Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Факультативное занятие в 8-м классе

- 9:44Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

В разработке факультативного занятия по русскому языку используется материал из жизни и творчества Н.А.Некрасова.

Татьяна ЕРЕМИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Субочская средняя школа»
Волковысского района,
Гродненская область

 

 

Цель:

– обобщение и систематизация знаний по теме «Слитные и дефисные написания имён прилагательных».

Задачи:

– формирование орфографической зоркости учащихся;
– развитие мышления учащихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, выделять существенные признаки и свойства делать выводы;
– развитие монологической речи учеников, умения анализировать свою деятельность.
– формирование культуры речи учащихся, воспитание интереса к русскому языку и литературе; нравственности, коммуникативных умений и навыков.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных», схема-алгоритм по теме, толковый словарь русского языка.

Вид урока: урок-практикум.

Т.Еремич. Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Презентация 

 

Ход урока

І Организация начала занятия

– Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к тайникам его, постигать красоту и мудрость. Ежедневно на уроках русского языка мы знакомимся с вами с этимологией и семантикой слов, с правилами их написания и произношения.

 

ІІ Актуализация знаний учащихся

– Сейчас вы услышите отрывок из поэмы русского классика, в котором он высказывается о великой России (Слайд 1).

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь.

– Возможно, вы слышали ранее этот отрывок? Кто его автор? (Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») (Слайд 2).

– А выбрала я отрывок Н.А.Некрасова, так как в этом году 10 декабря вся русская литературная общественность будет праздновать 200-летие со дня рождения великого классика русской поэзии, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова.

– Имя это вы слышали ранее, читали его произведения, какие из них вы помните? («Соловьи», «Размышления у парадного подъезда», «На Волге», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы).

– Какая тема преобладала в творчестве Н.А.Некрасова? У Некрасова есть очень хорошее высказывание (Слайд 3):

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет.

– Как вы понимаете эти слова? Это высказывание мы вполне можем отнести к творчеству Н.А.Некрасова. Они объясняют, почему мы до сих пор читаем его произведения. Судьба простого человека, народа в России актуальна всегда.

В 2021 году исполнилось 155 лет со дня публикации поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», 160 лет – «Крестьянские дети», «Коробейники» (Слайд 4)

Слайд 5.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь.
           (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

– В данном отрывке одна часть речи – «царица». Какая часть речи главенствует в отрывке и будет царствовать сегодня на уроке? (Имя прилагательное)

– Прочитайте слова (Слайд 6):                           

Светло(зелёный)
Жизне(радостный)
Вело(гонка)
Черно(морское)
Юго(восток)

– Прочитайте слова вслух. Скажите, что в них общего. (Эти слова сложные.)

– Какие слова называются сложными? (Сложными называются слова, которые состоят из двух или трех корней.)

– Разделите эти сложные слова на две группы (Первая группа – сложные существительные, вторая – сложные прилагательные).

– Как вы напишите представленные сложные существительные? Объясните свою точку зрения. (Слова с иноязычными элементами (вело-, гидро-, мото-, био-, зоо- и т.д.) пишутся слитно. Названия сторон света пишутся через дефис).

 

III Формулирование темы и цели занятия

– Назовите остальные слова. Дайте им характеристику. Скажите, как они могут быть написаны (Слайд 7)

Светло-зелёный
Жизнерадостный
Черноморское

(Это сложные имена прилагательные. Они могут быть написаны через дефис или слитно).

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных» (Слайд 8). Запишите, пожалуйста, в тетрадях.

– Сформулируйте задачи урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске:

Повторить…
Учиться…

(Задачи урока: повторить правило дефисного и слитного написания имен прилагательных; учиться правильно писать сложные имена прилагательные.)

На сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

 

IV Изучение новой темы

– Обратимся к условиям написания сложных прилагательных и заполним схему. (На доске вывешиваются таблички «слитно» и «через дефис». По ходу урока будет составляться схема-алгоритм).

Прочитаем отрывок из произведения Некрасова (Слайд 9)

Простой и добрый семьянин,
Чиновник непродажный,
Он нажил только дом один –
Но дом пяти(этажный).
               (Н.А.Некрасов «Прекрасная партия»)

– Найдите сложное прилагательное (Пятиэтажный). Кто догадался, как оно образовано? (Это слово образовано от словосочетания.) Каким образом напишем это слово? (Слитно. Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний.)

На доске прикрепляется схема

– Запишите это слово в свои тетради. Двигаемся дальше. В данных отрывках найдите сложные прилагательные (Слайд 10)

Волга! Волга!.. Весной много(водной)
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля.
        (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

Что новый год, то новых дум,
Желаний и надежд
Исполнен легко(верный) ум
И мудрых и невежд.
                 (Н.А.Некрасов «Новый год»)

– Правило: Многочисленные сложные прилагательные пишутся слитно, если первая часть образуется словами: высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, остро-, чисто-, выше-, ниже-.

На доске прикрепляется схема

– Запишите эти слова в свои тетради (многоводной, легковерный). От какого слова образовалось сложное имя прилагательное в данном отрывке (Сложное прилагательное «библиографический» образовалось от существительного «библиография»).

Слайд 11:

Н.А.Некрасов в 1840 году издал, потом скупил и уничтожил сборник «Мечты и звуки», ставший, поэтому, величайшей библио(графической) редкостью, так как в собрание сочинений Некрасова стихи не вошли.

Работа с толковым словарем, значение слова «библиография». Вывод: сложные имена прилагательные пишутся слитно, если они образовались от сложных имен существительных, которые пишутся также слитно.

На доске прикрепляется схема

– Зачитаем следующий отрывок (Слайд 12)

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно(матовый) иней
Наряженный, полный чудес.

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко(бесстрастный)…Но вот
Послышался шорох случайный –
Вершинами белка идёт.
              (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный Нос»)

– Что обозначает сложное прилагательное в этом предложении? (Серебряно-матовый – оттенок цвета.) Глубоко-бесстрастный – слово-качество с дополнительным оттенком. (Слова, обозначающие дополнительный оттенок, пишутся через дефис).

– Вывод: Через дефис пишутся слова, обозначающие цвет.

На доске прикрепляется схема

– Запишите эти слова в тетрадь. Как вы думаете, с какой целью использовал эти слова в своем произведении Н.А.Некрасов? Как называются такие художественно-языковые средства?

В 1838 году Н.А. Некрасов поступил в Санкт-Петербургский университет на филологический факультет (Слайд 13).

– Найдите в данном предложении сложное прилагательное. (Санкт-Петербургский). Как вы думаете, каким образом оно образовано? (От названия города). Почему нужно написать через дефис? (Потому что слово “Санкт-Петербург” пишется через дефис).

Вывод: Сложные прилагательные пишутся через дефис, если образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

На доске прикрепляется схема

– Запишите это слово в тетрадь.

– В данном тексте раскройте скобки, решив орфографическую задачу

(Слайд14)

В своих произведениях Н.А.Некрасов творчески перерабатывал фольклорные тексты, раскрывая заложенный в них революционно(освободительный) смысл. Поэт смело использовал разные речевые стили: ораторско(патетический), пародийно(сатирический) стиль, а также фольклорно(поэтическую) лексику.

– Как образовались эти имена прилагательные? (Путем сложения двух основ независимых друг от друга слов, между которыми можно поставить союз И.)

На доске прикрепляется схема.

– Таким образом, на доске у нас вырисовалась схема правила по теме «Слитные и дефисные написания имён прилагательных»:

 

Правописание сложных прилагательных

Давайте еще раз озвучим ее.

 

Физминутка

 

V Формирование умений и навыков

Задание 1. Выпишите сложные имена прилагательные в две колонки. Объясните их правописание (Слайд 15).

Н.А.Некрасов родился в семье мелко(поместного) дворянина. Семья являлась много(детной) – у будущего поэта было 13 сестер и братьев. Отец Некрасова был весьма жестоким и властным человеком. Он лишил сына поддержки, когда тот не захотел поступать на военную службу. Некрасов проделал изнурительно долгий путь к широкой литературной известности. Произведения поэта носили революционно(демократический) характер. На протяжении 19 лет Н.А.Некрасов руководил общественно(политическим) журналом «Современник». Благодаря Н.Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

– Какой частью речи являются слова «изнурительно» и «весьма» в словосочетаниях в 3-м и 5-м предложениях? (Наречия степени). Какой вопрос можно к ним поставить? (Насколько?)

 

(Слайд 16) Словосочетания «прилагательное + наречие степени» пишутся раздельно: весьма жестокий человек, изнурительно долгий путь.

Запишите словосочетания «весьма жестокий человек» и «изнурительно долгий путь» в тетрадь.

 

Задание 2.

– Мы с вами знаем, что любимая река Н.А.Некрасова – Волга. Ее не раз воспевал он в своих произведениях. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень.

Читает учащийся: (Слайд 17)

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно(голубым) волнам,
Я убегал к родной реке.
                 (Н.А.Некрасов отрывок из поэмы «На Волге»)

– Перед вами – фото Волги. Какое разнообразие красок! Давайте немного побудем художниками. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Представим себя на одну минуту художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3-4 сложных прилагательных, обозначающих цвет) (Бледно-голубой, молочно-серый, густо-зелёный, нежно-зелёный, нежно-голубой, серосиний, зеленоватосерый, серебристобелый, светлоголубой, бледнозелёный).

Проблемный вопрос: Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами «сероглазый» и «молочно-серый»? Запишите эти пары слов: слитно, дефис.

На доске слова:

Дельта
Устье
Пойма

Работа со словарём С.И.Ожегова:

Дельта – устье реки с его разветвлениями на отдельные рукава и прилегающая к нему часть суши
Устье – место впадения реки в другую реку, море.
Пойма – место, заливаемое во время половодья.

 

Задание 3. Запишите текст, подбирая к выделенным существительным подходящие по смыслу сложные прилагательные. Решите орфографические задачи (Слайд 18)

Дельта Волги

Волга при впадении в Каспийское море образует одну из крупнейших в мире дельт. Дельта Волги – это лабиринт, состоящий из протоков, отгороженных от мира стеной тростника. Климат на территории дельты… . … и … флора и фауна Волги. Преобладают птицы, прежде всего гусе(образные): лебеди, кряквы. Встречаются также красно(зобая) казарка, черно(головая) чайка. Но основная гордость Волги и поймы – рыба.

Слова для справок: четырёх(метровая), полно(водная), засушливо(континентальный), много(численные), разно(образная), водно(болотные), много(численная), Волго(Ахтубинская)

Самопроверка: (Слайд 19)

Полноводная Волга при впадении в Каспийское море образует одну из крупнейших в мире дельт. Дельта Волги – это лабиринт, состоящий из многочисленных протоков, отгороженных от мира четырёхметровой стеной тростника. Климат на территории дельты засушливо-континентальный. Многочисленная и разнообразная флора и фауна Волги. Преобладают водно-болотные птицы, прежде всего гусеобразные: лебеди, кряквы. Встречаются также краснозобая казарка, черноголовая чайка. Но основная гордость Волги и Волго-Ахтубинской поймы – рыба.

– Написание каких имен прилагательных вызвало у вас затруднения?

 

VI Подведение итогов

– Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно. (Учащимся предлагаются мини-схемы, которые они должны будут заполнить своими примерами сложных имен прилагательных: по два примера на каждый пункт правила.)

– Сегодня мы повторили тему «Слитные и дефисные написания имён прилагательных», перевернули ещё одну страницу великой книги «Русский язык». Помните, что хорошее знание языка делает каждого из нас умнее и культурнее, и приближает нас на шаг к великой цели – качественному образованию человека XXI века! 

 

VII Рефлексия

– С помощью представленных на доске сложных прилагательных сформулируйте свое настроение к концу урока. Прикрепите картинку к прилагательному, которое больше соответствует вашему эмоциональному настроению.

На доске слова-настроения:

абсолютно спокойное
добродушно-веселое
нетерпеливо-выжидательное
безнадежно-печальное

Новогоднее поздравление (отрывок из стихотворения Некрасова «Новый год» был написан 170 лет назад, но актуален и теперь):

При звуках тех же чаш и лир,
Обычной чередой
Бесстрастный гость вступает в мир
Бесстрастною стопой –
И в тех лишь нет надежды вновь,
В ком навсегда застыла кровь!
И благо!.. С чашами в руках
Да будет встречен гость,
Да разлетится горе в прах,
Да умирится злость –
И в обновленные сердца
Да снидет радость без конца!
Нас давит времени рука,
Нас изнуряет труд,
Всесилен случай, жизнь хрупка,
Живем мы для минут,
И то, что с жизни взято раз,
Не в силах рок отнять у нас!
Пускай кипит веселый рок
Мечтаний молодых –
Им предадимся всей душой…
А время скосит их? –
Что нужды! Снова в свой черед
В нас воскресит их новый год…
             («Новый год», 1851)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий