Заколдованный лес. Коррекционное занятие по автоматизации звука [л] в словах и словосочетаниях

- 16:20КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Сценарий коррекционного занятия по автоматизации звука [л]

 

Светлана КУРЧЕВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

 

Задачи:

обучающие

– развивать умение правильно произносить звук [л] в словах и словосочетаниях;
– развивать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;

коррекционные

– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать пространственные представления, зрительное, тактильное восприятие, развивать умение соотносить натуральный предмет с контуром;

воспитательные

– вызывать желание оказывать посильную помощь;
– воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца.

Оборудование: лукошко, игрушка белочка, верёвочка (2–3 метра), предметные картинки: «Ёлка», «Жёлудь», «Лось», «Белка»; игра «Контуры»: предметные картинки на звук [л] и контуры к этим картинкам; игра «Яблонька» (вырезанный из красного картона силуэт яблока с наклеенной предметной картинкой со звуком [л], коробочка-копилка с прорезью); игрушка пчела на шпажке; игра «Колокольчики» ((колокольчик – вырезанный из голубого картона силуэт колокольчика с наклеенной предметной картинкой со звуком [л]), штырёк); вырезанные из линолеума контуры лося, волка, ласточки, белки, мелкие игрушки из киндер-сюрприза лося, волка, ласточки, белки, тканевой мешочек; игра «Один – много»: предметные картинки «со звуком» [л] в единственном и множественном числе; разрезная картинка «Колдунья», игрушка колдунья.

 

Ход занятия

 

Учитель-дефектолог: Здравствуй, Имя ребенка! Давай с тобой поиграем в игру «Настроение»: если у тебя хорошее настроение – показываешь пальчиками «солнышко» (пальцы раскрыты, соединены большие пальца и мизинцы), а если плохое – «тучки» (кулачки). Почему у тебя хорошее (плохое) настроение? Путаем наши настроения. (Упражнение «Кулак – ладонь»). Делаем большое солнышко: соединим наши пальчики большие с мизинчиками, образуя кружок. Посмотри, какое красивое солнышко у нас получилось! Дуем на него – пусть теплый ветерок летит по свету и согреет всех, кому плохо.

Ой, смотри, что это? Это лукошко, и в нём кто-то прячется. Посмотрим кто это? Да это же белочка! Кто прятался в лукошке? (В лукошке пряталась белочка). Послушай еще раз и догадайся, о каком звуке мы будем говорить: в Лукошке прятаЛась беЛочка. (Мы будем говорить о звуке [л]).

Учитель-дефектолог: Давай спросим у белочки, почему она прячется в лукошке.

Белочка: В наш лес пришла злая колдунья и заколдовала весь лес. Только мне удалось спрятаться.

Учитель-дефектолог: Почему же злая колдунья так разозлилась?

Белочка: У злой колдуньи был портрет, а волчата играли и случайно порвали, и разбросали его. Вот колдунья и рассердилась.

Учитель-дефектолог: А может, если мы соберём портрет, то нам удастся расколдовать лес. Поможем расколдовать лес?

Чтобы попасть в заколдованный лес, нужно пройти по тропинке и запомнить дорогу. Чтобы лучше запомнить дорогу – называй, что ты видишь слева и справа. (Ребёнок идёт по верёвочке (пяточка – носочек), называя картинки, расположенные слева и справа от верёвочки: «Справа – ёлка, слева – жёлудь, справа – лось, слева – белка).

Учитель-дефектолог: Вот мы и оказались в заколдованном лесу. (Садимся за стол). Смотри, злая колдунья все предметы превратила в контуры. Чтобы их расколдовать, нужно правильно произнести название предметов.

 

Игра «Контуры»

На столе лежат контуры предметов. Когда ребёнок правильно называет предмет, контур заменяется предметной картинкой.

Учитель-дефектолог: Отлично! С первым заданием мы справились! Смотри, а вот и кусочек портрета колдуньи. Давай положим его в лукошко белочки.

Посмотри, на полянке стоит очень красивая яблонька. Давай поможем лесным жителям собрать все яблочки.

 

Игра «Яблонька»

Ребёнок бросает яблоко (вырезанный из красного картона силуэт яблока с наклеенной предметной картинкой на звук [л]) в коробочку-копилку с прорезью, произнося: «На яблоке луна» и т.д.

Учитель-дефектолог: Молодец, все яблочки собрал. А вот и награда – кусочек портрета. Положим его тоже в лукошко.

Посмотри, к нам прилетела пчела. Сиди тихонько и не шевелись, только следи за ней глазками

 

Зрительная гимнастика

Учитель-дефектолог: Смотри, пчела куда-то полетела. Давай пойдем за ней.

Смотри, пчела привела нас на лесную полянку, где растёт много колокольчиков. Давай соберём большой букет и подарим злой колдунье. Ей будет очень приятно, она станет добрее и поможет нам расколдовать лес.

 

Игра «Колокольчики»

На ковре разложены колокольчики (вырезанные из голубого картона силуэты колокольчиков с наклеенной предметной картинкой со звуком [л]). Ребёнок нанизывает колокольчики на штырёк, произнося «На голубом колокольчике ландыши» и т.д.

Учитель-дефектолог: Какой красивый букет у нас получился! Смотри, а вот и ещё один кусочек портрета! Положим его тоже в лукошко.

Мы устали, пока собирали колокольчики, давай сядем за стол и отдохнём. Ой, послушай, кто-то плачет. Кто же это? А это животные, которых заколдовала колдунья. Посмотри, они стали совсем плоскими. Ты догадался, кто это? (Это лось, ласточка, белка, волк). Как же их превратить в настоящих зверей? У меня есть волшебный мешочек. Мы положим туда контуры животных, ты будешь их трогать руками, и, если правильно их назовёшь, они станут настоящими. (Контуры правильно названных животных заменяются мелкими игрушками из киндер-сюрприза). Животные благодарны, за то, что ты им помог, и дают еще кусочек портрета. Положим его тоже в лукошко.

В заколдованном лесу стало очень тихо и пусто. Злая колдунья заколдовала многие предметы, и они просто исчезли. Чтобы их вернуть, нужно назвать их во множественном числе. Попробуем?

 

Игра «Один – много»

Ребёнок называет предметные картинки в единственном и множественном числе: «Один жёлудь – много желудей» и т.д. У нас всё получилось, и мы получаем ещё кусочек портрета. Смотри, мы собрали весь портрет. Нужно вернуть его колдунье и попросить, чтобы она расколдовала лес полностью.

Колдунья: Вы нашли мой портрет! Ну что ж, я готова расколдовать лес, если Имя ребенка ответит на мои «хитрые» вопросы. Согласны?

Куда (в начале, в середине, в конце) спрятался звук [л] в словах лак, пол, малыш.
Отхлопай слово велосипед и назови, сколько в нём слогов.

Одинаково я говорю или по-разному: ложка, ложка, ложка, ножка, ложка.
Чем отличаются эти слова?

Я назову слова, а ты ответишь, какое слово самое длинное, а какое самое короткое. Слушай внимательно: ложка, лак, велосипед.

Колдунья: Ну что ж, Имя ребенка ответил на все вопросы. Я согласна расколдовать лес.

Учитель-дефектолог: Спасибо, колдунья. А Имя ребенка приготовил тебе сюрприз. Он собрал для тебя букет колокольчиков.

Колдунья: Спасибо большое! Мне ещё никто и никогда не дарил такие чудесные цветы! Я тоже подарю Имя ребенка подарок. Белочка, доставай из лукошка сюрприз (шоколадка в виде монеты).

Учитель-дефектолог: Имя ребенка, а тебе понравилось занятие? Какой звук мы учились произносить? Что понравилось, что нет? Какое задание было самым тяжёлым, лёгким?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий