Украсим фартук белорусским орнаментом. Конспект занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» (аппликация) в средней группе

- 9:33ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» (аппликация).

 

Инна ЛОБИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 11 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

Тема: «Украсим фартук белорусским орнаментом» 

Программные задачи:

– формировать представления о предметах белорусской национальной одежды, о способах создания декоративной аппликации из бумаги с использованием приема прямолинейного вырезания;
– развивать умение составлять геометрический узор на полосе из ромбов, правильно располагать элементы узора, чередуя их по размеру и цвету;
– формировать умение использовать в работе средства выразительности (цветовая гамма, композиция);
– развивать интерес к творческой деятельности, эмоционально-позитивное отношение к декоративно-прикладному искусству;
– воспитывать эстетический вкус.

Материал и оборудование: кукла Алеся, изображение куклы в национальном костюме, карточки с элементами национальных белорусских узоров, магнитная доска, элементы узоров на магнитной основе; силуэтное изображение фартуков из бумаги; заготовки из бумаги красного и чёрного цвета; дополнительные заготовки бумаги для дифференциации в процессе работы; клеёнки; кисти, подставки под кисти, тканевые салфетки, розетки с клейстером; ножницы; аудиозапись белорусской народной музыки, музыкальный центр, пригласительные билеты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением одежды и быта белорусов, изделий белорусских мастеров, белорусских национальных орнаментов, дидактическая игра «Составь орнамент».

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Алеся. Давайте поздороваемся с ней. Она собралась на выставку белорусского народного искусства в «Город мастеров». А в гости к нам она пришла не случайно, а за помощью. Оказывается, Алеся тоже хочет принять участие в выставке и показать свои умения. Она очень любит украшать одежду белорусским орнаментом. На выставку она подготовила вышитые сорочки, головные уборы, безрукавки, но не успела украсить узором фартуки. Она узнала, что вы, ребята, очень дружные, трудолюбивые и творческие, поэтому решила попросить у вас помощи. Алеся сшила фартуки, а орнамента на них нет. Вы сможете помочь Алесе?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда нам нужно подготовиться и посмотреть, что нужно сделать, а Алеся останется у нас в группе. (Дети садятся на стульчики полукругом возле доски).

Воспитатель. Ребята, обратите внимание на женский белорусский костюм.

Наряд состоит из головного убора, длинной сорочки, безрукавки, юбки и фартука. Точно такой же наряд у Алеси. Посмотрите, какая она красивая.

В Беларуси всю одежду традиционно украшали вышивкой. Фартуки украшались узорами. Какую фигуру напоминает этот элемент узора? (Показ фигуры)

Дети. Ромб.

Воспитатель. Орнамент состоит из разнообразных сочетаний ромбов красного и чёрного цвета. Элементы в орнаменте чередуются. Чередование элементов – это обязательное условие в белорусском орнаменте.

Воспитатель. Ребята, какого цвета фартук?

Дети. Белый.

Воспитатель. А какие цвета присутствуют в орнаменте?

Дети. Красный и чёрный.

Воспитатель. Цвет фартука – белый, как символ чистоты. Красный цвет в орнаменте обозначает цвет солнца и жизни. Черный цвет – это цвет грусти, поэтому этого цвета меньше чем красного в орнаменте. Ромбы – символ хлеба.

Воспитатель. Ребята, вот фартук, который украсила орнаментом Алеся. Мы тоже будем составлять такой узор белорусского орнамента. Давайте его рассмотрим. (Рассматривание образца, знакомство с элементами узора)

Воспитатель. Какие элементы вы здесь видите?

Дети. Красные полосы, красные и чёрные ромбы.

Воспитатель. Где располагается узор из ромбов?

Дети. Между двумя красными полосами.

Воспитатель. Какие ромбы больше, а какие меньше по размеру?

Дети. Красные больше, а чёрные меньше.

Воспитатель. Почему в орнаменте красного цвета больше, а чёрного меньше?

Дети. Черный цвет – это цвет грусти, поэтому этого цвета меньше чем красного в орнаменте.

Воспитатель. Обратите внимание, как расположены ромбы в полосе, какое расстояние между ромбами. Давайте попробуем составить узор. Я выложу красные полосы, а кто-то из вас составит узор из ромбов между полосами (Дети составляют узор на магнитной доске).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Сравним, так ли получилось? (Дети сравнивают составленный узор на магнитной доске с образцом на фартуке)

Воспитатель. Посмотрите и скажите, где на фартуке размещена полоса с орнаментом?

Дети. По центру.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание на материал, который находится у меня на столе. Точно такой же есть на столах у каждого из вас. Чтобы приступить к выкладыванию узора на фартуке, нужно вырезать все детали орнамента из полосок бумаги красного и чёрного цвета. Когда узор будет выложен, можно приклеивать каждую деталь по очереди, возвращая её на место, после нанесения клея.

Я предлагаю вам пройти в художественную мастерскую и стать настоящими мастерами. (Дети садятся за столы.) Давайте вспомним важные правила безопасности при работе с ножницами. (Дети называют правила безопасного пользования ножницами.)

Воспитатель. Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем зарядку для наших пальчиков, подготовим их.

 

Пальчиковая гимнастика «Давай подружим пальчики»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в замок).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с больших пальцев),
Мы закончили считать!

(руки вниз, встряхнуть руками)

Воспитатель. А теперь вам предстоит самостоятельно украсить фартуки белорусским орнаментом. Работу мастеров всегда сопровождали музыка и песни. Пусть и для вас музыка будет помощником.

Самостоятельная работа детей под белорусскую народную музыку; воспитатель дошкольного образования следит за ходом работы, оказывает помощь при необходимости; обеспечивает дифференциацию деятельности воспитанников, ранее всех заканчивающих работу, предлагая дополнительные элементы для орнамента.

Воспитатель. Ребята, вы закончили работу, скоро открытие выставки в «Городе мастеров», и, самое время посмотреть, что же получилось. Несите свои работы, покажем их Алесе. (Дети размещают свои работы на стенде.)

Воспитатель.

Что я вижу?
Что за чудо?
Сколько радости вокруг!
Очень, дети, всё красиво!
И захватывает дух!

Алеся тоже довольна. Эти красивые фартуки она отнесёт на выставку. Вы сегодня очень старались.

Вам интересно было быть настоящими мастерами?
Что вам понравилось?
Чему вы научились?
Что вы запомнили?
Что было трудным? (Ответы детей)

Воспитатель. Вы настоящие мастера, маленькие народные умельцы. Вы помогли Алесе, проявили своё творчество, и Алеся в благодатность принесла вам пригласительные билеты на выставку белорусского народного искусства в «Город мастеров». (Детям вручаются пригласительные билеты.)

Воспитатель. Мы сегодня обязательно отправимся на выставку, и вы увидите там свои работы.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий