Изучение нумерации чисел детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

- 12:39Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В материале представлены примеры упражнений для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития счету и нумерации.

 

Наталья ПЕТРУЦИЙ,
учитель
ГУО «Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации г.п. Б.Берестовица»,
Гродненская область

 

 

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при рaздaче мaтериaлa и инструментов учaстникaм какого-то общего делa, при посaдке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте и т.д. Изучая цифры, ребенок закрепляет сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах и многое другое. Главная цель обучения математике детей с нарушением интеллекта – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Нумерация определяется как счёт и запись чисел в данных пределах. Число, дети воспринимают как характеристику количества предметов с помощью различных органов чувств, которые работают одновременно. Проговаривая названия чисел вслед за учителем, дети постепенно их запоминают, соотносят с предметным множеством, самостоятельно называют.

При обучении чтению цифр важно одновременно подавать изображения цифры, её название и количественное значение. Продвижение в обучении счёту возможно лишь на практической наглядной основе. Основой формирования представлений, умений являются игровые ситуации бытового характера.

Условно можно выделить четыре этапа в формировании базовых математических представлений и умений:

1. Формирование представлений о количестве.
2. Формирование графического образа числа (цифра).
3. Установление связи количество – цифра.
4. Установление связи количество – цифра – название числа.

 

Формирование представлений о количестве

Первые дифференцированные представления о количестве дети получают, овладевая умением различать цвет, форму, расположение предметов.

Представления о количестве и порядковом счёте формируем исходя из практического значения счёта. С этой целью используются, прежде всего, окружающие предметы и части тела ребёнка. Представления о числах 1–5, 6–10 формируются отдельно, достаточно длительное время.

Число 1. Ребёнку предлагается показать один нос, один рот, одну голову.

Число 2. У человека две руки, две ноги, два глаза, два уха.

Число 3. Показываем табуретку на трех ножках. Считаем.

Число 4. Переворачиваем табурет с четырьмя ножками. Считаем.

Число 5. Считаем пальцы на правой руке, на левой руке. Надеваем перчатки, считаем пальцы.

Можно создавать различные игровые ситуации с использованием игрушек, предметов. Предлагаем расставить, пересчитать, спрятать один предмет и т.д.

 

Формирование графического образа числа (цифра)

Параллельно с формированием количественных представлений дети воспринимают их графическое изображение.

Считаем цифры.
Разложи цифры (по образцу).
Какая цифра спряталась.
Положи цифру на цифру.
Сложи цифру из палочек.
Обведи по контуру, заштрихуй, разукрась.

 

Установление связи количество – цифра

В основе формирования – многократные упражнения по соотнесению предметного множества с цифрой, подбор к цифре предметного множества.

Покажи один (два, три) палец(а), найди цифру 1 (2, 3).
Назови цифру и сколько предметов изображено.
Соотносим цифру и количество предметов.
Сортировка карточек с одинаковой цифрой.

 

Установление связи количество – цифра – название числа

Это наиболее сложные отношения, однако, они составляют базовую основу практической математики. Формированию умения соотносить предметное множество, цифру и число способствует использование карточек.

Пересчитай предметы и найди такую же цифру.

К цифре подобрать предметное множество и ответить на вопрос «Сколько?».

 

Использование разнообразного занимательного математического материала, создает благоприятные условия для развития мыслительной деятельности школьников с ТМНР, а именно развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению интереса и положительной мотивации к математике.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий