Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком младшего школьного возраста по автоматизации звука [л] в предложениях

- 14:12КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Сценарий занятия по автоматизации звука [л] в предложениях

 

Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: Звук [л].

Цель: автоматизация звука [л] в предложениях.

Задачи:

– развивать артикуляционную и мелкую моторику;
– уточнять артикуляцию звука [л];
– актуализировать умения в произношении звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях;
– формировать умение произносить звук [л] в предложениях;
– закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;
– закреплять навык употребления слов в предложении в правильной грамматической форме;
– развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие;
– воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, звуковая дорожка, картинный материал «слоги», картинный материал к играм, картинки со звуком [л], игрушка белка, смайлики, карточки с артикуляционными упражнениями, кегли.

 

Ход занятия

 

1 Организационный момент. Объявление темы занятия

Учитель-дефектолог: Послушай загадку и отгадай:

Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у нее рост,
Но зато пушистый хвост?

Правильно, это белка. Она принесла сегодня тебе много разных заданий, с помощью которых мы будем учиться правильно произносить звук [л] в предложениях.

 

2 Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Учитель-дефектолог: Перед тем как мы начнем выполнять задания, которые принесла белка, сделаем упражнения для языка.

Садимся напротив зеркала и выполняем следующие упражнения:

«Заборчик» – улыбнуться (зубы сомкнуты и видны), затем расслабляем и так под счет 7 раз;
«Чашечка»
– рот открыт, широкий язык поднять к верхней губе, загнув боковые края кверху;
«Иголочка»
– рот открыт, язык высунуть вперед и сделать его узким, удержать в таком положении, а затем спрятать за зубы. Повторяем 7 раз;
«Лопаточка»
– рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык;
«Грибок»
– рот приоткрыт, присосать широкий язык к нёбу и открыть рот;
«Футбол»
– губы сомкнуты, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку под счет;
«Вкусное варенье»
– рот приоткрыт, широким языком облизываем верхнюю губу по счет;
«Чистим зубки»
– кончиком языка «чистим» верхние и нижние зубы. Сразу выполняем упражнение с закрытым ртом, потом с открытым.

 

Уточнение артикуляции звука [л]

Учитель-дефектолог: Куда нужно поставить язык, чтобы получился красивый и правильный звук [л]? Правильно, вверх, к верхним зубам. Давай поможем белочке встретиться с гусеницей и лягушкой. Бери маленькую белочку и веди её по дорожкам, произнося звук [л]. Молодец!

Упражнение «Белка и слоги»

Учитель-дефектолог: Белка принесла слоги со звуком [л] для тебя. Произносим эти слоги, попеременно соединяя большой палец правой руки с другими пальцами на этой руке (ла, ло, лу, лы). Молодец! А сейчас произносим слоги, попеременно соединяя большой палец с другими на левой руке (ал, ол, ул, ыл)

Игра «Найди пару»

Учитель-дефектолог: Сейчас тебе нужно называть картинки на левой стороне и находить эту же картинку на правой стороне. Когда найдешь, на эти картинки ставишь кегли. Молодец!

Теперь давай попробуем придумать новые слова к тем, которые ты назвал. Клубника какая? (Клубника вкусная). Белка какая? (Белка пушистая). Булавка какая? (Булавка острая).

И так с другими словами на картинке.

 

Физминутка

Учитель-дефектолог: Сейчас немного отдохнём (встаём). Когда я скажу «столбики», мы стоим, а руки вдоль тела, «ёлочки» – руки разводим в стороны, «пенёчки» – садимся вниз. Молодец.

 

Игра «Белка увидела»

Учитель-дефектолог: Белка в лесу гуляла и много чего видела. Проговаривая, бери нужную картинку и ищи такую же на изображении около белки.

(Белка увидела лупу. Булка увидела палатку. Белка увидела лодку. Белка увидела осла. Белка увидела яблоко)

Игра «Белка сорвала цветы»

Учитель-дефектолог: Посмотри, сколько цветов белка принесла для тебя. Сейчас будешь брать картинку с изображением цветка и класть на такой же цветок, отвечая на вопрос, какой цветок сорвала белка?

(Белка сорвала календулу. Белка сорвала колокольчик. Белка сорвала подсолнух. Белка сорвала ландыш. Белка сорвала фиалку)

Игра «Белка положила в дупло»

Учитель-дефектолог: У белки в дупле много желудей. На каждом желуде что-то нарисовано. Тебе нужно рассказать, с каким изображением белка положила желудь в дупло.

(Белка положила в дупло желудь с ластами. Белка положила в дупло желудь с ложкой. Белка положила в дупло желудь с блузкой. Белка положила в дупло желудь с лампой. Белка положила в дупло желудь с платком. Белка положила в дупло желудь с клоуном. Белка положила в дупло желудь с лыжами…) Молодец!

 

Игра «Помоги белке дойти до дома»

Учитель-дефектолог: Поможем белке дойти до дома. Соединяй картинки между собой маркером, проговаривая: «Белка шла и (название картинки) нашла».

(Белка шла и вилку нашла. Белка шла и блокнот нашла. Белка шла и иголку нашла. Белка шла и глобус нашла. Белка шла и пенал нашла. Белка шла и мелки нашла. Белка шла и баклажаны нашла. Белка шла и клубок нашла).

Молодец, ты помог белке добраться до дома.

 

3 Заключительная часть

Итог занятия

Учитель-дефектолог: Ты выполнил все задания, которые тебе принесла белочка. Что мы делали на занятии? Какой звук ты учился проговаривать?

 

Рефлексия

Учитель-дефектолог: Что на занятии тебе понравилось больше? Всё ли было легко выполнить? Если тебе сегодня на занятии всё удалось выполнить хорошо, то выбери веселый смайлик и прикрепи на доску под такой же смайлик, а если наоборот, выбирай грустный смайлик.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий