

Ход игрового комплекса 

Приветствие

Воспитатель предлагает детям поздороваться глазками, кивком головы, с помощью рук (формируем доброжелательные отношения друг к другу. (Полусопряжённо, самостоятельно)).

Игра-сюрприз: «Найди мешочек»

Воспитатель предлагает детям поискать в группе спрятанный мешочек. Воспитатель: Ребята, идти надо по стрелочкам. (Дети идут за воспитателем). А вот и наш чудесный мешочек, давайте вместе посмотрим, что в нём лежит. 

 

I Подготовительный этап 

 

Дидактическая игра «Что в мешочке?»

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Достают из мешочка предметы личной гигиены, по возможности называют их.

Дидактическое упражнение «Найди среди других предметов»

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель предлагает каждому из детей найти свою зубную щётку по личному символическому знаку, взять её и правильно удерживать в руке. (Самостоятельно, полусопряжённо).

Игровое упражнение «Носовые платочки – наши дружочки»

Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель рассказывает загадку о платочке и выкладывает на стол носовые платочки детей:

Воспитатель:

Лёг в карман и караулит,
рёву, плаксу и грязнулю,
им утрёт потоки слёз,
не забудет и про нос.

Каждому из детей воспитатель предлагает узнать свой носовой платочек, выполнять с ним практические действия по словесной просьбе воспитателя: вытереть нос, руки, положить в кармашек. (Полусопряжённо, самостоятельно).

Двигательная минутка «Вместе пляшем»

Дети стоят в кругу на ковре.

Воспитатель поочередно вызывает к себе каждого ребёнка, называя его по имени, предлагает поплясать с платочком.

Воспитатель:

Вот как (имя ребенка),
(Имя ребенка)
пляшет и платочком детям машет!

Весело, весело, очень даже весело!»
(Полусопряжённо, сопряжено).

 

II Формирующий этап

 

Практическое упражнение «Открой (закрой) тюбик с пастой»

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель предлагает открыть и закрыть тюбик с пастой. (Выполнение действий по речевому алгоритму с показом).

Практическое упражнение «Надави на тюбик»

Совместные действия с воспитателем по выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту.

 

III Репродуктивный этап

 

Игра «Почистим кукле зубки»

Воспитатель:

Чисти зубы, чисти зубы,
и снаружи, и внутри, не болели чтоб они.

У каждого из детей кукла. Воспитатель предлагает почистить ей зубки. Дети имитируют движения. (Самостоятельно).

Релаксация «Музыкальная минутка»

Звучит спокойная музыка. Воспитатель предлагает детям поиграть с мелкими игрушками в теплой воде (Самостоятельно). 

 

Игровой комплекс для воспитанников с тяжелыми множественными физическими, психическими нарушениями по образовательной области «Самообслуживание»

 

Тема: Применение предметов личной гигиены по назначению.

Цель: продолжать формировать представления о предметах личной гигиены (название, месторасположение).

Задачи:

– продолжать формировать умение показывать (называть) предметы личной гигиены (расческа, мыло, полотенце), использовать их в практической деятельности;
– знакомить с графическим символом, обозначающим гигиенические принадлежности;
– воспитывать интерес к играм с водой. 

Материал: кукла, расческа, мыло, полотенце, мыльница, зеркало, таз с водой.

 

Ход игрового комплекса

Стук в дверь, в гости к детям пришла кукла Маша. Дети здороваются с куклой, машут ей рукой (Самостоятельно).

 

Игра-сюрприз «Идём в магазин за покупками»

Ходьба по ковру за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в магазин, купите то, что увидите на картинке.

Показывают предметы личной гигиены при активной помощи взрослого, соотнося с графическим символом (Самостоятельно, полусопряжённо).

 

I Подготовительный этап

 

Словесная игра «Покажи предмет»

Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель предлагает ребёнку выполнить словесные задания: «Возьми расчёску», «Дай полотенце», «Положи мыло в мыльницу» (Полусопряжённо. Самостоятельно).

Игровое упражнение «Поймай мыло»

Дети находятся в умывальной комнате.

Необходимо удержать мыло, выпустить из рук скользящее мыло (Самостоятельно).

 

II Формирующий этап

 

Практическое упражнение «Причешусь у зеркала»

Воспитатель: Покажем кукле, как мы умеем расчёсываться. Где же наше зеркало? Подойди к зеркалу и расчешись.

Практическое упражнение «Сними своё полотенце»

Воспитатель прислушивается, о чём просит кукла.

Воспитатель: Ребята, кукла просит, чтобы вы показали свои полотенца.

Дети идут в умывальную комнату, по символическому знаку находят свои полотенца, снимают с крючка, показывают кукле и вешают полотенце обратно.

Двигательная минутка «Поиграем с куклой»

Дети находятся в игровой комнате.

Воспитатель: Посмотрите, что кукла умеет делать: поднимает руки вверх, опускает руки вниз; руки в стороны, руки вниз; топает ногой, вертит головой. Давайте повторим за куклой.

 

III Репродуктивный этап

 

Практическое упражнение «Купаем куклу»

Воспитатель: Ой, посмотрите, что случилось с куклой? Она такая грустная: у неё грязное лицо, руки. Давайте искупаем нашу куклу. Намочу мочалку в воде, затем возьму мыло и намылю её – вот так (показывает). Возьмите и вы, вымойте кукле ручки, ножки, спинку. А теперь возьмите кружки и чистой водой облейте кукол. А теперь полотенцем насухо вытрите.

Во время купания куклы воспитатель говорит: 

Хлюп-хлюп ручками, полон мыла таз.
Ты не трогай, куколка, мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает, а водичка пенится.
Куколка умоется, причешется, оденется. 

Релаксация «Звуки воды»

Сесть на ковер, предложить послушать звуки волшебной воды: мелкий дождь, крупный дождь, журчит ручеек. Создать обстановку спокойствия, расслабления.

 

 

Игровой комплекс для воспитанников с тяжелыми множественными физическими, психическими нарушениями по образовательной области «Я и мир» 

Тема: Мы умываемся. 

Цель: продолжать формировать умение мыть руки (по речевому алгоритму).

Задачи:

– совершенствовать умение пользоваться мылом и полотенцем в специально созданных игровых ситуациях (закрепление приема мытья рук на кукле, мытье рук самостоятельно, полусопряженно);
– продолжать учить детей показывать предметы личной гигиены;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки; желание быть всегда чистым, опрятным. 

Материал: кукла, два таза с водой, пипетка, камешки, мыло, полотенце, мыльница, губка, гуашь. 

 

Ход игрового комплекса

Игра-сюрприз

Воспитатель обращает внимание на куклу и читает стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».

Раздается стук в дверь, воспитатель приносит посылку. В коробке лежит мыло, мыльница, полотенца. Дети рассматривают предметы, по словесной просьбе воспитателя показывают их: «Покажи мыло», «Возьми полотенце», «Покажи, где мыльница». (Самостоятельно).

 

I Подготовительный этап

 

Практическое упражнение «Переливание воды большой пипеткой»

Дети сидят за столом

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы будем переливать водичку из одного стаканчика в другой пипеткой, смотрите, как делаю я (По подражанию). Дети захватывают пипетку в кулак ведущей руки, переливают воду из одной ёмкости в другую.

Практическое упражнение «Плыви рыбка»

Дети сидят за столом.

Воспитатель предлагает выловить камешки из одного таза и переложить их в другой таз (важно следить за тем, чтобы дети захватывали предмет одной рукой) (Самостоятельно).

Игровое упражнение «Водичка-водичка»

Воспитатель:

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

Дети выполняют движения по подражанию.

Упражнение на развитие слухового восприятия «Где журчит вода»

Дети в основном зале.

В умывальной комнате включена вода. Дети прислушиваются и определяют, где журчит вода.

Воспитатель:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку понемножку –
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей.

Дети идут в умывальную комнату и смотрят, как течет вода из крана.

 

II Формирующий этап

 

Игровое упражнение «Моем руки с мылом»

Дети находятся в умывальной комнате.

Воспитатель: Покажем нашей кукле Маше, как мы моем руки с мылом.

 

Алгоритм обучения мытью рук с мылом:

– встать позади ребенка и взять своими руками его руки;
– вместе с ним включить воду;
– подставить обе руки под воду и сказать: «Вымой руки!»;
– взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребёнку;
– потереть мылом между ладонями, снова положить в мыльницу;
– потереть тыльную сторону одной ладони о другую, мыльную ладонь;
– повторить действие с тыльной стороной ладони (подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую пока не смоется вся пена);
– поощрить ребенка;
– закрыть кран (Полусопряженно, частично самостоятельно).

 

III Репродуктивный

 

Игровое упражнение «Помоем кукле руки»

Дети находятся в группе, стоят за столом.

Воспитатель: Кукла Маша загрустила, у неё грязные ладошки. Давайте их помоем. Потрогайте, какая водичка? (Тёплая). Возьмите мыло и вымойте кукле ручки. А теперь полотенцем насухо вытрите. (Воспитатель уточняет названия предметов и действий) (Самостоятельно, полусопряжённо).

Двигательная игра «Все захлопали в ладоши»

Дети стоят в группе на ковре.

Воспитатель:

Все захлопали в ладошки, дружно веселее (хлопают в ладоши).
Застучали наши ножки громче и быстрее (топают ногами).
По коленочкам ударим тише, тише, тише (тихонько хлопают по коленям).
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше (поднимают руки вверх).
(Самостоятельно, полусопряжённо).

Игровое упражнение «Спрячем водичку»

Дети стоят за столом.

Необходимо сухой губкой промочить воду (Самостоятельно).

Релаксация «Разноцветная вода»

Дети сидят на ковре в группе.

Воспитателю необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку. Под музыкальное сопровождение дети вместе с воспитателем закрашивают воду в теплые тона (Самостоятельно, полусопряженно).

 

Литература

1 Кислякова, Ю.Н. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие для педагогов. – Минск : Нар. асвета, 2007. – 111 с. (Азбука самостоятельности).
2 Лисовская, Т.В. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учеб.-метод. пособие для педагогов / И.К.Боровская [и др.]; под ред. Т.В.Лисовской. – 3-е изд. – Минск : Четыре четверти, 2012. – 392 с.
3 Мыслюк, В.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений / В.В.Мыслюк, Ю.Н.Кислякова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 200 с. (Серия «Азбука самостоятельности»)
4 Пятница, Т.В. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [авт.-сост. Т.В.Пятница]. – 3-е изд. – Мозырь : Белый ветер, 2007. – 67, [1] с.
5 Степаненкова, З.И. Игры для самых маленьких: метод. пособие / З.И.Степаненкова. – Мн. : Зорны верасень, 2006. – 88 с. (Куфэрак настаўнiка i выхавацеля).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий