Формирование метапредметной компетентности учащихся на уроке иностранного языка в условиях информатизации образования

- 9:46ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

В качестве примера автор предлагает фрагменты метапредметного урока в 10-м классе по теме «Виды жилья». Урок построен на основе зрительного образа, в основе которого лежит идея учебно–методического комплекса «Образы» Гейнора Ремси, и организован по алгоритму, который включает шесть этапов.

Наталья ЛУКАШЕНКО,
заместитель директора по УР
ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского г. Гродно»

 

 

В современном высоко конкурентном мире успешная реализация человека невозможна без сформированной метапредметной компетентности.

Метапредметная компетентность – это в каком-то смысле те навыки и умения, которые должен приобрести учащийся помимо знания предметов, и которые нужны для воспитания личности, способной мыслить, меняться и развиваться, без чего в современном мире человеку пришлось бы сложно.

Выделяется 9 компонентов метапредметной компетентности:

1) учебно-управленческий,
2) универсально-логический,
3) коммуникативный,
4) информационный,
5) исследовательский,
6) теоретико-онтологический,
7) технико-технологический,
8) инструментально-эпистемологический,
9) рефлексивный [4].

Чему в первую очередь учит метапредметный урок?

И.Кант утверждал: «Не мыслям следует учить, а мыслить». Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, поэтому на первый план должно выходить обучение способам работы с информацией. Школьники должны учиться общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

Признаки метапредметного урока:

– обязательное целеполагание;

– присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;

– создание проблемных ситуаций: учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;

– активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;

– рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

– способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

Задания на метапредметном уроке должны быть продуктивными –такими, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Чтобы составить продуктивные задания, необходимо придерживаться некоторых принципов. Эти задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, который мы хотим формировать на данном уроке. При составлении целесообразно выбрать информационные единицы минимума содержания, с которыми школьники будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.

Предлагаются следующие начала формулировки продуктивных заданий:

Проанализируйте… Докажите… Объясните… Сравните… Создайте схему или модель… Исследуйте… Оцените… Придумайте на основе… Составьте алгоритм… Найдите и исправьте ошибки… Представьте в виде…

В качестве примера предлагаем фрагменты метапредметного урока в 10-м классе по теме «Виды жилья».

 

Цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут аргументированно высказывать свою точку зрения по теме урока.

Коммуникативные задачи:

– активизировать языковой материал в устной речи;
– способствовать развитию критического мышления учащихся;
– совершенствовать навыки учащихся анализировать информацию и представлять свою точку зрения;

Развивающие задачи:

– способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферы учащихся;
– способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (побуждать учащихся делать обобщения, выводы, сравнения);
– совершенствование умения выделять ключевую информацию, систематизировать ее и использовать как опору для построения устного высказывания.

Воспитательные задачи:

– совершенствовать навыки сотрудничества, партнёрства, социального поведения в коллективе;
– формировать уважительное отношение к разным точкам зрения и мнениям других;
– формировать личную позицию по отношению к вопросу жилья.

 

Урок построен на основе зрительного образа, в основе которого лежит идея учебно-методического комплекса «Образы» Гейнора Ремси, и организован по алгоритму, который включает шесть этапов:

1) Подумайте о том, что вы видите, и расскажите…
2) Используйте воображение и расскажите…
3) Поговорите с партнером и выясните…
4) Обсудите в группах и придите к мнению… 
5) Расскажите о своем опыте…
6) Напишите комментарий по поводу…[1].

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

Учитель приветствует учащихся, создает атмосферу иноязычного общения и вместе с классом визуализируют тему и цель урока при помощи облака слов, которое представляет ключевые слова урока, используя сервис www.wordart.com.

Для освоения учебно-управленческой компетентности дети учатся грамотно формулировать цель предстоящей деятельности, определять смысл достижения цели, формулировать задачи на основе соотнесения цели с условиями её достижения, расставлять приоритеты деятельности, анализировать ситуацию на предмет соотнесения желаемого и действительного, адекватно оценивать имеющиеся для достижения цели ресурсы (временные, интеллектуальные, информационные, материально-технические и др.).

 

2 Операционно-деятельностный этап

Первый этап – Think about the picture – предполагает развитие воображения и навыков описания своих ассоциаций, опираясь на предложенный зрительный образ.

Учитель предлагает, опираясь на вопросы, высказать свои предположения о семье, которая нуждается в новом жилье, и их жилищных условиях.

Задание 1

Think about the picture.

What type of housing have they got:

– a semi– detached house;
– a flat;
– a houseboat;
– a travel trailer.

Why do they need a new home?

– lack of space;
– bad infrastructure;
– too expensive.

Использованная наглядность создает коммуникативную мотивацию, активизирует мышление и воображение учащихся, которые психологи относят к ведущим познавательным процессам. Предложенный зрительный образ предполагает выказать оценку, личное отношение к изображению, заставляет учащихся извлекать речевой материал из памяти, исходя из того, что подсказано установкой учителя и вопросами предложенного задания.

Этап Use your imagination предполагает монолог-описание, монолог-прогнозирование, монолог-рассуждение. Вопросы, предлагаемые на этом этапе, могут служить планом для высказывания. Учащийся говорит, опираясь на предложенные вопросы.

Задание 2

Use your imagination (The questions are like a plan for your monologue).

In what country can they live?  How old are they? Is it a full family? What are their hobbies? What is their way of life? Do they spend much time at home?  What is their financial position? Do they live in a house or a flat? Who created the design of their house? Is it old or modern? Do they have enough space? Do the children share a room? Why would they like to buy a new house/flat? Are they satisfied with the location of their dwelling? What don’t they like about their living conditions?

На этом этапе от учащихся требуется умение комментировать увиденный образ, делать сравнения, обобщения и выводы. Также им необходимо уметь выражать свое отношение к воспринимаемому образу, свои мысли по поводу увиденного.

На первом и втором этапах умения использовать дедукцию и индукцию, самостоятельно формулировать мысли и ясно их излагать, выдвигать собственные версии и аргументировать их состоятельность; логически непротиворечиво рассуждать, доказательно обосновывать занимаемую позицию, понимать поставленные вопросы, выделять суть задания формируют универсально-логическую компетентность.

Следующий этап – Group opinion – опирается на опыт учащихся, требует от них умения работать в группе, взаимодействовать для достижения общего результата.

Учитель предлагает обсудить в группе и аргументировано доказать, какой вид жилья подойдет данной семье, используя ментальные карты, подготовленные дома при помощи сервиса www.сoggle.it .

Задание 3

Group opinion (work in groups of 3 or 4).

Give the family advice on the best type of accommodation for them, prove your point of view. (card 1– flat; card 2– house)

Работа с ментальными картами дает возможность побуждать самостоятельную мысль ученика. В процессе создания ментальных карт формируется универсально-логическая компетентность, в основе которой лежат умения безошибочно и продуктивно выделять главное и второстепенное, существенное и несущественное, общее и единичное; использовать в учебной работе сравнение, анализ, синтез, сериацию, группировку, классификацию. Опыт работы со схемами также формирует инструментально-эпистемологическую компетентность.

Во время работы в группе от учащихся требуется умение обобщать, делать выводы, строить доказательство, самостоятельно формулировать мысли и ясно их излагать; доказательно обосновывать занимаемую позицию, высказанную точку зрения, аргументировано опровергать мнение, с которым не согласен, даже если его высказывает большинство.

На этапе Talk to your partner and find out учащимся требуется умение общаться в форме диалога, использовать изученные лексические структуры в новых ситуациях.

Учитель предлагает учащимся парную работу, где один из учащихся продает жилье, а второй покупает.

Задание 4

Talk to your partner and find out

– what type of dwelling it is;
– if it is a period or modern house;
– if the house situated in the center of the city or in the suburbs;
– if it has developed infrastructure around;
– what the advantages of the dwelling are;
– what the disadvantages of the dwelling are;
– what helps to feel comfortable and safe in his house;
– the price of the house.

Третий и четвертый этапы урока формируют коммуникативную компетентность учащихся, позволяющую грамотно формулировать и эффективно решать различные коммуникативные задачи. Во время парной и групповой работы от учащихся требуется умение слушать и слышать другого человека; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение адекватно использовать речевые средства; принятие разных точек зрения; умение вести диалог, коллективно обсуждать вопросы; умение планировать и организовывать сотрудничество с другими людьми; уважительное отношение к партнерам; умение выстраивать взаимодействие в соответствии с морально-этическими нормами.

На этапе What about you? учащиеся пользуются наводящими вопросами для построения высказывания, базирующегося на собственном опыте.

Учитель предлагает учащимся описать свое жилье, проанализировав его преимущества и недостатки.

Задание 5

What about you? (The questions are like a plan for your monologue)

What do you like/dislike about the location of your house? Have you got enough space in your flat/house? What combination of colours has it got? What gives your house a special touch? What is your favourite room in your flat/house? How is it furnished? What modern facilities are there in your house? How is your kitchen equipped? Is it easy to keep the house clean? What are your parents’ household chores? How do you feel about the place you live in? What is most precious for you in your house? What would you like to change in your dwelling? How do you spend time in your room? How does your room reflect your character and personality? What are the main advantages of your house/flat? What are the disadvantages Would you like to move house? Where? Why?

От учащихся требуется умение логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения.

 

3 Оценочно– рефлексивный этап

В качестве домашнего задания учащимся предлагается сделать описание своего дома для продажи.

Задание 6 (Домашнее задание)

Write about it

Write a property description to sell your house.

На двух последних этапах умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение адекватно использовать речевые средства, умение представлять информацию в письменной и устной форме являются показателями сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

В качестве рефлексии учитель предлагает создать облако слов для оценки собственных знаний и умений.

Let’s make a cloud of “tags”. Fill in your reflexive cards with the beginning of the statements and continue them.

1. I could …
2. I learned …

Рефлексивный компонент метапредметной компетентности является сквозным в рассматриваемой системе. Это означает, что рефлексивный аспект включен во все без исключения компоненты метапредметной компетентности. Рефлексивный опыт позволяет обучающемуся сделать самого себя объектом анализа. Обратиться к основаниям собственной деятельности, распознать свои эмоциональные состояния. 

 

Список использованной литературы и источников

1 Борина, Л.А. Совершенствуй свой английский. Дидактический материал для совершенствования лексических навыков и развития речевых умений / Л.А.Борина. – Гродно : ГрГУ им.Я.Купалы, 2014. – 75 с.
2 Гелясина, Е.В. Метапредметная компетентность: сущность, содержание, критерии сформированности / Е.В.Гелясина // Народная асвета. – 2019. – № 1. – С. 7–12.
3 Гелясина, Е.В. «Человек компетентный» – ключевой ориентир проектирования образовательного процесса / Е.В.Гелясина // Народная асвета. – 2021. – № 5. – С.№ 3–6.
4 Гелясина, Е.В. Метапредметная компетентность обучающихся: инструменты формирования / Е.В.Гелясина // Народная асвета. – 2022. – № 1. – С. 7–10.
5 Громыко, Н.В. Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании /Н.В.Громыко [Электронный документ]. – Режим доступа: http://ug.ru/method_article/90. – Дата доступа: 20.09.2015.
6 Громыко, Н.В. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы со знаниями /Н.В.Громыко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1314.ru/taxonomy/term/7. – Дата доступа: 25.08.2014.
7 Чуланова, Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.А.Чуланова; Саратовский национальный исследовательский гос. университет имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2017. – 24 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий