Дидактические материалы к уроку русского языка в 5-м классе по теме «Связь слов в словосочетании» (реализация воспитательного потенциала урока)  

- 10:14Методичка, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Представленный дидактический материал можно использовать на всех этапах урока: для формулировки темы и цели урока, на этапе актуализации знаний, для проверки и закрепления пройденного материала, а также для организации как групповой, так и индивидуальной работы. При использовании дидактического материала создаются условия для воспитания положительного интереса к изучению белорусских традиций на уроках русского языка, патриотизма, толерантности, гражданской позиции учащихся, уважения к другой точке зрения.

Татьяна КЛИНЦЕВИЧ,
учитель русского языка литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Изучение русского языка в школе рассматривается как составная часть общей системы воспитания учащихся. Занятия русским языком создают широкие возможности для формирования материалистического мировоззрения и мышления, для становления нравственного сознания и идейной убежденности, воспитания патриотизма. Усваивая язык, дети узнают тысячи новых понятий из области общественных отношений, природы нашей Родины, науки и культуры. Язык связывает поколения народа, он сохраняет и передает народную мудрость.

Пользуясь речью в устной и письменной формах, учащиеся на практике осознают социальные функции языка. В учебном процессе развивается диалектическое мышление учащихся: умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми явлениями, умение видеть явление в его развитии, умение за отдельными фактами разглядеть черты общей системы, выявить закономерности.

Важным средством воспитания на уроках русского языка служит соответствующим образом подобранный дидактический материал: слова, словосочетания, предложения и, особенно, связные тексты о Родине, ее природе и людях, о труде взрослых и детей, о научных открытиях и подвигах. В подборе подобных текстов состоит одна из сторон связи с жизнью в изучении русского языка; язык усваивается не как отвлеченный предмет, а как средство коммуникации в обществе, средство передачи информации от поколения к поколению, средство сохранения национального нарратива.

Огромными воспитательными возможностями обладают творческие речевые упражнения – это средство самовыражения личности учащегося, его мыслей, знаний, чувств, стремлений, которое способствует воспитанию самоуважения, веры в собственные силы, развивает интерес к процессу обучения и осмысливает вообще всю языковую работу, в частности орфографию и грамматику. Оно воспитывает активность, увлеченность, требует осмысления пережитого, виденного, усвоенного.

Представленный дидактический материал можно использовать на всех этапах урока: для формулировки темы и цели урока, на этапе актуализации знаний, для проверки и закрепления пройденного материала, а также для организации как групповой, так и индивидуальной работы.

При использовании дидактического материала создаются условия для воспитания положительного интереса к изучению белорусских традиций на уроках русского языка, патриотизма, толерантности, гражданской позиции учащихся, уважения к другой точке зрения. Материал способствует актуализации личностного нарративного восприятия белорусской культуры и традиций народа.

На этапе актуализации знаний организуется работа в парах. Учащиеся получают задания на карточках, отводится время на выполнение задания, после чего учащиеся объединяются в группы с одинаковыми карточками и анализируют свои предложения (Приложение 1). Все предложения выведены на экран. Таким образом реализуется повторение изученного на предыдущем уроке материала, актуализируются знания учащихся по теме, создаются условия для воспитания культуры поведения при работе в парах, группах.

Затем организуется индивидуальная деятельность учащихся по формированию умений находить словосочетания в тексте по опорным словам, определять главное слово, устанавливать связь слов в словосочетании (Приложение 2).

Учебное занятие продолжается работой по развитию речи. (Приложение 3). Учащимся предлагается составить и записать словосочетания по картинкам: описать белорусский костюм. (Девочки описывают женский костюм, мальчики – мужской костюм).

В конце учебного занятия учащиеся получают домашнее задание: составить текст о белорусском костюме, используя составленные словосочетания, в художественном или публицистическом стиле (по выбору).

 

 

Тема урока: Связь слов в словосочетании.

Место учебного занятия в учебной программе: 2-й урок в разделе «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание».

Взаимосвязь с предыдущими уроками: учащиеся знают речевые нормы; знакомы с понятием «словосочетание»; умеют выделять словосочетания в предложении, повторили, что такое словосочетание.

Воспитательные задачи урока:

– создать условия для приобщения к национальной культуре и традициям народа;
– способствовать формированию у учащихся гражданской позиции;
– содействовать воспитанию культуры поведения во время работы в парах, группах;
 создать условия для формирования умения преодолевать трудности;
 создать условия по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

 

Приложение 1

Карточка 1

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель.

Составьте с выделенными словами словосочетания, от главного слова к зависимому поставьте вопрос.

(Тушеная капуста, твёрдый горох, вареные бобы, хрустящая морковь, печёный картофель и т.д.)

 

Карточка 2

Природно-географические условия Беларуси способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, ягоды, травы, рыба, раки.

Составьте с выделенными словами словосочетания, от главного слова к зависимому поставьте вопрос.

(Сушеные грибы, лесные ягоды, душистые травы, речная рыба, красные раки и т.д.)

 

Карточка 3

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки во многие блюда.

Составьте с выделенными словами словосочетания, от главного слова к зависимому поставьте вопрос.

(Деревенский творог, взбить масло, съесть ложку сметаны, добавить сыворотки и т.д.)

 

Приложение 2

Задание для индивидуальной деятельности учащихся

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему, стиль, тип речи. Выпишите из текста словосочетания, от главного слова к зависимому поставьте вопрос

Масленицу в Беларуси называют по-разному: сырница, маслёнка, блинница. Такие названия этот праздник получил потому, что в течение этой недели люди употребляли коровье молоко, а в постные дни не ели его. На Масленицу крестьяне пекли блины, звали к себе гостей и употребляли мёд. Существовал в этот день особый ритуал поедания блинов. Хозяйка резала блин крест-накрест, и каждый член семьи брал четвертинку, скручивал трубочкой, макал в сливочное масло, мёд или ел с творогом.

Последнее воскресенье Масленицы называют «прощёным», т.к. люди должны в этот день просить прощения друг у друга за свои проступки. Поэтому во многих местах Беларуси проводили следующий обряд: к хозяину дома по очереди подходили члены семьи, каждый кланялся и говорил: «Прости, отец родной, если чем согрешил перед тобой словом или делом». Выслушав всех, хозяин тоже кланялся и, таким образом, тоже просил прощения.

 

Приложение 3

Задание для работы по развитию речи

Рассмотрите рисунки мужского и женского национального белорусского костюма. Мальчики рассказывают о мужском национальном костюме, а девочки – о женском. Составьте 5 словосочетаний по теме с главным словом существительным, а потом – 5 словосочетаний с главным словом глаголом.

 

Например: льняная сорочка или рубаха, кожаные сапоги или постолы, чёрные хромовые ботиночки, плетёные лапти, белый фартук; вышить сорочку, сплести лапти, сшить юбку, вплести в волосы ленты, надеть головной убор.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий