Семейный бюджет. Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности

- 17:07Воспитательная работа, Основы финансовой грамотности, Сценарии

В материале представлен сценарий мероприятия для 5–6-х классов.

 

Виктор РАЗУВАЛОВ,
учитель информатики
ГУО «Барсуковская средняя школа Кормянского района»,
Гомельская область

 

Цель: знакомство учащихся с понятиями «семейный бюджет», «доходы», «расходы», получение учащимися сведений о способах распределения семейного бюджета.

Задачи:

– развивать познавательные интересы школьников;
– развивать грамотную речь учащихся;
– развивать умение думать самостоятельно, делать выводы;
– развивать умение слушать и слышать мнение товарищей, умение работать в коллективе;
– воспитывать бережное отношение к финансам.

Возрастная группа: учащиеся 5–6-х классов.

 

Ход мероприятия

 

Организационный момент

Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение «Разговор мамы и маленького сына».

Отправляюсь в магазин.
Что купить тебе, малыш?
Отвечает маме сын:
– Ты купи мне вертолёт,
А ещё ружьё, собаку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Грузовик, тетрадку, краски,
Мячик, кошку и салазки!

Давайте ответим на такие вопросы:

– Сможет ли мама купить своему сыну сразу столько игрушек?
– Почему? (Ответы детей)

 

Основная часть

Учитель: Теперь, когда мы разобрались в причинах невозможности совершить сразу столько покупок, давайте подумаем, что же нужно делать, чтобы денег хватало на желаемую покупку (Ответы учащихся).

В словаре Ожегова есть такое толкование понятия «бюджет»: роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.

Сейчас мы с вами будем вести разговор о семейном бюджете. Выясним, какие бывают статьи расходов и доходов семьи.

 

Работа по карточкам (Приложение 1).

Из чего складываются доходы и расходы обычной семьи? Соедините стрелками статьи расходов и статьи доходов.

 

Ответьте на вопросы:

– Как можно сформулировать понятие «доходы семьи»? (Поступление денег в семью из различных источников)
– Что мы понимаем под понятием «расходы семьи»? (Затраты семьи на какие-либо товары или услуги)
– Исходя из того, что мы сейчас сказали, что же такое «семейный бюджет»? (Планирование семьёй своих доходов и расходов)

 

Работа с пословицами:

 

Нелегко деньги нажить, а …

1. пришла и ушла.

2. весь свет обойдёт.

Денежка без ног, а …

3. легко прожить.

4. счётом крепки

 

Беседа:

– Как вы думаете, могут ли в семье вдруг появиться какие-то незапланированные доходы? Какие? (Ответы учащихся)
– А что вы можете сказать о появлении непредвиденных расходов? Могут ли они появиться? Что это может быть? Как сделать так, чтобы появление непредвиденных расходов не стало для нас неожиданностью? (Ответы учащихся)

Учитель: В семейном бюджете могут существовать три ситуации:

  • Доходы > Расходы;
  • Доходы = Расходы;
  • Доходы < Расходы.

Как вы думаете, какой бюджет лучше для семьи? Почему? (Ответы учащихся)

 

Учитель: Ребята, вот вам задание: подберите к предложенным словам антонимы:

дорого – дёшево;
доход – расход;
покупатель – продавец;
добро – зло;
трудолюбивый – ленивый;
бедный – богатый;
расточительный – экономный.

 

Работа в группах по карточкам

Вопросы в карточке 1: Что значит экономить? Экономный человек и жадный – это одно и то же? В чём отличия?

Вопрос в карточке 2: На чём можете экономить именно вы?

 

Учитель: Давайте предложим окончание фразы экономного человека:

На поездках в общественном транспорте можно экономить, если … (покупать проездной билет).

На коммунальных услугах тоже вполне реально экономить. Для этого необходимо … (экономно пользоваться водой, газом, электроэнергией).

Экономия на продуктах питания возможна, если … (выращивать овощи и фрукты на своём огороде, покупать продукты в меру и т.д.).

На одежде и обуви можно сэкономить, если … (носить бережно, покупать качественную одежду и обувь, которые прослужат дольше).

Для того чтобы экономить на сотовой связи, нужно … (реже разговаривать, подобрать наиболее приемлемый тарифный план).

Учитель: Мы всегда должны помнить о том, что семейная экономика – это рациональное ведение домашнего хозяйства. Поэтому не нужно обижаться на родителей, если они отказали вам в покупке какой-то вещи, сказав, что на это нет денег. Это не значит, что в кошельке папы или мамы сейчас совсем пусто. Это значит, что деньги есть, но родители уже рассчитали, куда пойдёт та сумма денег, которая сейчас есть в наличии. И если они сейчас выполнят вашу просьбу и купят ту вещь, которую вам хочется, то тогда придётся экономить на чём-то другом – на питании, на каких-то ещё важных покупках. Возможно, даже придётся занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и со слезами требовать купить то, что вам сейчас хочется, поговорите с родителями и вместе рассчитайте ваш семейный бюджет.

 

Практическая работа. Оценка бюджета семьи

 

Член семьи

Статья дохода

Сумма дохода

Статья расхода

Сумма расхода

Мама

Зарплата

400

Коммунальные услуги

200

Папа

Зарплата

600

Питание

400

Сын

Пособие

50

Хозяйственные нужды

75

Старший брат

Стипендия

80

Услуги

75

Бабушка

Пенсия

340

Одежда и обувь

500

Дедушка

Пенсия

360

Сотовая связь

100

 

 

 

Интернет

40

 

 

 

Кредит

250

 

 

 

Развлечения

200

Итого

 

1830

 

1840

 

Учитель: Давайте подумаем над такими вопросами:

– Все ли члены семьи приносят доход?
– Что больше в данной семье – расход или доход? На какую сумму?
– Экономно ли тратятся деньги в этой семье?
– Что можно посоветовать этой семье в вопросах планирования семейного бюджета?

 

Заключительная часть, подведение итогов

Учитель: А теперь мы вместе подведем итоги нашего мероприятия. Для этого я предлагаю подумать и ответить на следующие вопросы:

– Как вы понимаете словосочетание «семейный бюджет»?
– Какие бывают доходы семейного бюджета?
– Какие вы знаете расходы семейного бюджета?
– Для чего необходимо уметь рационально планировать семейный бюджет?

 

Домашнее задание

Распланировать и составить бюджет своей семьи на один месяц.

 

 

Приложение 1

 

Соедините стрелками статьи расходов и статьи доходов

 

Статья доходов

Зарплата

Статья расходов

Жильё

Долги

Игрушки

Книги

Медицинские услуги

Одежда и обувь

Пенсия

Стипендия

Сотовая связь

Питание

Подарок

Премия

Интернет

Выигрыш в лотерею

Развлечения

Детское пособие

Транспорт

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий