Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Для того чтобы помочь учащимся отработать навыки решения, запомнить алгоритм, научиться сравнивать и сопоставлять, применять полученные знания в незнакомой ситуации, я использую задания математического тренажера (полностью или частично, для групповых или индивидуальных форм работы и опроса), применяя при этом различные приемы работы.
При изучении темы «Задачи на все действия с дробными числами» в 5-м классе на этапе объяснения нового материала я применяю прием «Составь алгоритм». На доске записан пример и его решение. С помощью учителя учащиеся анализируют готовое решение и составляют алгоритм, который применяют при решении остальных заданий. Вводится система рассуждений, анализ решения, учащиеся учатся работать над схематической записью числовых выражений, изучают систему рассуждений, отрабатывают математические правила.
При изучении темы «Умножение и деление десятичной дроби на разрядную единицу» в 6-м классе на этапе проверки понимания изученного материала я применяю прием «Подай сигнал». Учащиеся самостоятельно решают задание, если им не понятно вычисление, рядом рисуют красный кружок. После проверки я понимаю, над каким действием ещё необходимо поработать на следующем уроке, а какие виды заданий уже усвоены.
При изучении темы «Формулы сокращенного умножения» в 7-м классе на этапе первичной проверки понимания изученного я применяю прием «Змейка». Сначала я предлагаю алгоритм в готовом виде. Подробно описываю каждое действие. Учащиеся работают по подробному алгоритму до тех пор, пока каждый не научится чётко и осознанно проговаривать свои действия. Далее алгоритм действий упрощается, и решение производится быстрее. Те учащиеся, которые овладели вычислительным навыком, работают самостоятельно, проводя вычисления в уме без проговаривания алгоритма.
При изучении темы «Формулы корней квадратного уравнения» в 8-м классе на этапе закрепления изученного материала я применяю прием «Посмотри и объясни». Учащимся, которые могут самостоятельно анализировать и сопоставлять вычислительные операции, предлагаю выступить в роли учителя и объяснить смысл данного вычисления.
При изучении темы «Рациональная дробь» в 9-м классе на этапе контроля и самоконтроля я применяю прием «Математический диктант». Одновременно с развитием вычислительных навыков начинаю работать с математическими диктантами над развитием устной и письменной математической речи. Такие тренировочные задания я использую при фронтальной, фронтально-коллективной работе, при работе в парах, группах, при подготовке к математическому диктанту на слух, для контроля знаний.
При изучении темы «Арифметическая прогрессия» в 9-м классе на этапе объяснения нового материала предлагаю учащимся в качестве создания «проблемной ситуации» прием «Вопрос». На доске представлены числовые последовательности, некоторые члены которых спрятаны за знаком вопрос. Предлагаю учащимся определить, какие члены последовательности скрыты.
При изучении темы «Формулы» в 5-м классе на этапе первичного закрепления понимания изученного предлагаю учащимся прием «Толстый и тонкий вопрос». «Тонкие вопросы» предполагают односложный ответ, а «толстые вопросы», в свою очередь, предполагают развернутый ответ на поставленный вопрос.
В каждом классе учащиеся отрабатывают вычислительные навыки, выявляют алгоритм вычислений, самостоятельно вырабатывают ход рассуждений, работают над проблемными ситуациями, выполняют задания, которые связаны с введением нового материала, с «математическими открытиями», анализируют числовые выражения и выражения с переменными. Для этого использую разнообразные приёмы, которые оказались наиболее эффективными, редактирую, ввожу новые.