Развитие волевой сферы у детей 5–6 лет посредством использования игр с правилами. Описание опыта педагогической деятельности

- 12:48Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Описанный опыт работы по развитию волевой сферы детей 5–6 лет посредством игр с правилами может быть использован в работе воспитателей дошкольного образования, руководителей физического воспитания, музыкальных руководителей, учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования.

 

Ирина ЦАРУН,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 33 г. Мозыря»,
Гомельская область
 

е-mail:carunchik@mail.ru

 

1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Развитие волевой сферы у детей 5–6 лет посредством использования игр с правилами.

 

1.2. Актуальность опыта

Проблема развития волевой сферы у дошкольников актуальна и достаточно сложна. В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность и целеустремлённость, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Уникальным в жизни ребенка является период, в котором вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность, существенно меняется степень произвольности движений, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в поведении, в умении подчиняться правилам. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника – в игре.

Учебная программа дошкольного образования и образовательный стандарт дошкольного образования предусматривают формирование у воспитанников умения соблюдать правила поведения в обществе, осуществлять самоконтроль действий (хорошо или плохо, сопоставлять с образцом, находить ошибки и исправлять их), сдерживать свои желания, развитие умения играть вместе, подчиняться общим интересам и правилам [3, с. 329].

В своей работе на основе наблюдения с детьми, я заметила некоторые недостатки волевого поведения детей, капризы, упрямство, неподчинение определённым правилам в игре, неспособность доводить начатое до конца. Воспитанники не всегда способны самостоятельно поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей. У дошкольников недостаточно развиты основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, самостоятельность, дисциплинированность.

В связи с этим меня заинтересовало, как можно наиболее полно обеспечить развитие основных элементов волевого действия, которые достигаются при игровой мотивации.

 

1.3 Цель опыта

Развитие волевой сферы у детей 5–6 лет посредством использования разработанного и адаптированного комплекса игр с правилами.

 

1.4 Задачи опыта

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития волевой сферы у детей 5–6 лет.
2. Подобрать наиболее эффективный комплекс игр с правилами по развитию волевой сферы у детей 5–6 лет и опробовать его на практике.
3. Проанализировать результативность и оценить эффективность использования комплекса игр с правилами по развитию волевой сферы у детей 5–6 лет.

 

1.5 Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом: три года.

Работа осуществлялась поэтапно.

1. Аналитико-диагностический этап – изучение научно-методической литературы, психолого-педагогическая диагностика уровня развития волевой сферы у детей 5–6 лет.
2. Практический этап – создание условий для проведения игр, подбор и систематизация игр с правилами для проведения коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию волевой сферы у детей 5–6 лет.
3. Обобщающий – оценка результативности и обоснование эффективности использования на коррекционно-развивающих занятиях комплекса игр с правилами по развитию волевой сферы у детей 5–6 лет.

 

2. Описание технологии опыта 

2.1. Ведущая идея опыта – целенаправленное и систематическое использование на коррекционно-развивающих занятиях с детьми 5–6 лет игр с правилами, способствует развитию волевой сферы.

 

2.2. Описание сути опыта

В современном мире большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств и методов развития волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Мной были проанализированы работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.С.Макаренко, У.П.Усовой, которые показывают, что наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте являются игры с правилами.

О волевой сфере говорил А.С.Макаренко: «Большая воля – это не только умение человека пожелать и добиться, но умнее заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, желание и отказ» [4, с. 5].

Нет игры там, где нет отношения ребёнка к правилам. Л.С.Выготский писал: «Игровыми, подходящими к ситуации, являются только такие действия, которые подходят к этим правилам» [4, с. 45].

Д.Б.Эльконин отмечал, что в старшем дошкольном возрасте игра приобретает особое значение для формирования самого механизма управления собственным поведением, механизма подчинения определённым правилам. Правила – это внешние требования, которые создают для ребёнка нормы поведения в коллективе [5, с. 46].

В начале учебного года мною была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая позволила оценить степень волевой активности при достижении результата в условиях воздействия раздражителей-помех, выявить способность к выполнению задания (требующего волевых усилий), сохраняя ясность конечной цели на протяжении всего хода её достижения.

Для выявления уровня развития волевой сферы у детей 5–6 лет использовала следующие методики:

1. «Методика по оценке степени волевой активности» А.Карстена.
2. «Методика оценки способности выполнять заданную деятельность в условиях воздействия помех» В.И.Калина.
3. Методика «Картинки и кружки» Е.А.Ключниковой.

Исследование проводилось в старшей группе. В диагностике приняло участие 30 человек: 18 девочек и 12 мальчиков. Возрастной состав группы: 5–6 лет.

В ходе диагностического исследования выяснилось, что 59 % испытуемых проявило нежелание довести свою деятельность до конца, как проявление насыщения и нежелания, 54 % испытуемых не способны выполнить заданную деятельность в условиях воздействия раздражителей-помех, 47 % из них отвлеклись от выполнения задания и не довели его до цели.

Результаты диагностического анализа свидетельствуют о недостаточности развития волевой сферы дошкольников и о необходимости ее развития и коррекции.

Для эффективности в достижении цели по развитию волевой сферы у детей 5–6 лет была проведена работа по созданию предметной развивающей пространственной среды. Создала игротеку «Психологическая игротека». Сюда вошли игры с предметами: «Найди и запомни», «Подбери фигуру», «Составь по цвету», «Подбери по образцу»; настольные игры: «Домино», «Лото», «Шашки», разные «ходилки» с кубиками и фишками.

Обновлены атрибуты для организации спортивных игр с правилами.

Мною была изготовлена серия игровых пособий: «Волшебный куб», «Серия спортивных игр», «QR-мяч», «Арт-оценщик». Кодируя информацию с помощью QR-кода  для интерактивности использования материалов, создала копилку физкультминуток, загадок, песен, сказок, мультфильмов.

Работа строилась по определенной системе, при соблюдении принципов последовательности и систематичности. В процессе работы игры с правилами включены в коррекционно-развивающие занятия, в различные режимные моменты, использованы формы и методы работы, которые нравились детям и были наиболее эффективными. Проводились игры с правилами с подгруппой воспитанников, индивидуально, закрепляя то или иное волевое качество. Иногда дети самостоятельно включались в игру, мне необходимо было только руководить игрой для решения поставленной задачи.

Практический этап по использованию игр с правилами начинался с учёта недостаточного развития волевого поведения детей (капризы, упрямство). Если они были недостаточно организованны, то сначала я подбирала игру небольшой подвижности, которую проводила в кругу. Для этого использовала дидактические средства (картинки, игрушки, схематические изображения, загадки, стихотворения, песни).

В играх с правилами «Повтори не ошибись», «Замри», «Кто быстрее», «Как один» дети воспроизводили изображения на карточках поз и жестов.

В играх «Зеркало», «Запомни последовательность», «Скульптор», «Передай движение» предлагалось одновременно с выполнением основного задания прочитать стихи, спеть песню, ответить на вопросы, что вызывало у детей эмоциональный подъём. Совместно с детьми проводила анализ игр: насколько удалось достичь успеха в игре, почему у некоторых были нарушения правил. Обсуждение всегда проходило в интересной и занимательной форме.

В процессе работы проводила коррекционно–развивающие занятия, состоящие из серии игр с правилами, которые вошли в игровое пособие «Волшебный куб». Так, воспитанники играли в игру «Кто быстрее соберёт» (игроки по очереди бросали куб и забирали столько фишек, какое количество точек выпало на кубе). В игре «Дойди до цели» дети выполняли следующие задания: соревновались между собой, рисуя стрелки. Выигрывал тот, кто первым доходил до финиша. Вместе со сказочным персонажем играли в игры «Подбери пряди», «Составь по цвету».

Такие игры не только способствовали подчиняться определённым правилам, доводить начатое до конца, но и развивали решительность, целеустремлённость, самостоятельность, воспитывали желание работать вместе, помогали осознавать собственную значимость.

Развивать умение длительное время прикладывать усилия к достижению поставленной цели, преодолевать трудности и достигать результата помогали игры с правилами: «Сложи картинку» «Внимательный сыщик», «Каждой вещи своё место». Здесь я предоставляла возможность детям самостоятельно выбрать картинку, игрушку.

Неоднократное проведение игр с правилами, таких как «Быстро возьми, быстро положи», «Кого назвали, тот ловит мяч» помогала развивать у детей умение быть сдержанным в поведении, а в игре «Ловля обезьян» – разрешать трудности самостоятельно.

Организовывая игру «Найди предмет по описанию» привлекала малоактивных, застенчивых детей. Играя, дети становились более уверенными в своих возможностях, поднимали свою значимость в глазах сверстников и сообща находили выход из сложной ситуации.

Такие игры с правилами развивали умение поставить цель, принять правильное решение, приложить усилие для преодоления трудностей. Игры проводились парами или командами, задания варьировались в зависимости от способностей детей.

Для развития умений контролировать себя, свои эмоциональные реакции, наблюдательность, усидчивость, выдержку, длительное время руководствоваться заданным правилом, использовала игру «Секретное слово», а в процессе игры «Репка» тренировалась память, внимание, мышление и воображение.

Игра «Разведчики», «Сокровища пирата» направлена на развитие у детей умения проявлять контроль в поведении.

Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» способствовала развитию умения играть вместе, подчиняться общим интересам и правилам.

Такие игры требуют от детей напряжения внимания, поэтому всегда наблюдала за игрой, чтобы не пропустить первые признаки утомляемости. В таком случае обязательным компонентом являлись физкультминутки.

В играх с правилами «Посмотри и повтори», «Поводырь», «Хорошо и плохо», «Видеотелефон» и др. от детей требовалось умение чётко выполнять правила игры, преодолевать препятствия, встречающиеся на пути. Они повышали интерес детей к физическим упражнениям, снимали мышечные зажимы и эмоциональные проблемы, давали ребенку ощущение свободы, радости, творчества.

Использование в процессе работы игрового пособия «Серия спортивных игр», которое включило в себя серию, состоящую из 4 видов спортивных игр: «Футбол», «Хоккей», «Баскетбол», «Боулинг», дети выполняли строго установленные правила.

Во время игры в футбол игроки сидят (стоят) друг напротив друга. У каждого игрока на карандаш надет ластик в виде кроссовки, их задача – забросить в ворота соперника как можно больше голов. Или же вместо карандашей используется щелчок пальцами.

Во время игры в хоккей игрокам необходимо забросить в ворота соперника шайбу с помощью стаканчика или при помощи импровизированной клюшки.

В игре боулинг игрокам нужно как можно больше сбить мини-кеглей шаром.

Играя в баскетбол, игроки стараются забросить в кольцо соперника как можно больше мячей.

Организация подвижных игр «Классики», «Резиночка» на прогулке помогла развитию у детей волевых качеств. В игре «Классики» были использованы различные варианты игр, с битой и без, с прыжками на одной ноге, или на обеих, с классическим расположением квадрата и самых причудливых форм. В игре «Резиночка» каждый участник выполнял прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток, до уровня шеи. Важен был переход хода, когда прыгающий ошибался, сбивался, наступал на резинку. Эти игры, как и любые другие игры с правилами естественно и непринуждённо учили детей управлять своим поведением.

Во время проведения игр старалась активно включаться в деятельность воспитанников, быть партнёром, показывая уважительное отношение к ним, подчёркивала значимость их личности.

В свободной деятельности воспитанникам предлагались настольные игры: «Домино», «Шашки», «Шахматы», разные «ходилки» с кубиками и фишками. Настольные игры-ходилки интересны тем, что дети в процессе игры встречаются с заданиями, различными ситуациями; им весело играть, так как все сталкиваются с одними и теми же трудностями или ситуациями. Увидев такой интерес к играм, я изготовила настольную игру «Арт-оценщик».

Настольная игра «Арт-оценщик» способствует развитию у воспитанников умению осознано принимать решение, не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Игра включает в себя несколько мини-игр с правилами: «Найди предмет», «Отправься в путешествие», «Ответь на вопрос», «Получи наследство», «Выбери шкатулку». Это позволяет игроку достичь поставленной цели (принять участие в аукционе), что способствует влиянию на развитие способности к договору, согласованию действий.

Положительным моментом для воспитанников стало то, что каждый проигравший может в следующий раз достичь лучших результатов и выиграть.  Некоторые игры предусматривали возрастание сложности. Как только ребёнок осваивал первоначальный вариант игры, предлагался новый вариант с усложнением задачи.

В практике моей работы не редки случаи молчаливого отказа от игры. Многие дети слишком сильно переживают любую неудачу, даже проигрыш в игре: обвиняют игровой материал, злятся на партнеров, отказываются от продолжения игры. Собственный проигрыш переживается, как серьезное поражение. В этом случае приходилось идти к ним на помощь через игры с правилами «Черепашьи бега», «Да и нет не говорите», «Найди флажок», тем самым обеспечивая возможность проигравшим выиграть, достичь успеха. Игры проводила индивидуально. По окончании игры, поощряла детей. Почувствовав одобрение, уверенность в своих силах, они активно включались в игру.

Часто игры, направленные на развитие волевых качеств, поиск самостоятельного решения на выбор действия проводились в режимных моментах.

Таким образом, в развитии волевой сферы старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка, осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего игру с правилами.

 

2.3. Результативность и эффективность опыта

В результате проведенной работы была изучена методическая литература по теме, пополнен игровой центр, подобран практический материал, собрана картотека игр с правилами по развитию волевой сферы.

Анализ работы показал, что благодаря целенаправленной и систематической работе, воспитанники научились контролировать своё поведение (спокойствие, уступчивость), подчиняться определённым правилам в игре, способностью доводить начатое до конца. Они способны самостоятельно поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей. У детей достаточно развиты основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, самостоятельность, дисциплинированность.

Эффективность деятельности по развитию волевой сферы детей 5–6 лет воспитанников представлена сравнительными диагностическими данными начального и контрольного этапов:

 

Критерий выполнения

Начальный

Контрольный

Проявили нежелание довести свою деятельность до конца, как проявление насыщения и нежелания

59%

27%

Не способны выполнить заданную деятельность в условиях воздействия раздражителей-помех

54%

18%

Отвлеклись от выполнения задания и не довели его до цели

47%

13%

 

Опыт моей работы был представлен на республиканском совете руководителей учреждений дошкольного образования, областном фестивале в ходе недели профессионального мастерства педагогов учреждений дошкольного образования. Кейс по программе «ПрофиСтар», районном фестивале молодых специалистов «Серпантин педагогических идей» в рамках работы Школы-лаборатории. Тема: «Тренинг по командообразованию: «Есть контакт!», областном семинаре-фестивале педагогических идей «Диагностическое обеспечение анализа и оценки эффективности деятельности педагога», районном пленарном совещании педагогических работников «Актуальные аспекты обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи», районном ресурсном центре педагогических работников учреждений дошкольного образования, «Использование нестандартного спортивного оборудования в физической подготовке детей дошкольного возраста», районном ресурсном центре педагогов-психологов учреждений образования «Использование технологии QR-кода, как современного информационного средства пользовательского взаимодействия в работе педагога-психолога (из опыта работы).

Предложенный опыт не даёт возможность считать полученные результаты окончательными. В дальнейшем планируется продолжить работу над темой, систематизировать и разработать практический материал для использования игр с правилами для создания психолого-педагогической копилки, транслировать в средствах массовой информации.

Описанный опыт работы по развитию волевой сферы детей 5–6 лет посредством игр с правилами может быть использован в работе воспитателей дошкольного образования, руководителей физического воспитания, музыкальных руководителей, учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования.

 

Список литературы

1 Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Мн. : Национальный институт образования,2012. – 184 с.
2 Можарова, Т. Характеристики двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте её развития / Можарова Т // Пралеска – 2022.  –№ 1.– с. 3–9.
3 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
4 Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
5 Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Мн. : Нар. асвета, 2000. –112 с.
6 Эльконин, Д.Б. Детская психология. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий