Реализация возможностей метода проектов в патриотическом и духовно-нравственном воспитании учащихся средствами краеведения. Обобщение педагогического опыта

- 14:35Проекты

Адресуется педагогическим работникам учреждений образования, классным руководителям 5–11-х классов, педагогам-организаторам и педагогам дополнительного образования детей и учащейся молодёжи (руководителям объединений по интересам, секций, студий, туристических групп и др.). В материале представлены примеры проектов, а также методическая разработка проекта «Дороги памяти святые».

 

 

Алла ЛУКАШЁНОК,
учитель математики квалификационной категории «учитель-методист», педагог дополнительного образования
ГУО «Шайтеровская средняя школа Верхнедвинского района»,
Витебская область

alla_lukashyonok@mail.ru

 

 

Дети и подростки – будущее страны. Путь развития общества зависит от того, какие ценности будут сформированы у подрастающего поколения сегодня: пройдут ли наши дети путь развития личности, будут ли стремиться к знаниям, к гармонии ума, слова и дела, уважать историю своего народа, почитать святость Отечества. И не случайно одним из основных направлений государственной политики в сфере образования, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, является обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей и патриотизма.

Поиски ответа на вопрос «Как создать оптимальные организационно-педагогические условия для патриотического и духовно-нравственного становления учащихся?» привели меня к краеведению, которое способствует воспитанию чувства сопричастности к делам предков, заставляет задуматься о своих корнях, делах минувших и настоящих в их сопряжении, неразрывности и преемственности в длинной череде поколений не в виде готовых истин и формул, а в непрерывном поиске, исследовании и изучении, а также к методу проектов как наиболее рациональному способу организации деятельности учащихся.

 

ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
ПРИМЕРЫ

 

1 Проект «Поклонимся великим тем годам»

Ещё в 2004/2005 учебном году, ознакомившись с соответствующей литературой, я заинтересовалась методом проектов и использовала его в своей работе классного руководителя 8 «Б» класса Волынецкой средней школы Верхнедвинского района.

Накануне празднования Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне в воспитательной работе тема войны является актуальной. Приобщить ребят к памяти, к подвигу наших земляков, донести до них людскую боль и мужество, содействовать воспитанию чувства причастности и ответственности за судьбу Отчизны через встречи, походы, экскурсии, книги, поиск – такова основная цель работы над проектом «Поклонимся великим тем годам».

Проект зародился в результате однодневного похода по местам боевой славы, после которого возникла идея сфотографировать все памятники воинам Волынецкой земли, собрать сведения о сожжённых деревнях. Так родился долгосрочный проект «Поклонимся великим тем годам». Он не предусматривал «небывалых открытий», и если в процессе работы нашлись крупицы неизвестного ранее – это большая удача. Но ещё большая удача – это активность учащихся, их маленькие открытия для себя, впечатления, произведенные на участников проекта собираемым материалом, их увлечённость, заинтересованность, сострадание и благодарность.

В ходе работы над проектом была нарисована карта-схема, сделаны фотографии, собран и систематизирован материал, а затем разработан маршрут туристического похода, призванный заинтересовать туристов. Этот маршрут включает все памятные места Волынецкой земли, имеющие историческую и культурную ценность.

Результативность

Как итог и отчёт о проделанной работе растиражирован туристический путеводитель, подготовлена заочная экскурсия по памятным местам Волынецкой земли с использованием сделанных детьми слайдов, просмотром видеоматериалов и т.д. (во время проведения которой вместо туристических переходов звучат стихи и музыка). Заочная экскурсия проекта «Поклонимся великим тем годам» содержит практически все собранные нами данные и будет полезна классным руководителям при планировании и проведении походов. При подготовке заочной экскурсии мы старались, чтобы, кроме боли памяти, в ней прозвучал гимн мужеству, непокорённости и жизни.

Проект «Поклонимся великим тем годам» – победитель районного этапа республиканского конкурса «Поклонимся великим тем годам», посвящённого 60-летию Победы. Методическая разработка проекта «Поклонимся великим тем годам» заняла 1-е место в номинации «Сцэнарый пазакласнага мерапрыемства або праект» на III республиканском конкурсе «Адкрыты ўрок», проводимом редакцией газеты «Настаўніцкая газета».

Материалы проекта «Поклонимся великим тем годам» опубликованы в методической газете «Адкрыты ўрок» (приложение к газете «Настаўніцкая газета») 18.05.2007 г., 09.06.2007 г.

Отзывы о проекте «Поклонимся великим тем годам»

Член жюри конкурса “Адкрыты ўрок”, заслуженный работник образования Республики Беларусь Анна Добриневская: “…Які грунтоўны праект па патрыятычнай тэматыцы ў настаўніцы Валынецкай сярэдняй школы Верхнядзвінскага раёна Алы Міхайлаўны Лукашонак! У намінацыі “Сцэнарый пазакласнага мерапрыемства” яе праект заслужана атрымаў першае месца”. “Настаўніцкая газета”, 04.11.2005 г.

Заместитель главного редактора газеты «Настаўніцкая газета» Светлана Бень: “… Настаўніца стварыла для вучняў умовы, каб яны самастойна здабывалі інфармацыю: запісвалі ўспаміны ветэранаў, бабуль і дзядуляў, аднасяльчан, наведвалі краязнаўчыя музеі, сталі ўдзельнікамі паходаў па месцах баявой славы. Наведалі і, як кажуць, пабачылі на свае вочы помнікі загінуўшым воінам-землякам. Вучні Алы Міхайлаўны Лукашонак распрацавалі турыстычны маршрут па месцах знаходжання помнікаў воінам і партызанам, аформілі турыстычны даведнік “Памятныя месцы Валынецкай зямлі”. Такі вось вынік працы вучняў. Аднак ёсць яшчэ адзін. Ён нябачны, запаў у сэрцы і застанецца ў свядомасці вучняў. Пагадзіцеся, менавіта такая карпатлівая, можна сказаць, мужная праца настаўніка на ўсё жыццё пакіне глыбокі след у памяці маладых асоб”. Ад рэдакцыі. Метадычная газета “Адкрыты ўрок”, 18.05.2007 г.

 

2 Проект «Мужество и скорбь»

В 2005/2006 учебном году учащимся (уже 9 «Б» класса) была предложена работа над проектом «Мужество и скорбь».

Проект «Мужество и скорбь» – дань памяти и почтения тем, кого судьба забросила на чужбину с оружием в руках, дань уважения верным присяге парням, их ратной доблести.

Участники проекта посетили Остров Мужества и Скорби в г. Минске, Минский государственный высший авиационный колледж (с 1 апреля 2015 года – Белорусская государственная Академия авиации), музей Великой Отечественной войны в Минске и музей Памяти воинов-афганцев в Витебске, провели интенсивную поисковую и краеведческую работу, изучили и прочувствовали информацию об участии военнослужащих Советского Союза в войнах и локальных конфликтах на территории других государств, о земляках-интернационалистах, о памятниках воинам-интернационалистам Витебской области. Особое значение имеют встречи с ветеранами-интернационалистами, активность ребят, их сопричастность, сопереживание.

Результативность

По характеру деятельности проект прикладной. Результат работы над проектом – открытие в Волынецком краеведческом музее им. И.Д.Черского сменной передвижной экспозиции, посвящённой Дню памяти воинов-интернационалистов, позволившей сделать материал общедоступным.

По результатам работы учащиеся с успехом выступили на областной зональной конференции «Долг и Память», а методическая разработка проекта «Мужество и скорбь» заняла III место на IV республиканском конкурсе «Адкрыты ўрок», проводимом редакцией газеты «Настаўніцкая газета».

Материалы проекта «Мужество и скорбь» опубликованы в методической газете «Адкрыты ўрок» 27.02.2007 г.

 

3 Проект «Ад прадзедаў спакон вякоў»

В 2006/2007 учебном году учащиеся 10-го класса Волынецкой средней школы Верхнедвинского района с увлечением работали над проектом «Ад прадзедаў спакон вякоў». Основная цель работы над проектом – содействовать возрождению национального самосознания через изучение обрядов, обычаев и традиций белорусского народа, помочь учащимся задуматься о нежной красоте родной земли и истоках жизненной силы народных традиций, вызвать желание знать их и беречь.

Проект состоит из пяти самостоятельных разделов, которые знакомят с особенностями и секретами традиционной народной резьбы по дереву, зодчества, соломоплетения, вышивки и ткачества Волынецкого края.

Результативность

Проект «Ад прадзедаў спакон вякоў» – в числе победителей районного и областного этапов республиканской патриотическо-краеведческой акции учащихся «Нашчадкі Перамогі» в номинации «Культура городов и посёлков», призёр научно-практической конференции учащейся молодёжи Верхнедвинского района.

Отзывы о проекте «Ад прадзедаў спакон вякоў»

Член жюри конкурса «Адкрыты ўрок», методист высшей категории отдела координации системы повышения квалификации АПО А.И.Добриневская: “…Усё больш настаўнікі і выхавальнікі ўсведамляюць сваю гістарычную адказнасць за фарміраванне асобы дзякуючы перайманню і прымнажэнню нацыянальных, сацыяльных і агульначалавечых каштоўнасцей. “Калі задумваешся аб пяшчотнасці, прыгажосці роднай зямлі і вытоках жыццёвай сілы народных традыцый, з’яўляецца жаданне іх ведаць і зберагаць”. Так пранікліва сфармулявана мэта праекта “Ад прадзедаў спакон вякоў” А.М.Лукашонак.

…Гэтыя дзеці вучацца з радасцю. Не меншае творчае натхненне адчувае і педагог, таму што “няма для настаўніка большай радасці, чым радасць за поспехі сваіх вучняў”, – лічыць пераможца конкурсу А. М. Лукашонак”.

Урок як маленькі шэдэўр”, “Настаўніцкая газета”, 17.01.2008 г.

Директор краеведческого музея им. И.Д.Черского Верхнедвинского района Н.А.Сосновская: «Уважаемая Алла Михайловна! Администрация Волынецкого государственного краеведческого музея им. И.Д.Черского благодарит Вас за большую исследовательскую работу, проделанную по сбору и оформлению материала по краеведению и этнографии Волынецкого края и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Привлекая к активной краеведческой работе учащихся, Вы тем самым не только развиваете их творческие способности и любознательность, но и привлекаете внимание учащихся к народным традициям, способствуя возрождению национального самосознания, воспитанию у подрастающего поколения чувства причастности и ответственности за культурное наследие и судьбу Отчизны. Использование в работе музея этнографического материала о традиционной народной резьбе по дереву, дойлидству, соломоплетению, вышивке и ткачеству даёт возможность ознакомиться с ним широкому кругу населения, стимулирует осмысление исторической судьбы белорусского народа и наследия, оставленного нам предками».

Благодарность руководителю проекта «Ад прадзедаў спакон вякоў»

Алле Михайловне Лукашёнок от администрации Волынецкого государственного краеведческого музея им. И.Д.Черского, 2007 г.

 

4 Проект «Валынецкі край»

В 2007/2008 учебном году учащиеся уже выпускного 11-го класса работали над долгосрочным краеведческим проектом «Валынецкі край» в рамках конкурса информационно-справочных буклетов республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», подводя своеобразный итог своей краеведческой работы и проектной деятельности, переосмысливая ценностные ориентиры, совершенствуя исследовательские компетенции, познавательные потребности и мотивы.

Результативность

В результате работы над проектом «Валынецкі край» основательно разработана тема из истории местечка Волынцы и края, причём авторам, несомненно, удалось передать личное отношение к событиям: это и уважение к предкам, и гордость за земляков, за богатство края в прошлом, и боль за бездушное отношение к наследию, и благодарность земле и людям за талантливых сыновей, радость за современность.

Как итог и отчёт о проделанной работе оформлены и растиражированы справочно-информационные буклеты «Валынецкі край», «Иван Дементьевич Черский», «Антон Корженевский», «Государственный краеведческий музей им. И.Д.Черского» и стенд «Волынецкий край»; оформлена сменная передвижная выставка в вестибюле школы для популяризации культурно-исторического наследия малой родины.

Необходимо отметить, что с оформлением буклетов и выставок работа над проектом не закончилась: заинтересованность его участников в сохранении наследия малой родины подтолкнула обратиться к представителям местной власти с предложением взять под охрану государства древнюю липовую аллею и остатки фундамента Забельского доминиканского костёла, а также поставить крест возле католического кладбища на месте перезахоронения мумий из подземных склепов костёла.

Краеведческий проект «Валынецкі край» – победитель школьного и районного этапов акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», а также районного конкурса «Летопись агрогородка», организованного отделом идеологической работы Верхнедвинского райисполкома.

В журнале «Минская школа сегодня» (12.2008 г.) опубликован сокращённый вариант методической разработки проекта «Валынецкі край».

Одним из ярких свидетельств эффективности применения метода проектов в патриотическом воспитании учащихся средствами краеведения является поступление на факультеты культурологии и библиотечно-библиографического краеведения Белорусского государственного университета культуры и искусств (в 2008 г.) троих из одиннадцати выпускников класса, в котором я была классным руководителем.

 

5 Проект «Мой родны аграгарадок Валынцы»

При работе над проектом «Мой родны аграгарадок Валынцы» большое внимание было уделено благоустройству села, экологии, выполена исследовательская работа по определению экологической ситуации в районе агрогородка Волынцы.

Мы взяли пробы снега с 1 м2 (до самого грунта) в шести разных местах (школьный двор, центральная улица агрогородка Волынцы, территория Волынецкого предприятия мелиоративных систем, окрестности животноводческой фермы ОАО «Прудинки», лесной массив, железная дорога). Полученную из снега жидкость исследовали на кислотность с помощью учителя химии. В результате исследования были определены уровни загрязнения (ниже допустимой нормы) и основные источники загрязнения (железная дорога и автомобильные выхлопы частного автотранспорта, автопарков Волынецкого предприятия мелиоративных систем и сельскохозяйственного комплекса).

Затем мы взяли на анализ пробы воды из природных водоёмов и по цвету и запаху (с помощью специальной таблицы) определили уровень и характер загрязнения (ниже допустимой нормы). Кроме того, мы выяснили, что уменьшение загрязения водоёмов предприятиями агропромышленного комплекса достигнуто за счёт замены оборудования и реконструкции очистных сооружений.

Итак, Волынецкий край относится к экологически чистым районам.

Результативность

Проект «Мой родны аграгарадок Валынцы» (2010 г.) – победитель (диплом I степени) республиканского этапа конкурса «Адраджэнне малых і сярэдніх гарадоў Беларусі» (основатели конкурса – Минприроды и ОО «БРСМ»). Один из наиболее понравившихся призов – туристическая палатка.

 

6 Проект «Летапіс мястэчка Валынцы»

Разработка проекта «Летапіс мястэчка Валынцы» (2011 г.) – логическое продолжение многолетней краеведческой деятельности учащихся Волынецкой средней школы Верхнедвинского района и один из этапов участия членов объединения по интересам «Бацькаўшчына» в республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» (в частности, в конкурсе на лучшую летопись населённого пункта).

Цель работы над проектом: изучение и почитание историко-культурных и природных ценностей родного края, содействие их сохранению и популяризации.

Личностно-формирующая направленность проекта: развитие интеллектуально-эмоциональной сферы, активной жизненной позиции и творческого потенциала, познавательных потребностей и мотивов, исследовательских компетенций и рефлексивной культуры.

Основные направления исследования: археология; топонимия; история; страницы военной истории; культура; фольклор; этнография; памятники истории и культуры; знаменитые земляки; растительный и животный мир; геология и геоморфология; экономика.

Результативность

Создание буклета «Летапіс мястэчка Валынцы», который передаёт неповторимую самобытность родной земли и содержит все необходимые сведения для организации стендовых информационно-рекламных выставок и экскурсий.

 

7 Проект «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

Проект «Хвала рукам, что пахнут хлебом!» – один из этапов участия членов объединения по интересам «Бацькаўшчына» в республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Тема работы выбрана не случайно. Герб нашей Родины обрамляет венок из спелых колосьев ржи, хлеб – вечный символ достатка и защищенности, Хлеб – всему голова. И самый главный в этом мире человек – работник села. Профессия хлебороба не ремесло, это искусство, которому суждены бессмертие и вечность.

Цель работы обозначена в её названии: хвала рукам, что пахнут хлебом, прославление сельского труженика – кормильца страны.

Задачи: продолжить изучение исторических и культурных особенностей родного Волынецкого края; изучить древние и современные народные традиции и обряды, связанные с выращиванием зерновых, разобраться в их значении, показать важность хлеба во все времена; проследить историю развития сельскохозяйственного предприятия ОАО «Прудинки» от его создания до современности; обобщить материал о жизненном и трудовом пути победителя Республиканских «Дожинок» 2009 года, механизатора-передовика Владимира Михайловича Лапковского (награждён медалью «За трудовые заслуги»), о почётном труде земледельца, об его успехах и достижениях; осмыслить вклад земляков в процветание Беларуси; способствовать популяризации сельскохозяйственных профессий.

Результативность

Создание и тиражирование буклета «Хвала рукам, что пахнут хлебом!», в котором мы постарались подчеркнуть, что «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

Проект «Хвала рукам, что пахнут хлебом!» – победитель (отмечен дипломом I степени) республиканского этапа конкурса творческих работ «Мае землякі – мой гонар» в номинации «Гордость и слава моего Отечества» республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». «Настаўніцкая газета», 17.12.2011 г.

 

8 Проект «Влияние железной дороги на развитие населённого пункта Борковичи»

В 2012/2013 учебном году работа объединения по интересам «Бацькаўшчына» (уже при ГУО «Борковичская средняя школа Верхнедвинского района») была направлена на реализацию идей долгосрочного краеведческого проекта «Влияние железной дорогии на развитие населённого пункта Борковичи», нацеленного на изучение истории агрогородка Борковичи.

Задачи работы: познакомиться с основными фактами из истории посёлка Борковичи; содействовать популяризации сведений о малой родине; способствовать устранению проблем для местного населения, созданных железной дорогой.

Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что на протяжении нескольких столетий Борковичи были незначительным населённым пунктом. К середине ХIХ века они представляли собой «захолустный почтовый полустанок с маленькой, утопающей в грязи улицей, с корчмой на видном месте да лавчонкой». В 1866 году через Борковичи прошёл участок пути Полоцк – Динабург (с 1920 г. – Даугавпилс) железной дороги Орловско-Рижского направления, необходимость строительства которой обусловлена географическим положением района на древнем пути «из варяг в греки», развитием торгово-экономических связей России с европейскими странами, политическими и военными интересами империи.

Из архивных документов следует, что к 1916 году в Борковичах уже действовали Онуфриевская церковь, церковно-приходская школа, двухэтажная паровая мельница, чесально-вязальная мастерская, телеграфно-почтовое отделение, водокачка, двухэтажный вокзал, корчма и лавка, проводились ярмарки.

Представленные факты (а также архивные документы довоенного и послевоенного периодов) ярко свидетельствуют, что в мирное время строительство железнодорожной станции способствовало интенсивному экономическому развитию посёлка Борковичи (лесопилка, лесосклад, железнодорожная станция, рабочие места).

Вместе с тем мы выяснили, что жители аг. Борковичи недовольны наличием железнодорожной станции, что объясняется «пешеходной проблемой». Поезда, пропуская встречные, часами стоят на переезде, создавая преграды местному населению при необходимости его пересечь.

Мы активно поддержали предложение местных жителей внести пункт «Строительство пешеходного переходного моста над железнодорожным полотном на переезде «Борковичи» в раздел «Перспективы развития агрогородка Борковичи». Но, согласимся с ответом местного сельского совета, что такое строительство высокозатратно и не под силу сельскохозяйственному Верхнедвинскому району. Железнодорожными властями (по результатам обращений) было финансировано оборудование благоустроенных пешеходных дорожек и переходов.

Результативность

Подготовлена стендовая выставка в учреждении образования «Влияние железной дороги на развитие населённого пункта Борковичи» для популяризации сведений из истории местечка Борковичи.

Работа «Влияние железной дороги на развитие населённого пункта Борковичи» была представлена на конкурс «Я родным краем ганаруся» в номинации «Табе, Беларусь, нашы праца і талент» и отмечена дипломом I степени на республиканском этапе. Самым активным участникам проекта «Влияние железной дороги на развитие населённого пункта Борковичи» были предоставлены три путёвки в ГУО «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок».

Кроме того, материалы проекта отмечены дипломами районной детско-взрослой конференции в сфере интересов устойчивого развития «За процветание Верхнедвинского края», размещены на внутришкольном сайте «Шестой школьный день» для их применения при проведении информационных и классных часов в учреждении образования, при подготовке учащихся к конференциям районного и областного уровней, конкурсам учебно-исследовательских работ и др.

 

9 Проект «Бойцами были на войне, Учителями были в школе»

Работа над долгосрочным проектом «Бойцами были на войне, Учителями были в школе» (2020/2021 гг.) – один из этапов участия учащихся ГУО «Борковичская детский сад – средняя школа» в республиканском конкурсе «Войны священные страницы навеки в памяти людской» в номинации «Педагоги – участники Великой Отечественной войны». Активные участники проекта – школьники и их родители, учителя, краеведы, односельчане.

Проект интересен для всех его участников и разработан по направлениям: педагоги – участники Борковичского подполья; педагоги Верхнедвинского района – участники Великой Отечественной войны.

1) Педагоги-участники Борковичского подполья

Во дворе Борковичской школы находится памятник-обелиск с надписью: «Светлой памяти учителей и учащихся, отдавших свою жизнь в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Возглавляет список погибших Зинаида Совейко, чьё имя носит пионерская дружина Борковичской школы. Она родилась в деревне Совейки Верхнедвинского района, белоруска, член ВЛКСМ, учитель Климовщинской НСШ. В комсомольскую подпольную группу попала в сентябре 1941 года. В 1942 году стала связной партизанского отряда специального назначения «Боевой». Во время выполнения боевого задания при передислокации отряда была схвачена фашистами, подвергнута пыткам и расстреляна 19 мая 1943 года в деревне Борковичи.

Необходимо отметить, что, к сожалению, данное направление нами недостаточно исследовано и требует значительной доработки.

2) Педагоги Верхнедвинского района – участники Великой Отечественной войны

Празднование в 2020 году 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне – значимое событие в жизни нашей страны. Войны священные страницы навеки сохранятся в памяти людской, поэтому неисчерпаем интерес белорусского народа к боевым и трудовым заслугам ветеранов войны и труда, к их рассказам и мемуарам. То, как верно и самоотверженно эти люди служили Отечеству и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенное мирное время, является настоящим Подвигом, который учит нас, современное поколение, жить сегодня, помогает создавать завтрашний день страны. 

В процессе работы над проектом «Бойцами были на войне, Учителями были в школе» ярко выделилась историко-краеведческая исследовательская работа учащегося Старостенкова Ярослава «Пример служения Отчизне – Риц Рувим Яковлевич».

Рувим Яковлевич Риц – учитель истории и директор Верхнедвинской СШ № 1, где училась руководитель проекта А.М.Лукашёнок, а также друг семьи Эпштейна Григория Михайловича (на протяжении многих лет был директором Борковичской школы). Внук Эпштейна Григория Михайловича Старостенков Ярослав – автор исследовательской работы «Пример служения Отчизне», отмеченной дипломом 3-й степени на областной конференции исследовательских работ учащихся.

Рувим Яковлевич Риц из того легендарного поколения 40-х, чей школьный выпускной бал совпал с началом Великой Отечественной войны. Он был и беженцем, и поднимал взвод в атаку под шквалом вражеского огня. Прошёл с боями всю Беларусь, участвовал и в операции «Багратион», и во взятии Кенигсберга, и воевал с вражеской Японией, и прославлял подвиги солдат и трудовые достижения земляков в послевоенное время.

Педагог, прошедший войну и внесший неоценимый вклад в сохранение истории родной Верхнедвинщины, в сохранение и увековечивание памяти о героях и мирных жителях, погибших в годы Великой Отечественной войны, воспитавший не одно поколение учеников, которым он передал любовь к изучению истории малой родины, – истинный сын родной Верхнедвинской земли. Он, несомненно, является ярким представителем настоящих патриотов нашей Родины, чьи честь и доблесть – образец служения Отчизне.

Материалы историко-краеведческой исследовательской работы «Пример служения Отчизне – Риц Рувим Яковлевич» размещены на школьном сайте «Шестой школьный день» для активного использования педагогами и учащимися при проведении тематических информационных и классных часов.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ

 1. Активное участие в республиканских патриотических акциях.
2. Исследование историко-культурных и природных объектов малой родины.
3. Разработка туристических и экскурсионных маршрутов по родному краю, создание видеороликов.
4. Создание летописи учреждения образования.
5. Исследование семейных традиций и обрядов, преданий и легенд, выявление семейных реликвий.

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

1. Развиты общеучебные, коммуникативные, исследовательские и социальные компетенции учащихся. 
2. Активная жизненная позиция выпускников, их гражданская ответственность, творческий потенциал, высокая мотивация к изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия Родины.
3. Разработаны социально значимые проекты, материалы которых отражают историко-культурное наследие и богатые традиции белорусского народа на примере местного материала.
4. Пополнены фонды краеведческого музея им. И.Д.Черского.
5. Оформлены информационно-справочные буклеты, туристические путеводители, организованы экспозиции, сменные передвижные стендовые выставки.
6. Исследовательские компетенции учащихся подтверждены грамотами и дипломами районного, областного и республиканского уровней. 

 

ПРОЕКТ «ДОРОГИ ПАМЯТИ СВЯТЫЕ»
Методическая разработка

 

Участники проекта – учащиеся 9-го класса.

Руководитель проекта – Алла Лукашёнок, краевед, учитель математики квалификационной категории «учитель-методист», классный руководитель 9-го класса, педагог дополнительного образования.

Продолжительность работы – 1 учебный год (2021/2022 гг.).

Цель: содействие воспитанию подрастающего поколения на традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа.

Задачи:

– создать условия для утверждения в сознании и чувствах школьников духовно-нравственных качеств, патриотических ценностей, взглядов и убеждений, основанных на уважении к историческому прошлому, культуре и православным традициям родного края через изучение истории православных храмов малой родины;
– способствовать осознанию школьниками неразрывности  своей судьбы с судьбой Отечества и воспитанию чувства исторической ответственности за происходящие в обществе и государстве события;
– содействовать развитию исследовательских, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
– создать условия для самовыражения детей и подростков во внеурочной деятельности;
– способствовать пополнению банка методических комплексов по православному краеведению, совершенствованию содержания, форм и технологий организации православного краеведения.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Методы: поисковый, исследовательский, аналитический.

Средства: туризм, экскурсии, краеведение, православное краеведение.

Информационная база проекта:

– Историко-документальная хроника «Памяць. Верхнядзвінскі раён», в которой на основании архивных документов, артикулов и воспоминаний непосредственных участников событий рассказывается об истории Верхнедвинского района. Среди её авторов – белорусские учёные и известные в районе и стране краеведы: Р.Я.Риц, Б.Ф.Шимук, А.Ф.Бубало и др. Именно на её страницах присутствуют списки культовых зданий, действовавших в начале ХХ века на территории Верхнедвинского района.
– Волынецкий государственный краеведческий музей им. И.Д.Черского, главную экспозицию которого составляют копии документов, фотографии, картины, макеты, научные книги XIX века и другие экспонаты (сведения о церкви Успения Пресвятой Богородицы в местечке Волынцы).
– Сеть Интернет i(информация о православных приходах, действующих сегодня на территории Верхнедвинского района).
– Материалы, накопленные в процессе работы объединения по интересам туристско-краеведческого профиля «Бацькаўшчына» (руководитель А.М.Лукашёнок).
– Неоценимую помощь в проведении исследования оказали краеведы Верхнедвинского района, учителя, родители, односельчане.

 

Ход работы над проектом

Проектная инициатива

Выбор, формулировка и обсуждение темы проекта: «Дороги памяти святые».

Определение и принятие учащимися целей и задач проекта.

Цель работы над проектом отражена в его названии «Дороги памяти святые»: приобщение к православным ценностям белорусского народа.

Задачи:

– изучить сведения о православных приходах Верхнедвинского района;
– восстановить историю православных памятников отечественной культуры и имена бывших земляков-священнослужителей малой родины;
– осмыслить собственную историческую ответственность за события, происходящие в обществе и государстве;
– способствовать привлечению дополнительного внимания к истории православия на территории Республики Беларусь;
– содействовать популяризации сведений о малой родине.

Определение основных направлений деятельности

– «Утраченные колокола родного края» (об уничтоженных памятниках отечественной культуры аг. Борковичи и близлежащих к нему населённых пунктов (в радиусе 15 км) аг. Волынцы и д. Дёрновичи);
– «Величие имён святых не забывают поколения» (о земляках-священнослужителях, пострадавших в годы гонений, богоборчества);
– «Православию быть!» (о действующих православных приходах).

Создание групп и распределение заданий (по проявленному интересу учащихся): историки, исследователи, корреспонденты, картографы, фотографы, оформители, программисты, организаторы в группах.

Определение результата проекта:

– создание «Банка информации»;
– оформление стендовой выставки «Утраченные колокола родного края» в учреждении образования;
– пополнение фондов Волынецкого государственного краеведческого музея им. И.Д.Черского сведениями из истории православных храмов родного края.

Планирование

Проведение мозгового штурма (создание банка идей, разработка плана действий):

– прикоснуться к национальным святыням, посетить Софийский собор в г. Полоцке и Cпасо-Евфросиниевский женский монастырь;
– познакомиться с литературой по теме проекта, работать с книгой «Памяць. Верхнядзвінскі раён»;
– проанализировать, как сведения о православных храмах Верхнедвинского района представлены на сайтах сети Интернет;
– побеседовать со священником, обозначить на карте Верхнедвинского района исчезнувшие и действующие православные храмы;
– выделить «утраченные колокола» д. Дёрновичи, аг. Борковичи и аг. Волынцы, собрать необходимые сведения о них;
–расспросить своих бабушек, дедушек, односельчан;
– привлечь к работе над проектом всех учащихся школы с просьбой расспросить их бабушек и дедушек;
– осуществить велопробег по населённым пунктам, расположенным в окрестностях аг. Борковичи, встретиться с местными жителями и получить у них необходимую для работы над проектом информацию;
– посетить Волынецкий краеведческий музей им. И.Д.Черского и познакомиться с имеющимися материалами по теме проекта;
– работать над проектом в сотрудничестве с работниками музея;
– выяснить, кто из краеведов аг. Борковичи и Верхнедвинского района занимается (или занимался) православным краеведением;
– встретиться (или связаться) с краеведами аг. Борковичи и Верхнедвинского района, получить у них необходимую информацию;
– оформить сменную стендовую выставку «Утраченные колокола родного края» и провести экскурсию для учащихся и их родителей;
– пополнить фонды Волынецкого краеведческого музея им. И.Д.Черского сведениями из истории православных храмов Верхнедвинского района;
– принять активное участие в конференциях, акциях, конкурсах и краеведческих чтениях по теме исследования для популяризации страниц истории православия малой родины.

 

Исследование

Результаты интервью-опроса учащихся 7–11-х классов о принадлежности их семей к религиозным конфессиям подтвердили, что главной формой вероисповедания и духовности для большинства односельчан является православие.

Работа по созданию банка информации «Утраченные колокола родного края» (проектные группы тесно сотрудничают друг с другом): экскурсии, походы и велопоходы, встречи с односельчанами и краеведами, работа с литературными источниками, архивными материалами и в сети Интернет, фотосессии, обсуждение коллективных и индивидуальных промежуточных результатов работы. Консультанты: руководитель проекта, сотрудники музея, краеведы, старожилы, учителя, родители, односельчане.

В процессе деятельности по созданию «Банка информации» проекта «Дороги памяти святые» собраны уникальные сведения об «Утраченных колоколах» местечек Волынцы, Дёрновичи, Борковичи, которые базируются на воспоминаниях старожилов, на архивных материалах и предоставленных краеведами сведениях.

Кроме того, было установлено, что в начале ХХ века на Верхнедвинщине действовала широкая сеть православных церквей.

События, последовавшие за революцией 1917 г., привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. Ещё до Великой Отечественной войны были уничтожены почти все церкви и репрессированы священнослужители. До наших дней из тех времён дошли только Верхнедвинская Свято-Николаевская церковь (построена в 1819 г., памятник архитектуры классицизма), Боровская Свято-Евфросиниевская церковь (построена в середине XIX века) и Сарьянский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен в стиле неоготики в 1851–1855 гг.). Остальные православные святыни безвозвратно утеряны (в их числе и православные храмы населённых пунктов Дёрновичи, Волынцы, Борковичи).

На карте Верхнедвинского района красным цветом нами отмечены разрушенные православные церкви, зелёным – сохранившиеся и ныне действующие православные церкви, возведенные в стиле храмовой архитектуры.

В 90-х годах ХХ века церковные традиции стали возрождаться: по крупицам собирается всё лучшее, что когда-то было загублено и растеряно, восстанавливается жизнь красивых духом приходов Верхнедвинского края. Православное духовенство вносит весомый вклад в духовное возрождение Верхнедвинщины. Край возрождается строительством храмов, литургической жизнью приходов, крестными ходами, воскресными школами, рождественскими и Кирилло-Мефодиевскими чтениями, паломническими путешествиями в святые места, экскурсиями в храмы, беседами со священнослужителями в учреждениях образования и на предприятиях. И очень важно то, что наши земляки активно участвуют в восстановлении храмов (к сожалению, не таких величественных, как разрушенные ранее).

Сегодня в Верхнедвинском благочинии Полоцкой епархии действуют православные храмы и приходы в г. Верхнедвинске и н. п. Боровка, Борковичи, Волынцы, Освея, Сарья, Бигосово, Росица.

8 мая 1921 г. был освящён вновь построенный храм Александра Невского в д. Доброплёсы, что особо символично в связи с 800-летием со дня рождения государственного деятеля и полководца – святого благоверного князя Александра Невского.

Обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры – реальный фактор для воспитания по-настоящему нравственного поколения. Православию быть!

Обобщение и систематизация материала

Анализ собранной информации, обобщение и систематизация, подведение итогов, формулировка выводов, оформление стендовой выставки «Утраченные колокола родного края», подготовка защиты проекта.

Выводы

– Православие с древних времён является главной формой вероисповедания и духовности для основной части народа Беларуси;
– судьба православных храмов и приходов неразрывно связана с историей родного края, с событиями, происходившими в обществе и государстве;
– православие – наше духовное наследие, многовековая история народа, многострадальная судьба нации, её стремление к благополучию, миру, уважению религиозных, общечеловеческих идеалов;
– восстановление православных церквей и памяти о наших предках, о людях, пострадавших в годы гонений, богоборчества, об уничтоженных памятниках отечественной культуры – важнейшее дело, не терпящее отлагательства.

Презентация проекта

Творческий отчет о проделанной работе в форме заочной экскурсии по материалам стендовой выставки «Утраченные колокола родного края» для учащихся и их родителей. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов и чтецов, обеспечивают музыкальное оформление.

Оценка результатов и процесса

Обсуждаемые вопросы (по Н.И.Запрудскому): Что вы чувствовали при работе над проектом? Удовлетворены ли вы своей работой? Какие виды работ были наиболее интересны? Все ли смогли проявить свои способности? Какие знания и умения приобрели вы в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали? Достаточно ли было времени на разработку проекта? Какие белые пятна ещё остались? Что из нашего опыта проектной деятельности нам следует сохранить и использовать в будущем? Какие направления исследования привлекательны в будущем?

Необходимо отметить, что интерес участников проекта к разрабатываемой теме успешно перешел в исследовательские работы учащихся «Утраченные колокола родного края», «Дороги памяти святые местечка Дёрновичи в зеркале истории православия Верхнедвинщины» и др., которые отмечены дипломами районной детско-взрослой конференции в сфере интересов устойчивого развития «За процветание Верхнедвинского края» и Витебских Кирилло-Мефодиевских юношеских образовательных чтений «Славянская письменность и культура: изучение, сохранение, приумножение».

Результативность

В результате работы над проектом «Дороги памяти святые» 

– его участники прикоснулись к святыням родного края, осознали своё единство с жизнью всей страны, поняли, что их малая родина – только часть нашего Отечества, мирового сообщества;
– в учреждении образования для учащихся и их родителей подготовлена стендовая выставка «Утраченные колокола родного края» для популяризации страниц истории православия малой родины и привлечения дополнительного внимания к необходимости восстановления православных церквей;
– материалы работы переданы настоятелю Свято-Евфросиниевского храма отцу Владимиру;
– пополнены фонды Волынецкого государственного краеведческого музея им. И.Д.Черского сведениями из истории православных храмов родного края;
– материалы проекта размещены на внутришкольном сайте «Шестой школьный день» и применяются при проведении информационных и классных часов в учреждении образования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты воспитательной работы не поддаются разложению по баллам и процентам. Но я убеждена, что каждый из авторов краеведческих проектов и учебно-исследовательских работ, посетителей выставок и участников экскурсий с гордостью скажет: «Я живу в Беларуси!» А это и есть наивысшая оценка!

Как семена пшеницы, брошенные в землю, дают дружные всходы и «имеют свойство обернуться хлебом», так и семена знаний о родном крае и прославляющих его людях помогут сегодняшним школьникам вырасти достойными гражданами страны, подтверждая обоснованность и необходимость внедрения метода проектов в процесс патриотического и духовно-нравственного становления учащихся.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий